Руководителей госпредприятий и бюджетных учреждений решили защитить от произвола собственников. Теперь директора такой организации нельзя будет уволить без веских на то оснований.
Депутаты Андрей Исаев и Александр Хинштейн (ЕР) внесли в Госдуму поправки к ст. 278 и 279 ТК РФ, призванные уточнить "порядок прекращения трудового договора с руководителем унитарного предприятия в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении трудового договора".
Сейчас увольнение руководителя по п. 2 ст. 278 может производиться произвольно, по решению собственника, и подчас директоров увольняют "волюнтаристски", без учета интересов организации, а иногда и исходя из корыстных интересов "лиц, принимающих решения". Оспаривание таких увольнений в суде сводится, как правило, к чисто процедурным моментам. То есть в основном к проверке судом того, как соблюдается порядок расторжения трудового договора, но не его обоснованность.
Авторами сформулированы три требования, выполнение которых необходимо при увольнении в данном случае: решение об увольнении принимается для реализации и защиты прав и законных интересов собственника имущества; должны приниматься во внимание законные интересы организации; руководитель должен иметь право на судебную защиту от возможного произвола и дискриминации. А чтобы последнее требование не было декларацией, следует дать суду правовые основания оценивать обоснованность расторжения контракта, для чего нужно закрепить в тексте ТК обязанности выполнять первые два требования при принятии решения о расторжении договора.
Еще в 2006 году был принят законопроект, решающий подобную проблему для руководителей ФГУПов, причем решено было урегулировать проблему на уровне подзаконного акта. По закону от 30.06.2006 № 90-ФЗ п. 2 ст. 278 ТК дополнили нормой о том, что решение о прекращении трудового договора по рассматриваемому основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается собственником "в порядке, установленном правительством РФ". До сих пор правительством был урегулирован лишь порядок увольнения руководителей ФГУПов. А при расторжении контракта с руководителями других унитарных предприятий "критерием для определения возможности увольнения служат результаты аттестации руководителя", а это, скорее, основание для расторжения трудового договора по "несоответствию должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации" (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК). Кроме того, подзаконные акты правительства не распространяются на руководителей региональных и муниципальных унитарных предприятий, да это и невозможно по законодательству о разграничении полномочий центра и регионов.
Законопроект закрепляет, помимо оснований, уже предусмотренных законодательством, три основания для прекращения трудового договора с руководителем организации: отстранение от должности руководителя организации-должника по законодательству о несостоятельности (банкротстве); принятие уполномоченным органом юрлица (собственником имущества организации, уполномоченным собственником лицом или органом) решения о прекращении трудового договора; по основаниям, предусмотренным трудовым договором. Решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК, может приниматься в целях предотвращения возникновения условий, препятствующих реализации и защите прав и законных интересов собственника, а также законных интересов данной организации. Поправки устанавливают, что для всех унитарных предприятий-организаций должен быть оп-
ределен четкий порядок принятия уполномоченным решений об увольнении руководства. А именно - он устанавливается в зависимости от того, в чьей собственности находится унитарное предприятие, учреждение (то есть правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления). Руководителей других организаций увольнять по данному основанию будут в порядке, установленном в учредительных документах.
В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК ему выплачивается компенсация "в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка". Сейчас же в ст. 279 содержится дискриминационное условие о том, что компенсация руководителю при увольнении его в соответствии с п. 2 ст. 278 выплачивается только "при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя". Это условие проектом исключается, поскольку увольнение по данному основанию не относится к дисциплинарным взысканиям, применяемым в случае наличия вины работника, и не требует соблюдения порядка наложения дисциплинарных взысканий.
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте