Top.Mail.Ru
Парламентская хроника

Грабители и мошенники получат штраф или условный срок

Холодное лето 2011-го?

25 февраля Госдума одобрила в третьем чтении президентские поправки к Уголовному кодексу, призванные "либерализовать" законодательство. По многим видам преступлений наказания в виде лишения свободы заменят штрафом или исправительными работами. Документ одобрит Совет Федерации и подпишет президент. После введения закона в действие он будет иметь обратную силу, так как смягчает ответственность за преступление. Пересмотра приговоров ждут свыше сотни тысяч осужденных.

"Президентский пакет" позволяет смягчить наказание за совершение 114 видов преступлений, в том числе экономических, тяжких и особо тяжких. Санкции по 11 составам преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф - в качестве основного вида наказания, а по 12 составам - исправительными работами; уточнены размеры штрафов с учетом размера зарплаты (иного дохода) осужденного. По ряду составов преступлений (экономических, а также тяжких и особо тяжких) исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. Например, в статьях, карающих за хулиганство, грабеж (в том числе организованной группой) и мошенничество (даже в особо крупных размерах). Верхних пределов наказания проект не отменяет.

Против выступили фракция КПРФ и большая часть фракции "СР". Николай Коломейцев (КПРФ) выступил с заявлением, в котором указал, что УК РФ "расслаивается": богатей, совершивший преступление, сможет откупиться и подпасть под "минимальный предел", а то и вовсе избежать наказания и продолжать совершать преступления. Тогда как простой человек ответит по полной... Особый акцент коммунист сделал на безнаказанности для "экономических" преступников, а не для совершивших преступления против личности. По его словам, число корыстных и "экономических" преступлений последние 10 лет безостановочно растет, а "кривая привлечений" по ним неуклонно падает.

При обсуждении поправок началась пикировка между докладчиком, зампредом комитета по законодательству Владимиром Груздевым ("ЕР"), и "справедливцами", настаивавшими на сохранении нижних пределов наказания. То есть фактически на ужесточении наказаний по сравнению с вариантом, предложенным президентом, и поправками, внесенными единороссами. Депутат Михаил Емельянов ("СР") потребовал убрать норму об отмене нижних пределов по ряду тяжких преступлений, в частности по ст. 111 УК, карающей за умышленное причинение вреда здоровью (минимальный срок по ней сейчас два года, а за преступление, совершенное в группе, - пять лет). Груздев ответил, что верхний предел наказания не снижается, а умышленное причинение вреда здоровью происходит в основном "в пьяных драках". Ну а раз никого не убили и не покалечили, то и упекать участников потасовки на два года в тюрьму негуманно.

Глава комитета ГД по вопросам женщин, семьи и детей Елена Мизулина ("СР") выступила против снижения нижних пределов по кражам, совершенным организованной группой, так как это окончательно коррумпирует суды. Группировки-де легко смогут откупаться и превращать наказание в фикцию. Так, в ст. 158 ("Кража"), по мнению Мизулиной, необходимо сохранить нижний предел "от пяти лет" за совершение кражи с нанесением крупного ущерба. Груздев с иронией заметил, что ни о каком смягчении наказания речи нет, а давно установленная в УК сумма крупного ущерба - 250 тыс. руб. - не соответствует нынешним реалиям, так как для некоторых депутатов это всего лишь месячный заработок, в отличие от какой-нибудь пенсионерки... В ответ Мизулина заявила, что не знает, сколько получает оппонент, но точно знает, что, убрав нижние пределы наказания, законодатель снизит "главную ценность Уголовного кодекса - его профилактическую роль". Груздев парировал тем, что поправки Мизулиной ведут к переполнению тюрем, тогда как поправки единороссов как раз усиливают профилактику. Потому как если в отсутствие жестких нижних пределов человек получит полгода срока, то у него еще будет шанс "вернуться к нормальной жизни". В итоге Груздев подчеркнул, что поправки "справедливцев" о сохранении нижних пределов по ряду статей, карающих за разбой и вымогательство, как раз приняты. (Впрочем, такой подход распространен не на все "тяжкие составы" в целом, а лишь на отдельные статьи.)

По мнению юристов, причина ожесточенных споров вокруг проекта в том, что он даст возможность уходить от наказания не "несунам" или "магазинным клептоманам", а настоящим преступникам, объединенным в банды. По ряду составов преступлений исключаются нижние пределы санкций в виде лишения свободы. В ответ оппонентам авторы проекта и парламентское большинство предлагают оценивать суровость и "неотвратимость" законодательства по верхнему пределу наказания (он не отменяется), а гуманность и справедливость - по тому, насколько смягчение мер к виновным способно наставить их на путь истинный и спасти для общества. Когда подобная аргументация высмеивается, инициаторы проекта приводят ужасающую статистику о переполненности тюрем и "зон", превратившихся в душегубки и рассадники болезней. Ну а затем в ход идут и формальные аргументы. Так, Общая часть УК предусматривает, что за уголовное преступление нельзя сажать в тюрьму менее чем на два месяца, то есть абсолютно безнаказанным разбойник или мошенник от правосудия не уйдет. Оппоненты возражают: в Общей части УК существует и норма "о назначении наказания ниже низшего предела", которая нередко используется. (Инициаторы нововведений парируют, что такие приговоры, хотя и нередки, успешно обжалуются в кассационную инстанцию, которая их обычно отменяет.) Более того, в РФ существует суд присяжных, который полномочен вынести абсолютно любое решение - и чаще всего оправдательное...

Впрочем, ряд правозащитников основные положения проекта поддерживают. Например, эксперт Института прав человека Лев Левинсон, указывая на некоторую сомнительность части поправок, рекомендует пересмотреть верхние пределы и расширить применение "внетюремных" методов ограничения свободы виновного и контактов его с преступным миром...

Вадим БАРАБАНОВ

Мнения законодателей

Владимир ГРУЗДЕВ, зампред комитета ГД по законодательству ("ЕР"):


- Внесенные президентом изменения к УК предлагают установить типовую санкцию в виде лишения свободы, наиболее характерную для преступлений средней тяжести или тяжких либо особо тяжких. Из 68 составов преступлений предлагается исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы (верхние пределы не изменятся). Исключение нижних пределов сроков наказания в виде лишения свободы коснется таких составов преступлений, как незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, а также иных преступлений малой и средней тяжести. Для судебной практики по уголовным делам характерны чрезмерно большие сроки лишения свободы, потому что по многим составам преступлений установлены несоразмерно высокие минимальные пределы санкций.

Предполагается изменить статью 74 УК. В случае совершения условно осужденным в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения будет решаться судом.

Изменения не затронут наказания по ст. 105 УК "Убийство", за преступления против свободы, чести и достоинства личности, несовершеннолетних, здоровья населения, нравственности и, конечно, основ конституционного строя и безопасности государства. Поправки не коснутся состава преступлений, предусмотренных главой 17 УК ("Преступления против свободы, чести и достоинства личности"), за исключением статей "Незаконное помещение в психиатрический стационар" и "Клевета". Не затронут они и состава преступлений, предусмотренных главой 20 УК ("Преступления против семьи и несовершеннолетних"), в том числе таких, как убийство, изнасилование, контрабанда, теракт, бандитизм и т.п.

Поправки предоставят судам больше возможности избирать наказания, не связанные с лишением свободы: штраф, исправительные работы. По 114 составам преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста. Снижая нижний предел, мы не отменяем его в принципе, так как по Общей части УК наказание в виде исправительных работ может быть назначено на срок от 2 месяцев, в виде ареста - от 1 месяца, а в виде лишения свободы - от 2 месяцев.

Многое будет зависеть от правоприменительной практики. Каждое дело должно рассматриваться индивидуально. В суд снова должны начать ходить за справедливостью, а не просто за решением! Возрастает уникальность и важность судейского права на "личное усмотрение". Но и спрос с представителей судейского корпуса будет совсем другой.

И еще одно крайне важно. Самое страшное, когда человек теряет социализацию и контакт с внешним миром, а это неизбежно происходит, если он отправляется в места лишения свободы. Конечно, в стране непростая криминогенная обстановка. Тюрьмы переполнены. Поэтому стоило задуматься, как прекратить потворствовать увеличению количества заключенных. Нынешние поправки - первый шаг на пути к уменьшению количества преступников. Многие теперь получат шанс начать новую жизнь без пятна на репутации. Уже можно спрогнозировать качественные изменения: так, средний срок лишения свободы по указанным составам снизится более чем в два раза.

Светлана ГОРЯЧЕВА, депутат ГД (фракция "СР"):

- Мы изначально поддержали саму идеологию этого законопроекта - смягчить наказание по нетяжким составам преступлений: снять нижние барьеры и применить более мягкие санкции, в основном штрафные. И места лишения свободы нужно освобождать от лиц, не представляющих большой общественной опасности. Но, принимая законы, мы должны думать, как защитить законопослушных граждан и потерпевших, как люди отнесутся к нашим поправкам, когда начнется правоприменение. Мы предлагали ко второму чтению исправить изъяны, которыми грешит законопроект, внесли 15 поправок по тяжким составам, где предлагалось убрать нижние пределы и облегчить ответственность виновных. К сожалению, почти все наши поправки отклонены. К чему это приведет на практике?

К примеру, по части 3 статьи 111 УК за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (а туда же входят и преступления, связанные с извлечением органов человека, в том числе ребенка), совершенное организованной группой или в отношении нескольких потерпевших, можно будет получить два месяца. Что такое тяжкие последствия? Это либо полная слепота после совершения преступления, либо инвалидность в результате изъятия каких-то других органов. По нынешней норме за это предусматривается наказание (нижняя планка) от пяти лет, а после принятия этих поправок - будет два месяца. Притом что мы ратифицировали в 2004 году конвенцию ООН о противодействии транснациональной оргпреступности, и там прописано, что за серьезное преступление, совершенное организованной группой, лишение свободы не может быть менее четырех лет.

Тот же подход предлагается по другим составам: мошенничество, изготовление поддельных денег, изготовление фальшивых кредитных карт, фальшивомонетничество, выращивание наркотиков, отмывание денег - если совершены организованной группой, - таким же образом "непонятно" снижается нижняя планка. В первую очередь пользу от таких поправок получит организованная преступность, которая будет совершать тяжкие преступления и уходить от реального наказания.

Классики на злобу дня

"Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной ("Стоп-сигнал", у Преображенской заставы)".

Михаил Булгаков. "Собачье сердце"

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика