Госдума приняла проект закона “О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве”. Теперь его должен одобрить Совет Федерации и подписать президент.
Замминистра транспорта РФ Сергей Аристов сообщил депутатам, что Конвенция вступит в силу через год после ее ратификации 30-ю государствами - членами МОТ, общая доля валовой вместимости торгового флота которых составляет не менее 1/3. Ее ратифицировали уже 22 государства (общая доля - более 45%), и готовится ратифицировать Евросоюз. Конвенция прошла процедуру обсуждения с судовладельцами и профсоюзами и была поддержана теми и другими в РТК.
Конвенция включает три взаимосвязанных элемента: статьи, правила и кодекс. Кодекс детализирует требования к выполнению правил. В статьях и правилах, которые могут изменяться только Генконференцией МОТ, заложены основополагающие права и принципы и предусмотрены обязанности государств, ратифицировавших Конвенцию. Предусмотрен механизм контроля за соблюдением Конвенции государством флага судна и государством порта в рамках портового контроля. Все суда, плавающие под флагом государства - члена МОТ, будут регулярно предоставлять свидетельство и декларацию, подтверждающие соответствие трудовым нормам и их соблюдение в морском судоходстве. “Опережающая” ратификация России полезна, так как ее торговые суда после вступления Конвенции в силу могут быть проверены на соблюдение трудовых норм в порту любой страны, ратифицировавшей Конвенцию.
Кроме оговоренных в национальном законодательстве случаев (военные суда и вспомогательные суда ВМФ), нормы Конвенции применяются ко всем морякам и к судам, которые занимаются коммерческим морским судоходством. Конвенция обязывает каждое государство удостовериться, что его правовые акты обеспечивают: соблюдение основополагающих прав на свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение принудительного или обязательного труда; эффективное искоренение детского труда; ликвидацию дискриминации в сфере труда и профессиональной занятости. По Конвенции каждый моряк имеет право на безопасное и надежное рабочее место, которое соответствует нормам безопасности; справедливые условия занятости; достойные условия труда и жизни на борту судна; охрану здоровья, медобслуживание, социально-бытовое обслуживание и на другие формы соцзащиты. Государство-участник обязано в полной мере обеспечить реализацию этих прав моряков (на основе национального законодательства, через колдоговоры и соглашения, а также через “практическую деятельность”). Расходы по репатриации моряков подлежат удержанию с судовладельца государством, под флагом которого плавает судно. При этом государства способствуют репатриации моряков, служащих на судах, которые заходят в их порты или проходят через их воды, а также замене моряков на борту. Так, государство не должно отказывать в праве на репатриацию моряку из-за финансовых обстоятельств судовладельца или его неспособности либо нежелания найти замену моряку.
Депутат Максим Шингаркин (ЛДПР) спросил, будет ли РФ освобождать моряков, захваченных в заложники за рубежом: “Как должны защищать права граждан РФ, выполняющих функции моряков на судах, принадлежащих иностранцам, ходящих под флагами иностранных государств, особенно если не только трудовое законодательство в их отношении нарушается, но они захвачены или их удерживают в качестве заложников в портах до получения полных платежей с судовладельцев? Россия будет напрямую вызволять своих граждан или же апеллировать к международному сообществу?..” Аристов разъяснил, что нормы Конвенции не распространяются на случаи, связанные с преступными действиями. А решить проблему репатриации моряков, пострадавших от иностранных хозяев, государству вполне по силам, потому как в госбюджет будут закладываться средства - около 30 млн руб. в год. Но не сразу: на реализацию международных норм о труде в морском судоходстве “предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 - 2014 годах в сумме 30 тысяч рублей ежегодно”... “Если судовладелец, хоть и обязан по всем международным нормам, не в состоянии отправить на родину моряка - государство само приобретает все проездные документы и доставляет моряка на родину”, - заключил Аристов.
Вадим БАРАБАНОВ,
парламентский корреспондент
Досье
Комитет Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов поддержал законопроект, высказав предложения. Установлено, что ряд норм российского законодательства (о минимальном возрасте работника, зарплате, подготовке и квалификации, развитии карьеры, соцобеспечении, подаче и рассмотрении жалоб на нарушение трудовых прав) “соответствуют или эквивалентны нормам Конвенции”. Но выполнение ряда других норм (“по репатриации, найму и трудоустройству, медико-санитарному обеспечению и охране труда, питанию и социально-бытовому обслуживанию”) потребует целого корпуса правовых актов. Впрочем, Конвенция предусматривает определенную гибкость, включая как обязательные к исполнению нормы, так и носящие рекомендательный характер. Ее специфика в том, что наряду с нормами морского права она содержит “технические правила” (переработанные нормы Конвенций МОТ № 92 и № 133, Рекомендаций МОТ № 140 и № 141). В целом, по мнению комитета, анализ соответствия законодательства РФ положениям Конвенции показывает, что в нем “в достаточной мере реализуются положения и требования” Конвенции.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте