Если цены на нефть будут держаться на уровне 75 долл. за баррель и выше, то через полгода - год в экономике наступит кризис. Таково мнение Юрия ШАФРАНИКА, председателя Совета Союза нефтегазопромышленников (ССН) РФ, выраженное им на пресс-конференции “Мировой и российский топливные рынки: прогнозы и перспективы. Насколько подорожает бензин?”, состоявшейся 3 августа в издательском доме “Комсомольская правда”.
О намерении не давать конкретных цифр “в долларах, рублях и литрах” Юрий Шафраник заявил в самом начале мероприятия, обосновав это тем, что не хочет остаться “крайним оракулом”: “Пугать друг друга не надо. Нервы должны быть в порядке”. Однако все статистические выкладки председателя ССН РФ заставляют тревожиться. С 2000 по 2006 г. цены на нефть выросли в три раза, а на нефтепродукты (имеется в виду розничная цена) - в два раза. По ценам на бензин мы сейчас сравнялись с Нью-Йорком. Причем резкой скачок цен произошел как раз в последнюю пару лет.
По официальным данным, за последние полгода добыча нефти возросла на 2,5%, а экспорт - на 5%. Но стоит учесть, что достоверных данных по экспорту нет, и, скорее всего, эта цифра немного больше. В любом случае статистика говорит о том, что на внутреннем рынке стало меньше нефти.
Неблагоприятные тенденции наблюдаются и на рынке нефтепродуктов. При росте оптовой цены на 18% розничные цены увеличились лишь на 2,5%. Это, конечно же, не значит, что производители работают себе в убыток. Но цены на розницу сдерживались искусственно, и производство нефтепродуктов стало низкорентабельным, производители стараются получить прибыль от экспорта. Долго это продолжаться не может, и вскоре стоит ожидать скачка розничных цен на бензин.
По мнению Юрия Шафраника, дальнейший рост цен на нефть и бензин неизбежно приведет к кризису: “Расскажу о тенденциях. У нас прямая зависимость от мировых цен на нефть. При этом, что у нас, что на Западе, наблюдался парадоксальный эффект - цены на нефть росли, а экономика оживала. И если цена за баррель будет от 75 долларов и выше, то в течение полугода - года наступит предел адаптационным способностям экономики России и мира. Нужно будет ждать кризиса в самом худшем его виде. Наступит срыв в потреблении”.
По словам главы ССН РФ, от высоких цен на нефть, безусловно, выигрывает государство, которое собирает налоги, общество в целом, нефтяная промышленность и машиностроение. Но выигрывают они за счет сельского хозяйства и потребителя. То есть как только в России цена бензина достигнет 20 - 22 руб. за литр, аграриям и обычным автовладельцам просто не хватит денег на покупку топлива. Юрий Константинович говорит, что признаки кризиса заметны уже сейчас: он сам видел опустевшие поля одного из успешных фермеров - не хватило денег на дизельное топливо.
За прошедшие пять лет Россия выручила от нефтегазовой отрасли более 400 млрд. долл. (в самую успешную пятилетку, 1979 - 1984 г. г., СССР смог выручить всего 108 млрд.). Но скоро финансы не будут перекрывать отрицательных эффектов высоких цен на нефть, - в первую очередь, умирания остальных отраслей. В последнее время Запад, памятуя о предыдущем нефтяном кризисе (в результате которого цены за баррель с 45 долл. в 1983 г. упали до 9 долл. к 1986), “пошел в технологические отрыв”. Россия же, в которой с трудом оживает производство, рискует быть отброшенной из-за технологического отставания на несколько десятилетий назад. Предотвратить катастрофу, по мнению Шафраника, может развитие технологий, подорожание нефтяного сервиса и “резкое повышение ответственности совета директоров нефтяных компаний за результаты ценообразования”.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте