12 сентября в Госдуме РФ состоялся “круглый стол” на тему “Село в современной России: Рейдерство и газификация”. Однако истории, рассказанные на мероприятии, были не слишком внятные, и для того, чтобы составить целостную картину, мы обратились за комментариями в регионы.
Ведущий мероприятия, Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке рассказал, что этот “круглый стол” будет выполнен не в традиционном формате. Дескать, обычно на такие мероприятия приглашают только прессу и экспертов-профессионалов, которые обобщают проблему и делятся выводами. А в этот раз решили без экспертов обойтись и пригласить сельских жителей, которые “на себе прочувствовали проблемы и могут сообщить что-то из первых рук”. Формат действительно был нетрадиционным: много стихов, сказка про деревню Терпение, сентенции о том, как много значит для Руси крестьянство и как тяжел этот труд... Еще бы больше песен, и “круглый стол” пришлось переименовать в творческий вечер.
Свою роль сыграло отсутствие экспертов, “склонных обобщать”. На мероприятии были главы крестьянских хозяйств, “представители сел и деревень из сельских районов” Омской, Свердловской, Московской областей, депутаты Госдумы, заксобраний, правозащитники, эксперты. Коммунисты говорили о том, как стало плохо в последние годы, что на сельское хозяйство выделяется все меньше денег. Один из депутатов разъяснил, что такое рейдерство. “Представители сел” рассказывали путаные истории, из которых было понятно, что их как-то обманули. А вокруг коррупция. Гости “круглого стола” шумно соглашались и интересовались: “А знает ли об этом Путин?” Правозащитники рассуждали о том, что первичнее, - индивидуальное счастье или коллективное. И следили за регламентом.
Из фактуры отложилось повествование Василия Мельниченко о том, что его успешное предприятие было обманным путем захвачено рейдерами, а на защиту вышли только женщины села. И грустная повесть учительницы из деревни Верхний Карпуш. В деревне закрыли котельную с обещанием провести после этого газ. И обещания не сдержали. Три года после этого полдеревни зимовало без отопления (при морозах до минус 47-ми). Наконец газ подвели к домам. Но для того, чтобы провести его внутрь дома и установить котел, потребовали по 50 тысяч рублей с семьи. Жители устроили голодовку. А через 45 дней прекратили ее, не добившись результата.
Ярких предложений было два. Оба принадлежат Василию Мельниченко. Первое - устроить крестьянский ход к Путину. Второе - не поднимать народ, а делать новый, так как с этим каши не сваришь.
Полина САМОЙЛОВА
ОПРОС
Руководителей областных комитетов Профсоюза работников АПК РФ мы попросили ответить на два вопроса: проведен ли газ в поселки региона, и насколько актуальна сейчас проблема рейдерства для этих областей.
Александра МАЧНЕВА, председатель Липецкого обкома:
- По рейдерскому захвату земель, скорее всего в нашей области дела обстоят так же, как и везде. Наверное, случаются отдельные факты, но вот насколько часто и конкретные примеры... Сказать что-то определенное трудно, я не располагаю сейчас подобной информацией. А с газификацией сложностей у нас никаких нет. Мы занялись этой проблемой одними из первых, и сейчас газ проведен в 98% сел. Остались негазифицированными только мелкие поселки по 10 - 15 дворов. Этой проблемой наша область занимается последних 15 лет, и успешно справилась.
Юрий ЧЕСАКОВ, председатель Калужского обкома:
- Каких-то скандалов из-за захвата земель не было. Равно как и не было скандалов из-за газификации. Конечно, жителям приходится доплачивать за газовое оборудование, но можно взять кредит. И существуют программы, которые частично гасят проценты по этим займам.
Нина РЫБАКОВА, председатель Владимирского обкома:
- Да. У нас, как у всех, все были наделены долями сельскохозяйственных угодий. И теперь эти доли потихоньку продаются. Покупают их разные люди. В том числе и москвичи. Скупка есть. А вот о захвате не слышала. Газификация же у нас походит постепенно. Существуют программы “Оздоровление села” и “Социальное развитие села”. Согласно программе “Социальное развитие села” на газификацию выделяются значительные средства. Все они используются по назначению. Но сам процесс затянулся на годы. И никто не отказывается, ведь газ - это тепло. Конечно, не у всех людей есть средства, чтобы провести газ прямо в дом. Но кому-то родственники помогают, кому-то дети. Сейчас и банки достаточно легко дают кредиты. Я не слышала, чтобы кто-то отказывался от газа. Возможно, только одинокие старушки, которым некому помочь, откажутся по финансовым причинам.
Алексей ЗУБАРЕВ, председатель Омского обкома:
- О захвате земель в нашей области и рейдерстве я не слышал. Бывают ситуации, когда люди банкротятся, и тогда их земли берут в аренду фермеры. У нас инвесторы охотно идут в село, берут в аренду землю, вкладывают средства в развитие сельскохозяйственных организаций. Есть фермеры, у которых уже очень большое количество земель “в деле”. Но все это делается по закону, арендуется в хозяйствах.
О каких-либо серьезных проблемах, связанных с газификацией, я тоже не слышал. Газификация в области идет очень высокими темпами, ей лично занимается губернатор области - держит все под контролем. Во многие поселки газ уже подведен, котельные модернизированы, переведены на новое, более дешевое топливо. Но конечно, приобретение газовых котлов, строительство разводящих сетей возможно только с участием средств населения. Не всем это по карману. Но где-то часть этих денег вкладывают сельские хозяйства, предприятия, уменьшая расходы частным лицам. Но все это только на добровольных началах. Как можно заставить подключиться? С какими-то случаями нажима сталкиваться не пришлось. Хотя мы постоянно ездим, следим за подключениями - вопросы газификации у нас затронуты и в отраслевом соглашении и во многих коллективных договорах.
Николай ЧУПРИНА, председатель Белгородского обкома:
- У нас на 89 - 90% проведена газификация села, область была одной из первых в России, где эта проблема была практически решена. Губернатор начал свою деятельность с газификации сел. И тогда, пять лет назад, многое удалось сделать за счет государства. Конечно, и частник сам оплачивал, но это было четыре - семь тысяч рублей. У нас 10 - 12% не охвачено газификацией. Из-за чего? Допустим, хутор из шести домиков. Как туда коммуникации подтягивать? Там поставили дополнительную подстанцию, и они пользуются электроотоплением, электроплитой. А вы знаете, что стоимость электричества для частника выше, поэтому приравняли, и люди платят за электричество так же, как за газ.
Далее. В Белгородской области очень развито строительство в сельской местности. Поэтому вопрос встает по поводу дороговизны при подключении к газовым сетям. В нашей области сейчас разрабатывается программа - как за небольшую цену за счет бюджета газифицировать дома ветеранов, пенсионеров. Думаю, что этот вопрос будет разрешен за счет направления средств централизованно из областного бюджета. А когда выделяются новые участки под строительство, у нас сейчас такая система заложена: газ, вода, канализация, дороги - за счет администрации, за счет федеральных денег. Но когда человек приобретет участок и построит на нем дом, через три-четыре года, в соответствии с договором, он часть затрат должен возместить, от 20 до 30%.
Насчет захвата земель. Мы уже пережили серьезную попытку захвата чернозема бизнесменом из столицы. Им удалось скупить в пределах 45 тысяч гектаров. Паи скупали по 20 тысяч рублей. Сейчас судами признана незаконность этих сделок. Предлог был один: обосноваться здесь. Причем в ряде районов (хозяйств 10 - 12) скупщики запретили проводить весенний сев. У них была задача: скупить 100 тысяч гектаров чернозема. Ведь если 100 тысяч будет в одном месте и на них будет право собственности, то под такой залог международные валютные банки могли бы дать серьезные кредиты.
Сейчас для предупреждения подобных случаев все свободные земли уже скуплены в муниципальную или областную собственность. Скуплены по тем ценам, которые давал частник. Что администрация сделала для людей, чтобы они не продавали землю в чужие руки? Во-первых, предоставила возможность обменять свой пай на участок 15 соток в любом месте области. Издалека, за 300 км, приезжали люди под Белгород и брали участок. Во-вторых, пай можно продать Фонду индивидуального жилищного строительства. В-третьих - продать муниципалитету. Мы считаем, что преимущественное право имеет власть, а потом все остальные. Власть в лице муниципальной или областной эти земли скупила. Сейчас, если желаешь работать на этой земле, получай ее в аренду на 49 лет.
Количество собственников земельных паев уменьшается: кто умирает, кто детям, внукам передает. Многие не хотят оформлять пай в собственность, потому что при этом надо провести массу весьма недешевых мероприятий, собрать кучу документов. Поэтому многие считают, что лучше пай продать или обменять на участок.
Лариса ЖУРИНА, председатель Ярославского обкома:
- Проблема рейдерства существует. Самое главное, что происходит скупка земли. Тот, кто веками работал на земле, теряет эту собственность за весьма жалкие суммы. И на какие цели рейдер по заказу собственника будет эту землю использовать? А пока сам крестьянин, селянин опять остается без земли, без средств к существованию. И может оказаться так, что и без места проживания. Ведь если это частная собственность, ты даже пройти по этой территории не имеешь права. И такие прецеденты у нас уже возникают, когда новые собственники перекрывают дорогу и говорят: сегодня мы вам разрешаем ходить, а завтра не разрешим. У нас появляются инвесторы, которые тоже говорят: сегодня мы вам разрешаем сеять, на будущий год посмотрим.
В двух наиболее близких к столице районах Ярославской области практически вся земля уже скуплена. Это Угличский и Мышкинский районы. Там очень красивая природа, Волга... Так вот, в Угличском районе крестьяне уже столкнулись с проблемой - фермы оказались на чужой земле, и завтра выгонять скот на выгул уже некуда. Представитель нового собственника земли предлагает создать холдинг. Но что там будет на самом деле, нам не известно.
А сами селяне пока ждут поддержки государства. Мы же разрабатываем правовую базу на уровне области, чтобы на законном основании остановить процесс перекупки земли. Чтобы были соблюдены интересы региона, и сохранены земли сельскохозяйственного назначения.
Опрос провели Наталья КОЧЕМИНА, Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте