“За окном идет дождь, а у нас идет концерт”. Биржевой кризис в США и Европе в разгаре, курс доллара продолжает падать, основные продукты питания в России за полтора месяца подорожали в среднем почти на четверть.
Ну а в российской Госдуме кипит законотворчество. Зампред банковского комитета ГД Павел МЕДВЕДЕВ разработал и внес интересный законопроект о значительном усилении и без того необъятных полномочий Центрального банка РФ. Практически неподотчетного властям и находящегося, как мы помним, под контролем команды либералов во главе с Сергеем ИГНАТЬЕВЫМ.
По мнению автора, законопроект “О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального закона “О Центральном банке РФ” и статью 12 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” призван исправить нынешнее положение дел. Оказывается, сейчас Центробанк РФ может торговать на открытом рынке весьма ограниченным списком ценных бумаг, что препятствует исполнению его основной функции - пополнять свободную ликвидность банков (или наоборот), выбрасывая на рынок рубли либо забирая часть рублевой массы с рынка. (ЦБ приходится регулярно осуществлять выброс денежной массы через “валютные интервенции”, якобы с целью снижения инфляционного давления на экономику.) А теперь ЦБ позаботится о “проведении компенсационных по отношению к валютным интервенциям операций”. И прежде всего через продажу ценных бумаг Центральным банком РФ на открытом рынке, что должно привести к уменьшению денежной массы. То есть за счет подобных дополнительных “биржевых прав” ЦБ в конечном итоге будет более активно влиять на инфляцию, для борьбы с которой ему, видите ли, сейчас не хватает инструментов.
Согласно проекту, решать, какие бумаги Центробанк может использовать на открытом рынке, будет его совет директоров. Похоже, ЦБ явно ищет дополнительные способы влияния на фондовый рынок и намеревается определять конъюнктуру рынка в этом секторе. (При том Банк России сохранит все надзорные функции на банковском рынке в полном объеме.) Как распорядится этими полномочиями игнатьевская команда - вопрос остается открытым. Не исключено, что через биржевые площадки, к торгам на которых пока допущены только профессиональные участники рынка, главный банк страны, добиваясь уменьшения денежной массы и борясь с инфляцией, начнет выбрасывать большие объемы ценных бумаг, что может привести к переоценке их рыночной стоимости. Если это не биржевой кризис, то явно нечто похожее на него...
Законопроект планируется рассмотреть в начале ноября. Однако, если кризис ждать не будет, его рассмотрение вполне могут передвинуть на более ранний срок.
Кстати, многие компетентные люди предлагают верить в доллар и никаких кризисов не бояться. Даже хочется им доверять, ведь некоторые из них сами “родом из 90-х” и в антикризисных вопросах вполне компетентны. Потому как экономические реформы продвигали и дело знают. Например, член Общественной палаты, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин заявил: “То, что происходит в Америке, свидетельствует о некоторых изменениях среди игроков на рынке ипотечного кредитования, и вышедшая информация больше окажет влияния на рынок банковских акций, чем на всю финансовую систему США. Когда все говорят, что доллар падает, на самом деле он просто колеблется вверх-вниз, как это и было до пресловутого кризиса в Америке. И влияние на российский рынок мне кажется здесь минимальным, поскольку сегодня возможности защиты российского рынка только по золотовалютным запасам в четыре раза превышают признанную в мире необходимую степень защиты. Так что для экономиста сложившаяся ситуация - как просмотр старого мультфильма. Опасаться кризиса на российском ипотечном рынке и вовсе не стоит. Пока у нас ипотека занимает ничтожную часть в объеме ВВП, по ней покупается только 5% жилья. Во-вторых, в российском сегменте очень высокие проценты по кредиту. Поэтому изменения процентов на мировом рынке по отношению к нашим процентам незначительны, и ни к каким последствиям не приведут. Российскому бизнесу на этот кризис тоже не стоит никак реагировать. Поскольку на реальной работе никаких иных предпринимательских структур, кроме разве что финансовых аналитиков крупных банков, от которых будут требовать ежечасные отчеты об этом, кризис не скажется”.
Вадим БАРАБАНОВ
“А”- СПРАВКА
Из пояснения к проекту Федерального закона “О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)” и статью 12 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”
Сейчас “краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки” (операции РЕПО), проводимые Центральным банком, относятся к операциям ЦБ на открытом рынке лишь частично, а частично - к прочим операциям. Такое разделение инициаторов проекта не устраивает, они считают его неестественным, так как оно базируется “не на экономической природе” данных операций, а на сугубо формальных основаниях.
Операции с ценными бумагами на открытом рынке (при которых рост предложения достигается за счет денег, выпущенных в обращение при покупке ценных бумаг или облигаций, а его сокращение - за
счет изъятия денег из обращения при их продаже) являются наиболее гибким механизмом, позволяющим осуществлять целенаправленное воздействие на колебания уровня ликвидности. Посему поправки “служат целям обеспечения устойчивости национальной валюты (рубля)”. (По данным автора, национальное законодательство иностранных государств не содержит ограничений по объектам операций центральных банков на открытом рынке: центробанки самостоятельно решают, какие ценные бумаги для проведения операций на открытом рынке они будут использовать.)
К тому же “в сложившейся экономической ситуации стабильно высокого темпа притока иностранной валюты” ЦБ вынужден регулярно осуществлять эмиссию денежной массы путем проведения валютных интервенций. Для предотвращения инфляционных последствий избыточного роста предложения денег ЦБ будет “использовать более широкий набор инструментов”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте