Уже осенью Госдума может принять закон о введении продуктовых карточек для бедных на сумму 12 тысяч рублей в год. Группа высокопоставленных депутатов-единороссов разработала проект закона “О государственных продовольственных гарантиях и государственных продовольственных сертификатах”. Согласно документу, регистрацией “льготников” и выдачей сертификатов займется Пенсионный фонд, а в деталях механизм процесса определит правительство...
ЭВФЕМИЗМЫ И МЕХАНИЗМЫ
Идея введения продовольственных карточек была выражена руководством “Единой России” еще весной, после скачка цен в начале года. В первоначальных вариантах проекта эти “сертификаты” планировалось вполне по-советски назвать продкартами. Однако после встречи руководства направляющей партии с председателем Совета министров было решено не пугать простого постсоветского человека отсылками к социализму и придумать менее режущее слух название. Подобно тому, как в позднем СССР карточки стали именовать талонами. Культурно.
По опросу ВЦИОМ, проведенному в начале июня, более половины респондентов (51%) поддерживают “талонную” инициативу, против высказались более трети (34%) опрошенных, из них 15% - “категорически против”. При этом 60% граждан, поддержавших “карточную” идею, относятся к обеспеченным слоям населения, а среди малообеспеченных за введение талонов на питание выступила половина респондентов, но свыше 38% отвергли эту идею. Результаты этого исследования дают единороссам возможность утверждать, что идею введения продовольственных карт поддерживает большинство россиян. Не придерешься.
Согласно законопроекту, право на государственные социальные продовольственные гарантии получат: одиноко проживающие пенсионеры-мужчины в возрасте от 60 лет и пенсионерки-женщины в возрасте от 55 лет, не имеющие иного установленного источника дохода; инвалиды второй и третьей степени; дети-инвалиды; одинокие матери и отцы, воспитывающие проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет; дети в возрасте до 14 лет, проживающие с матерью или отцом, воспитывающими их без супруга (супруги); матери, отцы и дети многодетных семей, проживающие и зарегистрированные совместно; женщины и мужчины - единственные усыновители второго, третьего ребенка и последующих детей, проживающие и зарегистрированные совместно с этими детьми. Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего россиянина) должен быть полтора прожиточного минимума (“установленного в целом по РФ для соответствующей категории граждан”) или еще меньше. Номинал сертификата - “до 12 тысяч рублей в год”, и этой суммой бедняк сможет распорядиться “путем обмена сертификата на жизненно необходимые продукты питания” в соответствующих специализированных торговых организациях. Продовольственная госгарантия будет индексироваться в размере и в сроки, предусмотренные федеральным бюджетом, исходя из установленного им уровня инфляции (то есть “прогнозного”). По подсчетам авторов проекта, общее количество получателей продовольственных госгарантий “не должно превысить 3 - 5 млн человек”. А для реализации закона придется запланировать дополнительные расходы в госбюджете-2009 “на возмещение Пенсионному фонду в размере около 60 млрд рублей”.
Проект устанавливает и механизм получения сертификата. “Льготник” или его представитель должны подать письменное прошение в филиал Пенсионного фонда России (ПФР), предъявить паспорт и справку о доходах за предыдущий квартал. Далее в течение месяца в филиале ПФР проверят достоверность указанных гражданином сведений и вынесут решение: выдать сертификат человеку или отказать. (За недостоверность представленных сведений проситель понесет “ответственность в соответствии с законодательством РФ”.) После чего о решении его каким-либо способом уведомят (в течение пяти дней). Решение об отказе в выдаче сертификата можно обжаловать в суде, либо пройдясь по вышестоящим органам ПФР.
УЛУЧШАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ
Обсуждению “законопроекта о продталонах” было посвящено последнее в июле заседание Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) - основного “мозгового штаба” единороссов. Депутат ГД Игорь Игошин рассказал, что авторы проекта постарались “не прописывать детализировано степень и зону ответственности Правительства РФ”, а дать ему максимальную свободу при реализации закона. По словам Игошина, после внесения законопроекта на рассмотрение правительства оно “сможет детализировать алгоритмы тех действий, которые они должны будут в рамках законопроекта выполнять”. Как сообщил депутат, выдачу продкарт “предполагается проводить через Пенсионный фонд РФ, потому что он обладает всей необходимой инфраструктурой, ему не нужно дополнительное госфинансирование или расширение штата для того, чтобы осуществлять эту деятельность. Все возможности для этого на сегодня у него есть. ПФР готов взять на себя исполнение этой программы”. По мнению Игошина, “закон направлен именно на то, чтобы помощь получили самые малообеспеченные слои нашего общества”. При этом “были проведены оценка продовольственных корзин, расчет от сегодняшней стоимости базовых продуктов питания, которые необходимы человеку и которые могут быть гарантированы государством”. Отсюда тысяча в месяц и получилась.
Первый замруководителя фракции “ЕР” в ГД Татьяна Яковлева выступила с призывом не навредить: “Эти сертификаты уже назвали “кредитками на бедность”... Законопроект о продовольственных сертификатах преследует благородную социальную цель, но какой негатив он тут же вызвал в обществе!.. Поэтому, может, и не надо принимать отдельный специальный закон о продовольственной поддержке населения. Нужна точечная правка ряда законов, касающихся соцподдержки разных категорий нуждающихся. Надо увеличить социальные выплаты, и сделать их не по категориям, а адресными”.
Мнение бизнеса выразил Иван Оболенцев, председатель комиссии по агропрому Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). “За последний год рост цен на продовольствие обострил вопрос ценовой доступности продуктов питания для населения, и наиболее ущемленными здесь оказались социально незащищенные слои населения, - открыл он. - А меры государства по части замораживания цен на социально значимые продукты питания себя не оправдали. Более того, когда участники соглашения о замораживании цен вышли из него, цены резко пошли вверх”. В целом делегат от бизнеса проект поддержал, но высказал убеждение в том, что “городить какие-то новые торговые сети, которые будут работать только по этим сертификатам, нет смысла. Наоборот, этот сертификат должен отовариваться в любой торговой точке, - каждый волен сам распоряжаться государственной помощью. Важно то, что мы исключаем из списка алкоголь и табак, но увеличиваем покупательную способность населения именно на продтовары (на этот талон нельзя купить джинсы или утюги, скажем)”.
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Горегляд идею продкарт поддержал и указал на “мировую тенденцию повышения продовольственных цен со все более возрастающей дифференциацией доходов населения. Думаю, и в будущие годы эта тенденция не прекратится, и пока нет ясных экономических и социальных механизмов устранения этой диспропорции”. Однако его удивляет, “почему так легко Пенсионный фонд согласился”. По мнению Горегляда, в ПФР даже “не до конца понимают тот объем работ, который им придется выполнить. Так, под действие закона подпадают “категории населения, с которыми ПФР не работает, и численность этих категорий довольно велика. Кроме того, это специфическая работа: она потребует дополнительных форм учета и выверки расчетов”. К тому же государство “может потом столкнуться с ситуацией, когда все эти сети, супермаркеты, магазины будут предъявлять всевозможного рода счета и другие претензии к бюджету, и надо будет проводить выверку этих счетов, которая иногда до полугода длится. А если из госбюджета не рассчитываются, то проводящие сети, розничные компании начинают саботировать эти решения. Предположим, пришел человек со своим сертификатом, а из-за того, что с этим супермаркетом не рассчитались, его отказываются обслуживать... Я бы не отдавал разработку этих деталей на откуп правительственной бюрократии”, - заключил аудитор.
НИЧЕГО НЕ НАДО?
Высказаться по “закону о продкартах” уже успела и “оппозиция”. Председатель Совета Федерации и глава “Справедливой России” Сергей Миронов объявил, что введение продовольственных сертификатов “опасно и не нужно” уже хотя бы потому, что в реализацию этой идеи будут “вбуханы государственные деньги, которые окажутся в карманах нечистоплотных чиновников”. Миронов уверен, что идея о сертификатах коррупционна, ибо люди все равно реальных денег не получат, а государство продемонстрирует свою несостоятельность. Взамен спикер СФ предлагает деньгами соцпомощь не выдавать, а “работать по конкретному продукту”, в коем нуждаются люди. Считать ли таким продуктом, скажем, водку, которая, как учит нас наука, выводит из организма стронций и другие радиоактивные элементы, лидер “эсеров” не уточнил...
А первый зампред ЦК КПРФ и вице-спикер ГД Иван Мельников заявил прессе, что данная идея есть “увиливание от проблемы инфляции”, когда “вместо решения проблемы ее пытаются смягчить”, причем “смягчить не качественно, а путем игры в красивые термины”. По словам Мельникова, эти сертификаты - “попытка наложить слабенький компресс на горячий лоб нашей экономики, но это никакое не лекарство”. Взамен он предложил “менять экономическую модель, в которой 10% наслаждается жизнью, а 90% крутится, чтоб выживать”. И все...
Вадим БАРАБАНОВ
МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Андрей ИСАЕВ
зампред ФНПР, председатель комитета Госдумы РФ по труду и соцполитике
- Сейчас реальная общемировая проблема - рост цен на продовольствие. У нас есть ряд категорий населения, о защите которых в этой ситуации мы должны позаботиться. Наши оппоненты слева говорят: давайте просто повышать зарплаты и пенсии и вообще денег побольше платить. Однако мы и так повышаем зарплаты и пенсии, но мы не можем повышать их кому-то одному, не повышая другим в той или иной пропорции. А значит, чтобы самым малообеспеченным всегда на все хватало, мы должны произвести гигантское вливание денег в экономику. Это увеличит напряжение нашей экономики, связанное с ростом социальных и бюджетных расходов. И сразу после этого инфляция сделает очередной виток и все эти повышения съест. Таким образом, этот ход оказывается тупиковым. Мы можем попасть в “инфляционную спираль”, когда будет постоянно повышаться все: мы повышаем выплаты - это вызывает дополнительный виток инфляции и т.д.
Мы предложили конкретный путь - социальные продкарты. Надо принять принципиальное решение: идем мы по этому пути или нет. Если да, то закон следует принять осенью, и тогда он начнет действовать с января 2009 года. За исключением неполных семей, в проекте все категории нуждающихся так или иначе учтены Пенсионным фондом. И мы считаем, что ПФР на сегодня наиболее готовая к реализации данного закона структура. Закон, естественно, надо принимать при наличии соответствующих подзаконных актов правительства. Так, перечень товаров, на которые можно потратить эти деньги, будет утвержден правительством. Кроме того, мы в проекте не определяем, в какой конкретной форме будет существовать продовольственный сертификат, оставляя это за правительством. Потому что прописать в законе детально, каким именно должен быть сертификат, невозможно. Мы должны дать возможность органам исполнительной власти, реализовывая закон, принимать решения о том, что на одной территории это будет пластиковая карточка, а на другой - бумажный носитель, который со временем будет заменяться... Но ведь каждая такая замена не должна сопровождаться принятием поправок в закон! Сейчас, если мы принимаем этот закон за основу, это дает лишь основное политическое решение, а дальше надо разрабатывать технические способы его реализации...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте