Долгое время нам приходилось слышать о том, что зарплаты россиян растут гораздо быстрее, чем производительность труда. Доктор экономических наук Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ убежден, что с 2003 года рабочая сила в промышленности подешевела на 25%...
Какому из профсоюзных деятелей не приходилось бороться с работодателем за повышение оплаты труда? Все, кто это делал, помнят главный аргумент работодателя: дескать, куда же зарплаты повышать, если и так темпы роста реальной зарплаты опережают темпы роста производительности труда? Вот, мол, и получается, что работает предприятие лишь на улучшение жизни своих работников, а продукция его становится все менее конкурентоспособной.
Экономика России, “проедающая саму себя”, стала фигурировать во всех долгосрочных экономических прогнозах, как официальных, так и журналистских.
Ростислав Капелюшников, заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, уверен, что декларируемое отставание роста производительности труда от роста реальной заработной платы - не более чем иллюзия. В своей работе, представленной на суд публики на семинаре в ГУ ВШЭ, он привел ряд доказательств своей точки зрения. По каким причинам общепринятые расчеты кажутся доктору экономических наук неверными?
1) Оперировали оценками не по промышленности, а по всей экономике. Но ведь в экономике есть еще и социальная сфера, задача которой - тратить деньги на граждан своей страны. И оттого, что, к примеру, дети-сироты получили больше денег, совсем не следует, что упала производительность труда.
2) Использовали данные о зарплате вместо данных о полной стоимости рабочей силы. Полная же стоимость рабочей силы включает в себя также скрытые выплаты (зарплаты “в конвертах”) и отчисления работодателя в социальные фонды. А в последние четыре года отчисления в соцфонды существенно снизились, и, следовательно, работник стал обходиться дешевле.
3) Данные о зарплате брали из корпоративного сектора (крупный и средний бизнес). Между тем примерно четверть работающих по найму заняты вне его. И их зарплаты ниже, чем в корпоративном секторе, более чем в два раза. К примеру, в 2006 году в корпоративном секторе средняя зарплата была 10,6 тыс. рублей, а в некорпоративном (малый бизнес) - 4,7 тыс. рублей.
4) И главное - при расчетах использовался неправильный дефлятор (индекс для перерасчета номинальных цен в реальные). Брали consumer real wage (измеряет покупательную способность зарплаты для работников) вместо producer real wage (измеряет стоимость рабочей силы в единицах выпускаемой продукции). Грубо говоря, при вычислениях определяли цены на потребляемую страной продукцию, а не на производимую.
ЧТО ПОКАЗАЛИ НОВЫЕ РАСЧЕТЫ
Скорректировав указанные ошибки, ученый получил цифры, на первый взгляд, шокирующие. За 1997 - 2007 годы удельные издержки на рабочую силу во всей экономике снизились на 16%, в промышленности - на 25%. За 2003 - 2007 годы относительная экономия издержек на рабочую силу для всей экономики составила 6%, для промышленности - 35%. Для добывающей промышленности с 2003 по 2006 год рабочая сила стала дешевле более чем на 50%. Для обрабатывающей промышленности за эти же годы рабочая сила подешевела более чем на 20%. Примерно на прежнем уровне издержки на рабочую силу остались лишь в производстве и перераспределении электроэнергии, газа и воды. Это весьма краткий пересказ результата работы Капелюшникова. “Я тут насчитал столько, что чуть не умер”, - со вздохом признался ученый.
Ошибку из-за применения неправильного дефлятора совершают не только в России. Таким манером нередко производят подсчеты весьма уважаемые персоны и учреждения в Европе и США. В той же Америке до последнего времени считалось, что рост производительности труда серьезно опережает рост зарплат. И тот факт, что трудящиеся не могут полноценно воспользоваться заработанными благами, весьма беспокоил правительство. Если же сделать перерасчеты с нужным дефлятором, выяснится, что разрыв на самом деле минимален и проблемы, по сути, нет. К заключению о необходимости использования при расчетах именно producer real wage пришел и экономист Гарвардского университета Мартин Фельдштайн, возглавляющий Национальное бюро экономических исследований - орган, официально констатирующий смену экономических циклов в США.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
Расчетам ученого из Высшей школы экономики можно найти и другое подтверждение. Достаточно лишь посмотреть на то, как росла доля оплаты труда в ВВП
* России.
Итак, доля в ВВП оплаты труда с учетом скрытых выплат сейчас ниже, чем в 1997 году; без их учета - не дотягивает и до 40%. Ученый также сообщил, что доля оплаты труда в валовой добавленной стоимости
** промышленности сейчас на 10 процентных пунктов ниже, чем в 1997 году (51,7% - в 1997, 41,2% - в 2007). При этом за 1997 - 2007 годы “социальная нагрузка” на фонд заработной платы снизилась с более чем 41% до менее 25%. В первую очередь это стоит связывать с введением единого социального налога.
ПРИЧИНЫ
- Из того, что в 2004 - 2007 годах рост “потребительской” реальной зарплаты обгонял рост производительности труда, не следует, что рабочая сила дорожала с точки зрения предприятий; не следует, что российская экономика “проедала саму себя”; не следует, что ее конкурентоспособность снижалась. Все обстояло с точностью до наоборот, так как именно в эти годы динамика “производительской” реальной зарплаты в деловом секторе российской экономики заметно отставала от динамики производительности труда, - подвел итог ученый. - А кроме того, из-за снижения ЕСН полные издержки предприятий на рабочую силу, включающие в себя отчисления на социальное страхование, росли намного медленнее, чем собственно заработная плата.
Чем вызвано такое удешевление рабочей силы? Ну, во-первых, как уже говорилось, снижением социальных отчислений. Во-вторых, скачком мировых цен на основные статьи экспорта. Благодаря сложившимся уникальным ценовым отношениям российская экономика оказалась в “лучшем из возможных миров”. По убеждению ученого, столь выгодное для работодателя положение вещей могло быть исключительно временным явлением, и если бы не кризис, то уже к началу этого года им пришлось бы поднимать зарплаты.
- Эти четыре года сделали российской экономике просто “царский подарок”. Но как этим подарком распорядились российские промышленники? - спросил Ростислав Капелюшников.
Аудитория молчала.
Полина САМОЙЛОВА
* ВВП - внутренний валовый продукт. Определяется как сумма стоимости всех товаров и услуг, произведенных на территории страны.
** Валовая добавленная стоимость - разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточное потребление).
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте