Top.Mail.Ru
Политэкономия

Северный тупик

Северян не переселят “на материк”, если они не потратятся сами

9 июня в Госдуме прошел правительственный час по проблемам Севера. На мероприятии солировали министр регионального развития РФ Виктор БАСАРГИН и замминистра финансов Антон СИЛУАНОВ. Чиновники сообщили в частности,
что правительство может изменить критерии отнесения регионов к числу северных и приравненных к ним, так как определенный
еще в 1960-е годы порядок жестковат...


Начальство также когда-нибудь предложит переезжающим перейти при расчете социальных выплат на использование единого для всех регионов РФ норматива стоимости квадратного метра жилья (видимо, чтоб в столицы особо не рвались). А процедуру определения нуждающихся в переселении и порядок предоставления жилищных субсидий “усовершенствуют” в сторону ужесточения...
Ощущение бесперспективности у жителей российского Севера нарастает. Дополнительную безнадежность в них вселяет не только экономическая депрессия, но и бодрые отчеты чиновников, напоминающих, что в очереди за субсидией на переезд с “северов” туда, где есть работа и нормальные условия жизни, северянам придется стоять... по сорок лет.

МЕДЛЕННЫЙ УВОЗ

Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин сообщил Госдуме, что районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности включают в себя 28 регионов (полностью или частично), где проживают почти 11 млн человек, или 8% населения России. На “северах” более 213 тыс. семей, которые могут надеяться на помощь государства в обеспечении жильем, что составляет 42% общей потребности в обеспечении жильем “льготных” категорий граждан. За последние 4,5 года субсидии получили 8186 семей. Ну, а в этом году “по графику, утвержденному распоряжением правительства, на социальные выплаты гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, предусмотрено почти 4800 сертификатов на сумму 8,45 млрд руб. Всего до 2010 года планируется обеспечить жильем по избранному месту жительства 16 163 семьи”. То есть, сделал вывод министр, темп обеспечения жильем граждан, выезжающих с “северов”, стабильно растет: “Мы намерены стабильно наращивать объем работ по решению жилищных проблем жителей Севера. На 2010 год запланировано увеличение жилищных субсидий до 8,717 млрд рублей, что позволит обеспечить сертификатами до 4800 семей”.

Замминистра финансов РФ Антон Силуанов напомнил, что финансирование переселения граждан из районов Крайнего Севера осуществляется с помощью двух инструментов: через ФЗ-125 (“О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”) и через реализацию экспериментального (пилотного) проекта, который предусматривает расчет стоимости одного метра жилья в целом по стране, а не в конкретном регионе вселения, то есть будет “меньше возможностей для злоупотреблений”. Речь идет о “Пилотном проекте социального реструктурирования районов Крайнего Севера, связанного с оттоком социально уязвимых категорий населения”.

Оба докладчика особо упирали на содействие реализации эксперимента. Он осуществляется на трех “пионерских” территориях (Воркута, Норильск и Сусуманский р-н Магаданской обл.). Особым достоинством проекта считается то, что расходы на выплату жилищных субсидий по нему получаются вдвое ниже расходов по закону “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера...”.

Обсуждение докладов стало апофеозом нынешней модели взаимоотношений “исполнителей и законодателей”. Вот как это было.

Депутат Раиса Кармазина (“ЕР”) поставила вопрос о выделении людям жилья в натуре, а не только сертификатами, по которым, собственно, северяне и переселяются. На этот вопрос министр не ответил ВООБЩЕ, упомянув лишь о “пилотных проектах”.

Евгений Самойлов (“ЕР”) спросил, почему законодательство “не позволяет людям переселяться (рассчитывать на помощь при переселении. - В.Б.) из населенных пунктов с тяжелыми условиями проживания на более благоприятные территории - хотя бы в пределах своего же субъекта?.. Например, в Коми остро стоит эта проблема: помимо сложных для проживания мест там немало районов на юге республики, где условия признаны благоприятными для жизнедеятельности, и люди желают туда переехать, не меняя регион...” Басаргин развел руками: “Мы эту позицию поддерживаем, но, к сожалению, законодательство сейчас такое... Но мы за то, чтоб внести изменения в него!..”

Любовь Шубина (“ЕР”) спросила министра о правомочности 153-го постановления правительства: оно “обязывает людей, стоящих в очереди на получение субсидий, ежегодно заново подавать заявление. Лично. Это же неправильно! Так будут ли какие-то поправки к этому постановлению?..” Чиновник ответил, что “порядок подтверждения этих прав действительно громоздкий, и, может быть, действительно есть необходимость его как-то посмотреть и механизм чуть-чуть усовершенствовать”.

Интересный вопрос задал Валерий Селезнев (ЛДПР). Он поинтересовался, как “сосуществуют” в правительстве две госпрограммы с вроде бы противоположными задачами - по “северному увозу” и по развитию “приравненных местностей”. “У вас есть две программы - одна по переселению жителей Севера, другая - по развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири, - уточнил депутат. - Как же эти две программы учитывают друг друга в части выполнения задач по увеличению численности населения, например, дальневосточных территорий?.. Не следует ли жестче подойти к вопросу и расселять равномерно на те территории, которые у нас уже под угрозой экспансии, в частности китайской?..” Басаргин ответил уклончиво: “Мы добиваемся именно повышения качества жизни населения на этих территориях, дабы закрепить на месте население, которое там уже трудится и проживает, плюс создать дополнительные рабочие места... Просто должна быть рекомендация, что правильнее переезжать на территории, более близкие по расстоянию к тем, где он трудится в настоящее время. Спасибо”.

Впрочем, была и “конкретика”. Светлана Горячева (“СР”) поинтересовалась, “сколько вообще нужно средств по России, чтобы “закрыть” очередь на “северные” жилищные субсидии, и какой процент (от требуемой суммы. - В.Б.) выделяется, чтоб нам понять, на сколько лет эта очередь растянется?!” Басаргин сказал, что “в целом в перечне нуждающихся в переселении - более 213 тысяч семей, это более полумиллиона россиян, и в целом для реализации программы переселения надо примерно 320 млрд рублей. Если реализовывать программу сегодняшними темпами, то порядка 30 - 40 лет придется ждать стоящим в этом списке... Но думаю, что процесс будет интенсифицирован в ближайшее время!..” Вот и славно, вот и пообщались.

ЖДАТЬ УЖЕ НЕЧЕГО?

Согласно сводкам Минрегиона РФ процесс сокращения населения, в том числе трудоспособного, в районах Крайнего Севера в последние годы ускорился, что “приводит к ухудшению возрастной структуры населения - росту доли пенсионеров, уменьшению количества женщин репродуктивного возраста”. Основные причины миграционного оттока - неразвитость рынка жилья, высокая стоимость жизни, снижение экономических стимулов для работы на Крайнем Севере. Из-за ухудшающейся демографической ситуации тормозится социально-экономическое развитие регионов и растет структурная безработица. Отсутствие требуемого количества высококвалифицированных специалистов затрудняет реализацию инновационных проектов, способных стать точками экономического роста. Негативное влияние на рынок труда оказывают и кризисные явления в экономике, для преодоления которых требуются специальные меры.

Напряженность на рынке труда на северных территориях нарастает. Так, на начало 2009 года в Приморском крае безработица достигла в среднем 10,5%. На некоторых северных территориях на одну вакансию приходится девять соискателей. Чиновники не видят реальных возможностей для создания эффективной системы привлечения и закрепления работников в районах Крайнего Севера. Этому препятствует сочетание ряда факторов, дающих убийственный кумулятивный эффект: неразвитость инфраструктуры, низкие зарплаты при высокой стоимости жизни, массовое высвобождение работников в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятий, структурная безработица, недостаточный уровень социально-экономического развития.

Крайне отрицательно влияет на возможность трудоустройства слабая транспортная доступность северных районов и отдаленных сел. Высокие транспортные расходы в ситуациях, когда связь с населенными пунктами осуществляется вертолетом, сложности доставки топлива и других товаров, перебои с электроэнергией и высокие тарифы - все это повышает себестоимость товаров и услуг и не позволяет развивать производство “на северах”. Как следствие, в местностях, где нет промышленных предприятий, а есть только государственные и муниципальные организации по обслуживанию населения, отмечены всплеск безработицы и отток населения, особенно молодежи. По сравнению с другими регионами страны Север давно потерял экономическую привлекательность (соотношение зарплат и стоимости потребительской корзины). Это главная причина того, что приток туда трудоспособных жителей других регионов прекратился. Рост реальной зарплаты на “северах” в среднем хронически отстает от роста зарплат по стране. Так что специалисты и высококвалифицированные рабочие уезжают на сезонные работы за пределы этих регионов. Не позволяет удержать работников и система пенсионного обеспечения, при которой “размер коэффициента, определяющего отношение зарплаты застрахованного лица к среднемесячной зарплате для северных территорий, не позволяет получать на северных территориях повышенные пенсии”.

Работники на северных территориях постоянно живут под угрозой закрытия предприятий, подчас в вынужденных простоях оказываются градообразующие предприятия, деятельность которых напрямую зависит от мирового рынка. Следствие - рост напряженности на рынке труда, увеличение затрат на обучение или переобучение работников, организацию общественных работ и создание временных рабочих мест. Особенности структурной безработицы на “северах” в том, что большинство вакантных рабочих мест сосредоточено в городах, но эти рабочие места не отвечают по качеству (условиям труда, зарплатам) запросам населения. Еще хуже обстоят дела на селе, где приток специалистов, в том числе молодых, сдерживается неразвитой социальной инфраструктурой и отсутствием жилья. В итоге даже при росте безработицы вакантные места не заполняются.

Для нормализации ситуации на рынке труда, в том числе в районах Крайнего Севера, правительство РФ предоставляет субсидии на софинансирование региональных программ содействия занятости населения (в 2009 году на эти цели из госбюджета направят почти 43,7 млрд руб.). Однако программы содействия занятости, направленные на профобучение безработных и создание работодателями временных рабочих мест (а также на содействие развитию малого бизнеса и оказание адресной поддержки гражданам, в том числе для переезда), малоэффективны.

Впрочем, в ближайшее время чиновники обещают реализацию ряда мероприятий. Речь идет о субсидиях, а именно: на развитие социальной и инженерной инфраструктуры (госбюджетом в 2009 году предусмотрено около 10,8 млрд руб. “на завершение начатого строительства объектов инфраструктуры, а также на цели снижения напряженности на рынке труда”); на софинансирование региональных программ поддержки “некрупного” бизнеса (на это в 2009 году предполагается выбросить порядка 10 млрд бюджетных рублей); на строительство и содержание региональных и муниципальных автодорог (в том числе “с целью создания дополнительных рабочих мест”; сколько денег дадут - неизвестно). И все будет замечательно...

Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика