Экономический спад в России будет продолжаться до конца 2012 года. Так считают в правительстве РФ - и при этом выражают уверенность в том, что самая острая фаза кризиса уже позади. А пресловутая “вторая волна” кризиса, если и случится, будет плавной. К тому же к ней обязательно успеют подготовиться...
Таковы общие выводы из прошедшего 16 сентября в Госдуме обсуждения “годового” антикризисного отчета правительства и Центробанка на тему “О реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер соцполитики за первое полугодие 2009 года и четвертый квартал 2008 года”. Перед депутатами отчитывался глава ЦБ Сергей ИГНАТЬЕВ, а также почти весь финансово-экономический блок правительства во главе с вице-премьером Игорем ШУВАЛОВЫМ. (Изначально в Думе ждали премьер-министра, но потом сошлись на том, что это все же отчет коллектива, а не начальника.) Депутаты отчет приняли к сведению, но “оппозиция” не преминула обвинить чиновников в бездействии...
СКАЗКА НА ЗИМУ
Первым перед депутатами Госдумы выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Он не стал подробно повторять цифровые выкладки, изложенные в отчете, а сосредоточился на ощущениях и прогнозах. “Чтобы закончить вот эти все разговоры и споры насчет того, окончен кризис или нет: мы исходим из того, что острая фаза, то есть шоковая стадия кризиса, действительно, скорее всего, позади, и мы в этом уверены, - поделился вице-премьер. - Мы исходим из того, что в целом этот кризис не повторяет по своей глубине Великую депрессию... Но мы исходим и из того, что в глобальном масштабе нас подстерегают и новые риски, мы эти возможные сложности не исключаем и к ним заблаговременно готовимся. Сейчас для этого оснований нет никаких, дай бог, их и в будущем не будет, но мы к таким негативным вариантам должны быть готовы... Да, возможны, действительно, и какие-то ухудшения ситуации, мы этого не исключаем, однако в целом мы из этой острой фазы выходим и вошли, точнее входим, в период восстановления. А этот период может быть достаточно недолгим, может затянуться, но мы исходим из того, что период восстановления закончится к 2012 году”. Или в 2012-м - включительно. Дату окончания кризиса в целом подтвердил и глава Минфина РФ Алексей Кудрин: “За ближайшие три года завершения периода кризиса мы ожидаем, что выйдем на докризисный уровень к концу 2012 года”. А под восстановлением, по Шувалову, в правительстве понимают “возврат к масштабу экономики докризисного периода”. Что ж, путешествовать из настоящего в прошлое, догоняя самих себя, - дело для нас привычное. Ему не помешает даже новый госдолг, который мы нарастим, набрав за эти три года кредитов на Западе: “В рамках нового бюджета-трехлетки, который внесем в начале октября, мы покажем это”, - успокоил депутатов Кудрин.
Наконец, Шувалов сообщил, что “принятые меры соцподдержки в целом были эффективны, поскольку реальные располагаемые доходы населения практически не понизились по сравнению с прошлым годом... Да, в целом, если посмотреть статистику, то наша статистика реальных располагаемых доходов населения лучше, чем в странах Европейского союза!..” Видимо, это нас с Прибалтикой сравнивают - как известно, Латвия с Эстонией фактически дефолт пережили. И смысл понятен: нисколько мы с вами за этот год не обеднели, граждане. Впрочем, с тем, что наша статистика самая удивительная, никто уже и не спорит... Закончил Шувалов проникновенно: “Мы формируем сейчас антикризисный план на 2010 год, который будет сопряжен с принятием большого числа федеральных законов. И, выполняя его, мы будем реально заниматься планами по модернизации экономики. Конкретные планы объявлены президентом, и мы формируем их в правительстве. А о сформированном плане или подходе к этим планам буду готов отдельно парламенту доложить!” Ждем зимы?
Спич Шувалова вызвал, мягко говоря, ропот в зале. Аудиторию несколько успокоил председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев. Он не стал долго распространяться о принятых мерах (рефрен выступлений и ответов чиновников был один: в отчете все указано, читайте), а быстро перешел к планам. Вскоре банкам, похоже, запретят произвольно устанавливать ставки по вкладам. Игнатьева удручает тот факт, что некоторые банки, стремясь привлечь вкладчиков, “устанавливают очень высокие ставки по вкладам населения - 18% и даже 20% годовых. Такие банки принимают на себя очень большие риски, могут понести убытки и оказаться не в состоянии выполнить обязательства”. Видимо, и население должно быть сознательным и не пытаться нажиться на разнице ставок и колебаниях курсов. Игнатьев огласил и еще одну многообещающую инициативу. Сейчас все депозиты в банках являются вкладами “до востребования”, то есть вкладчик может снять свои деньги со счета в любой момент. Глава ЦБ, похоже, считает это безответственным поведением. “Все-таки нужно вернуться к вопросу о введении нового срочного вклада, который нельзя отозвать по первому требованию, - сказал Игнатьев. - Не переделка нынешних вкладов, а введение нового!” Почему народ перебросит свои деньги именно на новые так называемые безотзывные вклады, глава ЦБ не разъяснил. Надо полагать, людям убедительно растолкуют их истинный интерес - “вложиться навсегда”, без права снять свои деньги с книжки в случае чего... Кстати, идею безотзывных депозитов весной раскритиковал президент РФ, указав, что от таких мер “доверие населения падает”.
Надо сказать, что для правительственных отчетов Думе разработан весьма жесткий формат обсуждения: доклады плюс по три вопроса и одному выступлению от каждой фракции. На вопросы депутатам времени отвели немного, зато политические лидеры отвели душу в ходе выступлений от фракций. Геннадий Зюганов (КПРФ) открыл, что “волны мировых кризисов идут одна за другой, мы пережили пока не сам экономический шторм, а лишь первые его порывы, и идти дальше с таким курсом правительства означает безропотно ждать, пока нас с головой накроет девятый вал мировых потрясений”. И предрек, что нашим властям в итоге придется строить социализм, хотят они того или нет. Вождь ЛДПР Владимир Жириновский ответил, что социализма нам не надо, равно как и капитализма, а вот госконтроль при кризисе надо усиливать до предела (оставив частнику лишь “часть торговли и сферу обслуживания”), - и при этом заклеймил построенный в стране “однопартийный монополизм”.
КОНСТАТАЦИЯ БЕЗ ФАКТОВ?
В заключении Счетной палаты РФ на антикризисный отчет правительства и информацию ЦБ указано, что отраженные в них сведения не в полном объеме соответствуют требованиям закона. Отсутствие в документе ряда важнейших данных отмечено и в заключении бюджетного комитета ГД на отчет правительства. Так, нет точной информации об объемах средств, предусмотренных в госбюджете “в составе антикризисных мер и фактически исполненных за первое полугодие 2009 года”. Финансовое обеспечение антикризисных мер отражено в основном лишь перечислением “принятых нормативных актов, причем сроки и объемы переданных средств и точные данные об их исполнении отсутствуют”... Ну и в отчете “не в полной мере содержится информация” о перечне юрлиц, объемах и условиях предоставления им кредитов в инвалюте на погашение кредитов, набранных за рубежом... В общем, раздали денежки, а кому - не наша забота...
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
МНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЯ
Андрей ИСАЕВ, заместитель председателя ФНПР, председатель комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике:
- В целом социальные обязательства в части пенсионного обеспечения и социальной защиты населения в условиях кризиса правительство выполнило. Проведена значительная работа по укреплению и развитию рынка труда, предотвращению массовой безработицы и повышению социальной защищенности безработных. В соответствии с принятыми в первом полугодии решениями правительства на меры социальной поддержки населения дополнительно направлено 157 млрд рублей. Из них в виде субвенций регионам на активную политику занятости - 77,7 млрд рублей. Необходимо отметить, что в последний год гораздо больше средств стало направляться на активную политику занятости. Впервые в российской истории на это - на создание рабочих мест и переобучение - пошло 50% средств, потраченных на занятость. Ранее более 85% шло на пассивную политику, то есть на выплату пособий. Наряду с сохранением имеющихся социальных гарантий государство по инициативе правительства приняло ряд решений и мер по урегулированию проблем определенных категорий граждан - им оказали дополнительную поддержку. Помимо роста пенсий и единовременных денежных выплат, а также переоценки пенсионных прав (с будущего года), приняты решения о досрочном использовании средств материнского капитала на погашение кредитов и, кроме того, о выделении квартир ветеранам Великой Отечественной войны и членам их семей (на обеспечение их жильем решено выделить 35 млрд рублей).
Вместе с тем ситуация на рынке труда по-прежнему довольно напряженная. Самой острой проблемой остается безработица. Уровень общей безработицы, рассчитанный по методике МОТ, на конец первого полугодия достиг 10% экономически активного населения - впервые за последние годы. В зоне риска находятся также люди, отправленные в “частично оплачиваемые” отпуска, либо работающие неполный рабочий день (неполный месяц или неполную рабочую неделю), - их численность увеличилась. Несмотря на принятые меры по снижению безработицы, риски сохраняются, и необходимо дальнейшее развитие мер активной политики занятости на рынке труда в регионах. В первую очередь надо несколько переориентировать регионы в решении проблем с созданием новых рабочих мест. Если ранее основные средства по господдержке занятости направлялись на организацию временных и общественных работ (и это было оправданно, дабы справиться с “первым шоком”), то теперь мы понимаем, что значительная часть работников, покинувших предприятия, на них больше не вернутся. Поэтому сейчас упор должен быть сделан на создание постоянных рабочих мест.
Отмечу, что, несмотря на продолжающийся уже год кризис, средняя зарплата в РФ в этот период росла и выросла в первом полугодии 2009 года более чем на 10%. (Вместе с тем в первом квартале возросла и численность населения с доходами ниже прожиточного минимума.) Меры поддержки ряда отраслей способствовали повышению зарплат. Однако наряду с этим наметилась негативная тенденция к росту задолженности по зарплате: на начало июля задолженность составила 7,194 млрд рублей, или 2% от месячного фонда зарплаты работников. Почти 97% долгов образовались из-за отсутствия собственных средств у работодателей. Рост задолженности по зарплате оказывает крайне негативное влияние на уровень доходов населения. Кстати, Генпрокуратура отмечает, и мы склонны согласиться с ней, что приведенная официальная статистика не учитывает всех долгов по зарплате. Естественно, абсолютное большинство должников - это частные предприниматели. И малые предприятия нуждаются в особом присмотре со стороны органов государственной власти. В ходе кризиса выявилась еще одна важная проблема - долги по зарплате обанкротившихся предприятий. Вопрос о выплате зарплаты при банкротстве предприятий, особенно в случае преднамеренного или фиктивного банкротства, стоит очень остро. Работники отнесены законом ко второй категории кредиторов (то есть долги по зарплате им погашают во вторую очередь), и они, как правило, редко получают свои деньги в полном объеме. Кроме того, по закону “О банкротстве” требования кредиторов по зарплате, не удовлетворенные по причине “недостаточности имущества должника”, не подлежат исполнению. Это способствует накоплению хронических, очень проблемных долгов и требует от нас принятия действенных законодательных мер. Прежде всего надо усовершенствовать законодательство о банкротстве с целью усиления ответственности собственников и руководителей. И рассмотреть возможность создания органов, аналогичных распространенным в странах Европы фондам гарантированной зарплаты на случай несостоятельности предприятий.
Есть еще проблема, которую надо решать. Представители правительства справедливо говорили о росте максимального пособия по безработице. Но должен напомнить, что минимальное пособие у нас не индексировалось очень давно и по-прежнему составляет 850 рублей, что является уже какой-то “нереальной” суммой. При этом с 1 января мы увеличили МРОТ почти вдвое, до 4330 рублей. Мы предполагали, что он будет установлен на уровне, равном прожиточному минимуму, однако более высокие темпы инфляции привели к тому, что МРОТ перестал соответствовать величине прожиточного минимума трудоспособного населения. А в кризис самая действенная мера защиты доходов - повышение госгарантий по зарплате. Поэтому комитет ставит вопрос о необходимости индексации МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения - аналогично тому, как это было сделано в начале года.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте