Top.Mail.Ru
Политэкономия

Добровольная сертификация тухлятины отменяется

Рынок пищевых продуктов по-прежнему не защищен от фальсификатов

С середины февраля в России отменяется обязательная сертификация продуктов питания. Эксперты считают, что это нововведение с одной стороны приближает нас к европейской системе наблюдения за качеством, а с другой - ставит потребителя в рискованное положение, ведь больше никаких механизмов, призванных обеспечить безопасность продуктов, у нас нет. Впрочем, и нынешняя система безопасности не гарантирует.


Обязательная сертификация продуктов появилась в России в 90-х годах прошлого века. Сейчас в стране обязательной сертификации подвергается примерно 80% товаров. В Европе - лишь 15%. В декабре 2009 года постановление правительства РФ определило, что с 15 февраля 2010 года список товаров, нуждающихся в обязательной сертификации, будет сокращен до 50% за счет пищевой и парфюмерно-косметической продукции. Чтобы производители и продавцы смогли выставлять свой товар в магазинах, им достаточно будет заполнить декларации.

Нововведение вызывает массу вопросов. Как законодательных, так и практических. В частности, непонятно, как это постановление будет вписываться в существующую систему технического регулирования. Ведь на те же молочные продукты существует технический регламент, имеющий статус закона, на который не могут влиять постановления. Следовательно, в закон будут вноситься коррективы, снижающие требования регламентов. В связи с этим встает вопрос - зачем вообще нужно переходить от ГОСТов к регламентам, если последние больше не могут обеспечить “безукоризненного” качества? К тому же понятно, как постановление изменит жизнь простого потребителя.

- Во всех развитых странах действует принцип добровольной сертификации пи-
щевой продукции, - рассказывает директор регионального органа по сертификации и тестированию (Ростеста) Алексей Медников. - Чего же нам пугаться? А дело в том, что на Западе без этого добровольного сертификата ни одна торговая точка не возьмет продукцию. Это уже в крови. Когда европейскому торговцу задаешь вопрос о том, что будет, если продукты окажутся просроченными, он хлопает глазами и в недоумении переспрашивает, что имеется в виду. Потому что в этом случае магазин будет немедленно закрыт. Более того, владелец получит запрет на профессию - он никогда больше не сможет торговать продуктами. У нас таких механизмов нет. Как нет и солидных штрафов, которые могли бы держать в узде товаропроизводителей. Нужно менять систему штрафов в административном кодексе, но к 15 февраля эти поправки точно сделаны не будут.


СЕЙЧАС НЕ ЛУЧШЕ

Однако и сегодня качественная продукция не столь частый гость на наших прилавках. Участники пресс-конференции уверяли, что существующие штрафы (до 10 тысяч рублей для юридических лиц) не способны напугать недобросовестных производителей: “Все откупаются, а потом затраченные на это деньги вкладывается в стоимость товара. Ничего, кроме увеличения цен, нынешнее положение вещей не приносит”. Также эксперты считают, что и современные сертификаты не представляют достоверных сведений о продукции: “Собираются пять человек, покупают компьютер и объявляют, что будут сертифицировать продукцию. А по сути они просто писари, которые продают нужную бумажку. Ни лаборатории, ни экспертов там нет”.

Как сейчас потребителю убедиться, что он покупает именно то, что ему нужно? Смотреть на этикетку и требовать сертификаты качества. Сам Медников признается, что сертификаты спрашивает иногда из профессионального, а иногда и из потребительского интереса. В большинстве случаев никаких документов не предъявляют либо демонстрируют совершенно невнятные бумажки. Этикетки тоже не всегда проясняют ситуацию.

- Что именно производитель должен указать на этикетке, строго оговорено законом, - говорит Виктория Щербинина, руководитель Органа по сертификации продуктов питания, продовольственного сырья и косметики “Ростест”, - но посмотрите, как это выполняется! Пишут полный бред. Не указывают ни состава продукта, ни даты выпуска, ни срока хранения. Иногда и производитель не указан. Но даже если этикетка оформлена правильно, это еще ничего не значит. Недавно я сама купила домой творог с нулевым процентом жирности. А потом, воспользовавшись служебным положением, проверила его в лаборатории. Там оказалось 35% жира и вообще не оказалось молочного компонента.

По мнению “Ростеста”, проверки тоже не помогают отслеживать качество продаваемой продукции: “Согласно закону, государство имеет право проводить проверки не чаще одного раза в три года. То есть после проведения проверки магазин может свободно три года торговать чем угодно. Проверки по жалобам можно проводить чаще, но их механизм настолько неповоротлив, что к тому моменту, когда Роспотребнадзор приходит с проверкой, партия товара, на который жаловались, обычно уже распродана”.


ПЕРСПЕКТИВЫ

При этом с 90-х годов, времени, когда была введена обязательная сертификация, положение все-таки изменилось к лучшему. Тогда, по мнению экспертов, стандартам качества не отвечало 95% товаров. Сейчас ситуация лучше. Но в скором времени рынки вновь могу стать зоной серьезного риска для покупателей - после 15 февраля ни инспекторы, ни санитарные врачи уже не смогут проводить обязательные проверки рыночных торговцев.

- Потребителю нужно будет особенно осторожно смотреть на импортные продукты, - считает Медников, - ведь по новым правилам производитель должен будет лишь заполнить декларацию, опираясь на “собственные доказательства”. Причем заполнять декларацию должно обязательно российское юридическое лицо.

То есть на деле документы будет заполнять какое-нибудь ООО, производитель будет ни при чем, и контролировать продукцию можно будет только на рынке. О том, насколько эффективен контроль на рынке, эксперты уже упоминали...

В целом специалисты “Ростеста” видят два пути дальнейшего развития - либо возврат к беспределу 90-х, либо следование “цивилизованному” пути - повышению штрафов и ответственности, введение страхования, развитие системы лабораторий, появление аккредитации, которая предъявляла бы жесткие требования к учреждениям, выдающим сертификаты. “В таком случае, - уверен Медников, - это будет выгодно и самим производителям. Cнизятся риски для добросовестных компаний, не будет множественной сертификации одного и того же продукта, можно будет понизить стоимость продукции и увеличить оборот”.

Однако если мы встаем на путь либерализации и пытаемся подражать Европе, в пути не стоит забывать, что с начала этого года Евросоюз ужесточил свои требования к импортной продукции.

Полина САМОЙЛОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2