Снижать налоги правительство не хочет, “инновационным предприятиям” продолжат показательно помогать, льготное налогообложение для СМИ могут сохранить. Система обязательного медстрахования не получит почти четверти триллиона рублей со страховых взносов, запланированных согласно “реформе ЕСН”. Зато НДС вновь объявлен “самым надежным” налогом - примерно как кирпич из анекдота...
На заседении Совета Федерации 17 марта. Фото ИТАР-ТАСС
На прошлой неделе в СФ РФ рассмотрели подготовленные Минфином “Основные направления налоговой политики на 2011 г. и плановый период 2012 - 2013 гг.”. (Правительство рассмотрит проект в апреле, но сенаторов уже ознакомили с ним, хотя вокруг уже развернулась межведомственная борьба.) Перед сенаторами отчитывался глава Минфина Алексей Кудрин. Его доклад и особенно ответы на вопросы произвели сильное впечатление и на специалистов, и на тех, кто еще помнит школьную арифметику...
КОГО ХОТИМ - ТОГО “ЛЬГОТИРУЕМ”
Новые “Основные направления налоговой политики” Минфина предполагают преимущественно корректировку реформы единого социального налога (ЕСН). Так, отсрочка повышения с 2011 года страхового взноса на обязательное медстрахование с 3,1 до 5,1% (и, соответственно, общей ставки взносов во внебюджетные социальные фонды с 32% до 34%) объясняется неподготовленностью реформы ОМС. Благодаря ей бизнес не заплатит порядка 230 млрд руб. налогов в год, причем средства эти не получит ФОМС, а расходы госбюджета для затыкания дыр на сей раз не потребуются. Это же не Пенсионный фонд... Тем не менее, по соцвзносам Минфин не может продавить свое решение в одиночку - после отмены ЕСН они перестали быть предметом налоговой политики и находятся в сфере ответственности Минздравсоцразвития. Которое уже выразило отрицательное отношение к “опустошению” ФОМС. Точнее - к “росту дефицита финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования”. Окончательное решение о ставке взносов, как обычно, примет премьер-министр.
Кудрин начал с подсчета достижений: “Кризис показал, какова у нас стабильность доходной базы для выполнения основных государственных и социальных функций, возложенных на власть. Так, в 2009 году, в период кризиса, уровень налогообложения в нашей стране снизился до 30,3% с 35,6% к ВВП 2008 года, то есть мы более 5,3% потеряли только за год, и больше всего снизились налоги на прибыль, НДПИ, таможенные пошлины. А наиболее надежно вел себя НДС, о чем я всегда и говорил: в кризис НДС остается базой для федеральных расходов и выполнения всех федеральных функций!.. А для субъектов РФ таким “якорем” стал налог на доходы физических лиц. Ну, а ЕСН (плюс страховые взносы, которые мы повысили в прошлом году, особенно для бюджетников, да и зарплаты тоже) в связи с этим удержался, хотя он очень зависит от фондов оплаты труда”. По словам министра, “налоговое бремя в России - оно достаточно умеренное, среднее по величине в сравнении с другими странами. Сколько налоговых льгот мы дали с 2004 года!.. Мы снижали НДС до 18%, отменили налог с продаж, ЕСН снижали с 35,6% до 26%, ввели понижающие коэффициенты НДПИ для выработанных месторождений, снизили ставку налога на прибыль с 24% до 20%, увеличили вдвое предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса... И если собрать все это вместе, то в условиях 2010 года, по нашей оценке, получится 3,9% выпадающих за счет всего этого доходов (это то, что мы уже допустили в плане снижения налогового бремени, - больше 1,5 триллиона рублей). То есть мы сознательно в предыдущие годы от 1,5 триллиона рублей отказались, которые могли быть доходами!..”
Однако из-за кризиса внезапно выявленная в РФ налоговая вольница сворачивается: “Мы вели себя рационально. Но мы исчерпали потенциал снижения налогов, и речь теперь пойдет о том, чтобы точечно (отдельными стимулами, налоговыми льготами) поддерживать те виды деятельности, которые должны обеспечить модернизацию и инновационный процесс в РФ”. Что предлагается? Демонстративная поддержка организаций-”инноваторов”: “Наиболее затратна для предприятий, которые применяют высококвалифицированный труд, стоимость высококвалифицированной рабочей силы, наибольшим бременем на эти предприятия ложатся, прежде всего, страховые платежи, которые мы в следующем году увеличим с 26% до 34%. И предприятия, работающие в сфере инноваций и применяющие высококвалифицированный труд, понесут наибольшие издержки. Поэтому предлагается ввести период постепенного перехода к такой налоговой нагрузке для этих предприятий - при условии создания эффективного механизма их идентификации”. Как “инноваторов” будут отличать, министр не объяснил, ограничился сообщением, что “правительство разрабатывает критерии, по которым они получат дополнительное освобождение от страховых платежей (хоть это и непросто). Для них будут установлены страховые платежи по ставке 14%, ее мы предполагаем сохранить до 2015 года, а в 2016 - 2019 годах постепенно повысить, чтоб к 2020 году они вышли на общий режим - около 34%. То есть и затраты бюджета уже в следующем году, по предварительным оценкам, будут существенные. Ведь, напоминаю, сверх 14% страховых платежей инновационные предприятия не будут платить, тем самым как бы они не будут вносить страховые взносы за своих сотрудников в соответствующие внебюджетные социальные фонды. Это будут затраты для бюджета, мы будем компенсировать фондам эти изъятия”. Кудрин сообщил и о намерении продлить для СМИ переходный период по уплате страховых взносов на 3 - 4 годика (планировалось, что на их уплату СМИ перейдут уже в этом году).
А вот ставки “социальных” налогов Кудрин намерен слегка урезать, пока не поздно: “Минфин предлагает не до 34% увеличивать страховые взносы (обязательное медстрахование планируют увеличить с 3,1% до 5,1%), а оставить 32% и в 2011 году. Да, система ОМС не получит 230 миллиардов рублей. Но это позиция экономического блока правительства, так как пока мы еще не рассмотрели реформу здравоохранения и ОМС, не договорились по ним. Мы должны определиться, что сейчас важнее. Можно на 230 миллиардов увеличить госрасходы в этой сфере, но дадут ли они тот эффект, который мы бы ждали от здравоохранения сейчас?.. Или же, соответственно, отложить и поэтапно наполнять систему здравоохранения этими средствами, по мере проведения ее реформы, по мере того как мы убедимся, что эти расходы будут эффективными. Поскольку эффективность системы здравоохранения упирается не только в деньги, но и в организацию, нормативы, медицинские стандарты. Да, надо впоследствии увеличивать расходы на эту сферу, но мы считаем, что не следует с 1 января 2011 года вбухать туда 230 миллиардов рублей, не договорившись еще, как эта система будет работать”.
ИНОГДА ДВАЖДЫ ДВА - ПЯТЬ
Председатель комитета СФ по соцполитике Валентина Петренко потревожилась: “Предполагаемое снижение с 2011 года на 2% размера страхового тарифа в бюджет ФОМС может повлечь снижение качества медуслуг”. И спросила, какая компенсация предусматривается для бюджета ФОМС. “Или из госбюджета будут перечислены эти 2%?” Кудрин, подуставший от борьбы с Минздравом, ответил слегка нервно: “Но эти 2% еще не вводились, эти деньги еще не поступали!.. Так что ничего там снизить в плане качества это не может. Просто сфера здравоохранения будет получать столько средств, сколько и сейчас. К сожалению, введение может не повысить качество в полной мере, если не будет реформ. Нужно выращивать возможности здравоохранения. Иначе будет скорее обратная ситуация: деньги дадим, а качество...”
Сенатор Вячеслав Новиков напомнил: “Когда мы переходили с ЕСН на уплату страховых взносов, ключевым вопросом был такой: сколько предприятий выдержит переход? И выдержат ли общую ставку в 32% малые предприятия, не очень понятно. Есть ли прогноз, сколько малых предприятий станут банкротами либо уйдут в тень после введения этих мер?” Кудрин ответил: “Такой оценки нет, не готов сказать. Это очень неопределенная величина, сколько из них готовы будут платить, а сколько уйдет в тень. Но, думаю, эта мера должна быть обязательна для всех, а уклонение от нее будет нарушением закона и, в общем-то, потерей бизнеса, если это будет обнаружено. Поэтому я думаю, что подавляющее большинство будет платить... Напомню, мы сохраняем льготу только для инновационных предприятий. И, конечно, малые предприятия должны, как и все другие, платить за своих граждан в части соцстрахования. Ранее приняли решение, что для всех предприятий страны должно быть 34%, а сейчас мы, Минфин, предлагаем отодвинуть до 32% на время. Но мы не можем делать для многих предприятий такого изъятия или такой льготы!”
Сенатор Виктор Леонов спросил, предполагается ли в дальнейшем изменить принцип налоговой политики с целью “перераспределения налоговой базы в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления? Ведь в последние годы число дотационных субъектов РФ растет, их уже больше 70! И одна из причин - низкая собственная налоговая доходная база субъектов и, особенно, местного самоуправления”. Кудрин ответил чуть раздраженно: “Если изъять из налоговой системы сверхдоходы, то у нас распределение налоговой базы между центром и субъектами примерно 50 на 50, и мы сегодня примерно на паритете. Но поскольку мы закрепили за субъектами большие полномочия, то я вижу в перспективе возможность постепенной передачи еще части налогов. В прошлом году мы уже передали дополнительно акцизы, это был шаг, спровоцированный кризисом, но мы считаем это правильным. Кроме того, мы предлагаем (...) впоследствии исходить из того, что налоги должны быть в большей степени местными - которые поступают в субъекты РФ, в муниципальные образования. Не федеральные, а местные налоги, закрепленные за субъектами, муниципалитетами. Но в условиях кризиса трудно поменять соотношение, поскольку у нас и высшее образование, и оборона, и правоохранительная деятельность требуют поддержки тоже. А поэтапно будем это делать. Но стратегически должно быть так, чтоб и сам налог, и налоговую базу определяли субъекты. Мы, может быть, повторяю, будем на какой-то переходный период определять верхние лимиты этих ставок, не вводить их, а только определять, не больше того”.
Экс-председатель Совмина СССР Николай Рыжков спросил: “В год, когда бушевал кризис, у нас вдвое увеличилось число долларовых миллиардеров. Какие же меры будут приниматься, чтобы выправить положение и не доводить до социальной напряженности? Какую политику будет проводить правительство в отношении подоходного налога? Взять эту злополучную плоскую шкалу налогообложения - есть ли вообще страны, где применяют такую шкалу, или только для нас это придумано?” В ответ Кудрин открыл, что “расслоение в нашем обществе выше, чем принято, и это противоречие нужно решать комплексно и разными средствами. Налоговые средства самые неэффективные в этой части, хотя тоже должны применяться”.
Дальнейшее сообщение было настолько праздничным, что его тоже следует процитировать. “Поднимается вопрос: плоха или социально справедлива 13-процентная шкала? - грустно спросил себя министр, и сам же ответил: - Вот вы обычный гражданин - средняя зарплата (по стране) у вас в этом году 20 тысяч рублей в месяц, соответственно за год вы получаете 120 тысяч (то ли в году 6 месяцев, то ли с арифметикой у всероссийского “главбуха” туго. - В.Б.), с них уплачиваете 13%, то есть чуть больше 14 - 15 тысяч (с процентами-дробями тоже не в ладах. - В.Б.). А предприниматель, который получил 100 миллионов рублей в год, платит 13 миллионов. То есть 13 тысяч простой гражданин платит со 100 тысяч рублей, и 13 миллионов - тот, заработавший больше (после уплаты всех налогов во всех предприятиях). И вы видите несправедливость в том, что он 13 миллионов платит, а простой гражданин - 13 тысяч? Мы должны видеть, что, создавая систему плоской шкалы, мы стимулируем: зарабатывайте больше, но вы и заплатите больше. А ведь с миллиарда это будет 130 миллионов! И нельзя сравнивать его с простым гражданином, который получает всего 120 тысяч рублей в среднем в год. Потому мы и не стараемся поднять эту планку, что боимся дестимулировать... А в условиях слабого администрирования, слабой работы правоохранительных органов, когда богатые договариваться могут и возникают всякие ситуации, - тут мы не видим возможностей повысить эту плоскую шкалу в ближайшее время. Но, думаю, разными методами администрирования и разных налогов, суммарно, мы должны работать над тем, чтоб постепенно повышать...” Занавес.
Вадим БАРАБАНОВ
парламентский корреспондент
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте