С начала 2010 года в СМИ заговорили о внесении новых изменений в пенсионную систему. Полагают, что из-за ухудшения демографической ситуации и угрозы финансовой дестабилизации ПФР уже в ближайшие 20 лет невозможно будет сохранить возраст выхода на пенсию мужчин в 60 лет и женщин - в 55. К 2020 - 2030 годам прогнозируют увеличение лет на 7 для мужчин и на 10 - для женщин. Минфин, эксперты Всемирного банка, ряда НПФ и частных управляющих компаний ссылаются при этом на более высокие планки пенсионного возраста в странах ЕС, США и Японии. Упоминают и Грузию, где в течение пяти лет после подобной реформы не было выхода на пенсию. Более подробно дебаты освещаются в статье д.э.н. Андрея Алексеевича ГУДКОВА.
Вопрос состоятельности имеющейся пенсионной системы в последнее время поднимается все чаще и чаще. Поводы для беспокойства действительно есть. Если численность трудоспособного населения снижается, а пенсионеров, наоборот, стремительно растет, неминуемо сокращается количество работников. Это в свою очередь означает падение коэффициента демографической нагрузки (отношение численности экономически активного населения к числу пенсионеров). Вместе с тем на пенсионные финансы влияют и другие, не менее мощные факторы.
Подчеркивая несвоевременность внесенных предложений об увеличении возраста выхода на пенсию, председатель ФНПР М.В. Шмаков отметил, что в нынешних условиях повышение пенсионного возраста являлось бы неактуальным, особенно если учитывать рост числа безработных. В кризисное и послекризисное время повышение пенсионного возраста, обернувшись ростом безработицы, с одной стороны, затруднит сбор страховых взносов, а с другой - увеличит затраты соцобеспечения.
В России актуальнейшая задача - увеличение как самих зарплат, так и рост “белой” доли, выплачиваемой законным образом. Минфин лоббировал введение ЕСН именно в связи с последним. Для этого с 2001 по 2005 год ставка страховых взносов в ПФР (тогда часть ЕСН) была снижена с 28% до 20%, но расчеты финансистов на “обеление” зарплат провалились. В кризис 2008 - 2009 годов зарплаты “посерели” еще больше. Российская система социального страхования и после отмены ЕСН остается деформированной. Решение о повышении общей ставки страхового тарифа до 34% с 2011 года обязательно нужно выполнить. Именно оно даст наибольший эффект в аспекте финансовой стабилизации ПФР.
Согласно высказыванию Ю.В. Воронина (Минздрав), четверть российских пенсионеров являются льготниками, выходящими на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда. Наниматели не платят за них специальный страховой взнос. Повышенный размер субвенций госбюджета ПФР обусловлен данным обстоятельством. Следует ввести отдельные тарифы для социального страхования данных групп работников. Это приоритетнее мер по повышению пенсионного возраста. Финансовая устойчивость солидарного страхования зависит и от нормативов страхового стажа. Установленная длительность стажа вскоре вырастет и совпадет по величине с нормативами МОТ. С 01.01.2015 пенсионный стаж вырастет с 20 до 25 лет для женщин и с 25 до 30 лет для мужчин, что соответствует Конвенции МОТ № 102. Вкупе с удлинением страхового стажа решение об увеличении пенсионного возраста повлечет за собой резкое возрастание пенсионных обязательств ПФР в связи с накоплением дополнительных обязательств в виде сумм расчетного пенсионного капитала на счетах застрахованных. Темп роста обязательств будет высок, потому что в конце трудовой биографии зарплата и взносы обычно выше, чем в среднем.
Научно вопрос пенсионного возраста следует рассматривать сквозь призму методов системного анализа. Не в рамках задач бюджетной экономии, а глубже - в свете дискуссии о модернизации экономики РФ. Распространение новых технологий приведет к резким переменам в отраслевой и региональной структуре экономики. Неизбежный спутник модернизации - риск увеличения структурной и технологической безработицы. Необходимо ли повышать пенсионный возраст, вызывая тем самым безработицу и уменьшая цену труда? Новые, более молодые кадры будут занимать рабочие места позже и с большим трудом. В итоге у бизнеса окажется меньше стимулов и возможностей для внедрения инноваций. При замедлении модернизации и технологической стагнации глобальная конкуренция все равно ускорит рост безработицы, что ударит по доходам работников и пенсионной системы. Когда ФРГ модернизировало в 1990-е годы экономику бывшей ГДР, восточные немцы получали возможность выйти на досрочную пенсию. Для нас очевидна необходимость возобновить социальное страхование занятости в качестве меры по устранению одной из остаточных деформаций системы социальной защиты.
Социальным последствием возрастной оптимизации выступит сокращение семейной поддержки матерям с малолетними детьми. При этом около 40% российских детей растут в неполных семьях, где их воспитанием занимаются бабушки и дедушки. Следует учитывать и то, что сеть детских учреждений на данный момент уже едва справляется с потоком. Здесь таится еще одна часть долгосрочных потерь от предлагаемой меры: в будущем неизбежно падение качества человеческого капитала.
Говоря о необходимости повысить пенсионный возраст, указывают также на более позднее вступление молодежи в трудовую жизнь (в связи с получением вузовского и послевузовского образования). Уже более половины молодых людей в России получают высшее образование. Однако РФ присоединилась к так называемому Болонскому процессу и с пятилетнего обучения (специалитета) переходит на четырехлетнее (бакалавриат). Обучение в магистратуре (двухлетнее) очень дорогое. На него обычно идут без отрыва от производства, выбирая вечернюю/заочную форму. К тому же недавно были сокращены сроки службы в армии.
Пессимистический настрой относительно наших демографических перспектив ныне представляется не вполне состоятельным. К 2010 году население РФ впервые выросло до 141,927 млн человек. Правительство ставит задачу стабилизации к 2015 году численности населения России на уровне 142 - 143 млн человек и дальнейший рост к 2025 году до 145 млн человек. Так, журнал “Агора вокс” (Франция) пишет: “Демографические перспективы России выглядят не более пессимистично, чем китайские или перспективы других стран “Большой семерки”, к примеру, Германии”. Правда, у происходящих позитивных подвижек есть и обратная сторона. Рост рождаемости и сокращение смертности ведут к увеличению процента неработающей части населения. Однако “приближающееся сокращение числа трудоспособного населения в России значительно меньше, чем, например, в Японии”.
Вплоть до настоящего времени львиную долю вклада в естественное уменьшение численности населения и, соответственно, демографическую дестабилизацию вносила высокая смертность работников (главным образом мужчин) в связи с внешними причинами. Динамика названных показателей за последние семь лет была следующей (см. таблицу).
По данным таблицы, в 2009 году отмечается уже не убыль, а рост численности, а смертность по внешним причинам сократилась за семь лет почти в полтора раза. Но крупные резервы предотвращения повышенной по сравнению с развитыми странами смертности пока не задействованы. Речь идет о чрезмерной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, табакокурения и злоупотребления алкоголем.
69% населения РФ за отмену понятия “возраст выхода на пенсию по старости”. Большинство высказываются также за то, чтобы выровнять возрастную планку в отношении половой принадлежности (гендера) и зафиксировать ее в районе 60 лет. Пока женщины из-за сокращенного стажа часто не успевает заработать на одинаковую с мужчиной пенсию по старости, даже если оба работали на одинаковых должностях с одной и той же зарплатой. Многие развитые страны сделали возраст выхода на пенсию по старости одинаковым для обоих полов. Оставшиеся страны (в том числе Великобритания) планируют такое выравнивание.
Среди развитых стран РФ имеет как самый низкий возраст выхода на пенсию, так и рекордно низкую продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни по итогам 2009 года - 69 лет. Мужчины живут в среднем 62,9 года, женщины - около 75 лет. При дальнейшем увеличении среднего срока жизни к 2020 году откроется некая возможность повышения допустимого (минимального) пенсионного возраста, но вряд ли в равной степени для мужчин и женщин. Выравнивание пенсионных возрастов мужчин и женщин позволит увеличить пенсионные права женщин и повысит финансовую сбалансированность пенсионной системы, а также положительно отразится на размерах пенсий всех застрахованных.
В заключение сформулируем следующие тезисы.
В период до 2020 года увеличение пенсионного возраста можно расценить как действие, аналогичное законодательной конфискации части совокупных трудовых доходов (прежде всего у мужчин).
Приоритетным является выполнение решения о росте общей ставки страхового тарифа (с 2011 года). Стоит проблема введения специальных страховых тарифов для пенсионного страхования льготников.
Меры, способствующие старению состава работников, противоречат планам модернизации. Модернизация актуальна и в социальной сфере. Необходимо обновление за счет возврата к страховым принципам, а также за счет реформирования, упрощающего внедрение инноваций.
Гендерную диспропорцию в пенсионном обеспечении следует срочно начать выравнивать.
Актуальна профилактика заболеваемости в рамках различных форм социального страхования. Финансы ПФР сбалансирует лучшее предупреждение смертности и заболеваемости работников (за ушедших из жизни и с больничных листов страховые взносы не платятся).
Повышение пенсионного возраста вопреки позиции профсоюзов и воле большинства населения опасно. Можно спровоцировать деструктивный политический протест, подобно тому, который разразился в 1990-е годы во Франции.
Андрей Алексеевич ГУДКОВ,
д.э.н., профессор АТиСО
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте