Несмотря на стабилизацию ситуации с безработицей в ряде регионов России, прежде всего на Северном Кавказе, ее уровень остается весьма высоким. Минздравсоцразвития предлагает отчасти заменить трудовых мигрантов из-за рубежа работниками из неблагополучных субъектов федерации - а для облегчения процесса подготовило проект закона, по которому "внутренние мигранты" смогут рассчитывать на оплату проезда и щедрые подъемные.
Госдума скоро рассмотрит проект закона о совершенствовании программ внутригосударственной миграции, подготовленный Минздравсоцразвития, заявил 11 мая на встрече с журналистами заместитель главы министерства Максим Топилин.
- После реализации закона у нас появится возможность... не только оплачивать проезд безработным гражданам и тем, кто ищет работу по территории страны, но и предоставлять им подъемные до 120 тысяч рублей, - рассказал Топилин.
По замыслу разработчиков, среди целей закона - борьба с безработицей в "неблагополучных" регионах РФ. В целом, по словам Максима Топилина, рынок труда в России стабилизируется. Количество зарегистрированных безработных в стране, по состоянию на 4 мая, составило 1,599 млн. С учетом того, что вакансий в службе занятости объявлено около 1,4 млн, этот показатель Топилин назвал "довольно неплохим". Данные по общей безработице, считает он, тоже говорят о нормализации обстановки: речь идет о 5,4 млн человек, или о 7,1% трудоспособного населения. (Для справки: в мае 2010 года Росстат насчитал в стране 5,6 млн безработных, в 2009 году - 6,5 млн. - А.Ц.)
Вместе с тем в ряде регионов РФ уровень безработицы продолжает оставаться крайне высоким - так, около 300 тысяч человек не могут найти работу на Северном Кавказе. С принятием закона о внутренней миграции граждане проблемных субъектов федерации смогут, по словам Топилина, занять ту нишу, которую сейчас занимают работники из ближнего зарубежья:
- Мы, с одной стороны, говорим о том, что у нас низкая рождаемость... что у нас скоро будет провал в трудовых ресурсах, снижение численности экономически активного населения и населения в трудоспособном возрасте в 10-летней перспективе... При этом молодые, подготовленные должным образом люди в республиках Северного Кавказа в нашей же стране испытывают сложности с поиском работы. Мы что, должны оставить эту ситуацию так, что у нас будет в Архангельске, в Амурской области или где-то чего-то не хватать, а мы будем привлекать пачками мигрантов для того, чтобы здесь сохранялся очаг безработицы? Наверное, это было бы неправильно.
Попытки наладить поток работников из регионов с высоким уровнем безработицы делаются и сейчас, однако не всегда гладко:
- Бывает, и сопротивляются, - поведал замминистра. - Не буду говорить, какие регионы: почему-то для всех это головная боль. А на самом деле... это граждане РФ, и мы должны прежде всего заботиться о них. В национальном законодательстве у нас записан приоритет трудоустройства российских граждан. Если служба занятости не может найти работников с Северного Кавказа, есть и другие регионы с высокой безработицей.
Впрочем, и на уровне самих республик реализация программ по борьбе с безработицей зачастую не встречает должной поддержки:
- Мы предполагали, - говорит Топилин, - что субъекты северокавказского округа более активно на это откликнутся, но сейчас мы пытаемся все делать фактически в ручном режиме.
Собственно, речь идет не только о содействии внутренней миграции, но и об остальных мерах, предусмотренных ведомством для борьбы с безработицей по всей стране. А основную массу запущенных во время кризиса дополнительных программ содействия занятости государство бросать не собирается, заверил Топилин.
Замминистра сообщил, что в настоящее время речь идет главным образом о поддержке переобучения работников, прежде всего "под цели модернизации", об обеспечении занятости инвалидов, женщин, которые имеют детей до трех лет, а также о многодетных родителях и матерях, воспитывающих детей-инвалидов. На повестке дня стоят и программы, связанные со стажировкой выпускников и переподготовкой женщин, которые трудятся во вредных условиях.
Но от некоторых мер Минздравсоцразвития в этом году позволило себе отказаться - так, будет практически свернуто финансирование временных работ:
- Мы считаем, что, кроме сюжетов, связанных с моногородами, временные работы свою актуальность утратили... И в этом году такого массированного участия во временных работах просто не будет.
Добавим: по словам Топилина, на дополнительные меры поддержки занятости и уровня жизни россиян в этом году выделено 27 млрд рублей.
Александр ЦВЕТКОВ
Комментарий
Нина КУЗЬМИНА, заместитель председателя ФНПР:
- Власть наконец разглядела, что поток внешней иммиграции тоже иссякает: граждане стран СНГ выбирают для работы страны Западной Европы или Турцию, Казахстан - только не Россию. Даже из нефтегазоносных регионов наметился миграционный отток. Поэтому власть опять обратила внимание на необходимость развития межрегиональной миграции.
Но это уже не первая попытка как-то выправить ситуацию с трудовыми ресурсами в России. Так, была государственная программа по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. За первые три года ее действия приехали 20 тысяч человек, из них 40% поехали в Калининградскую область, еще 15% - в Калужскую и меньше 500 человек - на восток страны, хотя ради заселения восточных регионов она и затевалась. В общем, программа провалилась (но пока еще финансируется). Почему провалилась? Потому что непосредственные заботы о переселении и обустройстве репатриантов легли на муниципальные власти, для которых эта деятельность не имела законодательного определения. Отсюда и задержки выплаты компенсаций, когда подъемных с трудом хватало на компенсацию фактических затрат переселенцев, неразвитый рынок арендного жилья, недостаток рабочих мест и другие проблемы.
В кризис запустили программу содействия переезду из трудоизбыточных регионов в трудонедостаточные. Она тоже провалилась: переехали примерно 10 - 15 тысяч человек по всей стране. Эта программа финансировала переселение в очень небольшом объеме: оплата проезда и оплата не более полугода аренды очень дешевого жилья. Но работа во время кризиса была только в крупных городах, где стоимость аренды жилья была выше, чем полагалось компенсировать.
Оптимизма в отношении новой программы у меня нет. Во-первых, стимулировать переезд нужно туда, где есть рабочие места и продолжают создаваться новые. Таких регионов у нас - кот наплакал, несмотря на "великие стройки капитализма". Во-вторых, люди согласны переезжать в другие регионы только в том случае, если им предложат зарплату в разы выше. Люди ж не дураки: они сами, без всякого стимулирования, едут туда, где есть достойные рабочие места с достойной зарплатой и достойные условия жизни. В-третьих, не верю, что Минфин согласует необходимый размер подъемных. Это тоже проблема, и, наверное, самая большая - нестыковки в решениях и действиях органов власти.
В общем, пока нет Министерства труда с широкими полномочиями в отношении Минфина, пока нет осмысленной государственной промышленной политики и пока есть условия для безбрежного казнокрадства, власть так и будет предлагать корявые решения неверно поставленных задач.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте