Речь о снижении процентов взносов в социальные фонды шла давно, и схемы предлагались разные. И вот в конце августа Минфин на своем сайте выложил окончательный вариант "Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 - 2014 годы", а Владимир ПУТИН его утвердил. И пусть в администрации президента говорят, что это еще не окончательный вариант, и пусть это всего лишь "концепция", которая еще не поступала на рассмотрение в Госдуму, но все же она заслуживает внимания.
Итак, в соответствии с "Основными направлениями..." ставки взносов в социальные фонды на 2012 год составят 30% c годовых зарплат до 512 тыс. рублей (и до 567 тыс. рублей в 2013 году) плюс 10% с сумм, превышающих этот порог (для льготников - 7%). Таким образом, получается, что если зарплата сотрудника больше 60 тыс. рублей в месяц, то для работодателя такое понижение взносов оборачивается повышением. Этим обеспокоен глава РСПП Александр Шохин:
- Мы говорили, и уже неоднократно, о том, что такая регрессия может привести к тому, что на инновационные сектора экономики, где зарплаты выше средней и где доля фонда заработной платы в издержках намного выше, чем в промышленности, будет нагрузка на фонд заработной платы даже выше, чем та, которая предполагала универсальные ставки в 34%. Поэтому надо еще раз просчитать, чтобы не было в ряде категорий бизнеса и для ряда категорий работников ужесточения вот этого налогового пресса в виде социальных взносов.
Не только в инновационном, но и в малом бизнесе высокие тарифы - это непосильная ноша, признают в профсоюзах, но это не значит, что тарифы надо резать всем.
- Не работодатель пострадает. Он увеличит себестоимость продукции, мы ее купим. Кто страдает? Все мы, - уверен Игорь Шанин, секретарь ФНПР. - Единственное, где это не работает, - малый и средний бизнес. Допустим, в торговом предприятии работают два человека: продавец и хозяин. Если они из торгового оборота 30% достают - для них это катастрофа. Если завтра им поднимут еще и ренту - для них это разорение. Но это тарифом не меняется, это меняется организацией страхования в этой сфере.
Александр Шохин уверен, что уже сейчас надо разрабатывать стратегию реформирования пенсионных систем, обязательного медицинского страхования, социального страхования. "Несмотря на то, что мы отменили понятие единого социального налога, страховые платежи в три социальных фонда по сути дела являются социальным налогом. И наша задача - думать не только о фискальной составляющей социальных реформ, но также о том, чтобы действительно ввести страховые принципы", - считает он.
Это мнение поддерживают и в ФНПР: ее председатель Михаил Шмаков неоднократно высказывался о том, что социальные выплаты - это фактически отложенная часть зарплаты работника, а не налоги государству в чистом виде. Что касается обнародованных цифр снижения взносов, то профсоюзы больше волнует не дополнительная нагрузка в виде 10%, а уменьшение выплат с зарплат ниже 60 тыс. рублей, ведь в России средняя зарплата - около 20 тыс. рублей, таким образом большая их часть подпадает под это снижение. Но если все будут меньше платить в социальные фонды, то откуда там возьмутся деньги на выплаты нуждающимся?
Это беспокоит и сам Минфин: "Следует отметить, что принимаемые решения в области снижения страховых взносов приведут к дальнейшему росту дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, что в условиях финансирования указанного дефицита за счет средств федерального бюджета будет иметь негативные макроэкономические последствия".
Игорь Шанин считает, что проблему нужно решать принципиально по-другому:
- Какой должен быть тариф - никто не знает. Тариф не может быть большой или маленький. Он должен быть объективный. Должен быть оценен риск и собраны средства именно на покрытие этого риска. Вместо того чтобы разобраться, где тариф необоснованно завышен или занижен, они опять регулируют тариф по всей стране. Опять будет кому-то не хватать. Надо оценить тариф, понять, на какую группу работников и как он влияет, а дальше уже прицельно вести работу в этом направлении. Страховые тарифы должны складываться из индивидуального и коллективного риска: что с человеком может произойти, умноженное на количество тех случаев, которые уже произошли, например, в прошлом году.
Пока же получается, что в России планируется ввести "налог на роскошь", как в Италии. Вот только роскошью станут зарплаты в 60 тыс. рублей, а не миллионы. Да и работодатели, вместо того чтобы платить с них налоги, скорее всего, предпочтут или понизить зарплату, или платить "в конверте".
Юлия РЫЖЕНКОВА
Рисунок Дмитрия ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте