В 2013 году мир (и Россию) накроет огромная инфляция, к которой приведет вторая волна кризиса. Кризис будет отличаться от предыдущего - прежние стереотипы его преодоления не сработают, и принципиально изменится экономическая модель, ориентированная на максимальное потребление. А обычным россиянам придется вспомнить способы выживания 90-х годов.
За полгода до кризиса 2008 года, когда уже начали рушиться мировые финансовые рынки и обанкротился крупнейший банк "Лемон Бразерс", правительство нас убеждало, что кризиса в России не будет. Буквально несколько дней назад на съезде "Единой России" премьер-министр заявил, что российская экономика уверенно восстанавливается, а инфляция находится на минимальных значениях. Что это означает на самом деле?
НЕФТЬ НЕ ПОМОЖЕТ
Экономист, президент консалтинговой компании "Неокон" Михаил Хазин на пресс-конференции в "Росбалте" представил свой сценарий развития экономики на ближайшее время: США разными способами дотянут до мая-июня следующего года и затем начнут экстренные сдерживающие меры. Позитивный эффект от этих мер продержится три-пять месяцев, до выборов, а дальше пойдет инфляционная волна.
Понятно, что вторая волна кризиса в России напрямую зависит от кризисных волн в Европе и США. А поскольку наш бюджет питается нефтью, то колебания ее цены имеют определяющее для нас значение. Эксперт по вопросам нефтегазовой отрасли Азад Бабаев оптимистично смотрит в будущее и не видит существенных предпосылок для снижения цены на нефть:
- Я считаю, что нефть не будет стоить ниже 80 долларов за баррель. Соответственно, на внутреннем рынке сильного увеличения цен тоже не предвидится.
В качестве причин стабильности он назвал две. Во-первых, ОПЕК заявила, что не рассматривает возможность понижения цены меньше чем до 75 долларов за баррель. Во-вторых, несмотря на кризис, мировое потребление нефти растет, в частности за счет развивающихся стран.
Хазин возразил, что высокие цены на нефть не гарантируют отсутствия кризиса. По прогнозу экономиста, до мая цены на нефть будут падать, но медленно, а после того как США начнут принимать свои меры, эти цены могут взлететь до 150 - 200 долларов, и дальше пойдет инфляционная волна. В результате в номинале цены на нефть будут продолжать расти, но цены на все остальное, в том числе на критически важный для России импорт, будут расти еще быстрее. В итоге мы довольно быстро выйдем на дефицитный внешнеторговый баланс, и начнутся большие проблемы, потому что будет бешеная инфляция. Ведь в нашей стране внутреннее производство либо отсутствует, либо выстроено на импортных комплектующих. То есть при росте импортных цен даже формально российское производство резко повысит цены на свою продукцию.
По мнению Хазина, крупные неприятности нас ждут к началу 2013 года, а возможно, и раньше.
ГДЕ СПОКОЙНЕЕ?
Павел Медведев, член комитета Госдумы по финансовому рынку, не давал столь резких прогнозов, всего лишь осторожно высказался о том, что "у них" не все так гладко:
- Пора признать, что на Западе уже кризис. Европа не может справиться с маленькой Грецией, а на кону стоят большие страны. Прогнозы относительно роста экономик важнейших западных стран очень плохие, в лучшем случае 1,5% в год. Боюсь, что 1,5% в год не гарантирует устойчивого спроса на наш экспорт. Правда, наше положение лучше, чем в 2008 году, потому что наша экономика сейчас не так зависит от биржи.
Еще худший прогноз опубликовало 4 октября рейтинговое агентство Standard & Poor’s:
"Сейчас мы считаем, что риск рецессии экономики Западной Европы в следующем году составляет 40%. При этом наш базовый прогноз предполагает медленный и неустойчивый рост экономики региона в течение ближайших пяти кварталов".
S&P опять понизило прогноз роста европейского ВВП. По их расчетам, рост ВВП в Европе в 2012 году составит 1,1%, а не 1,5%, как ожидалось.
Зато директор Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что все эти разговоры о кризисе - лишь паника. На самом деле с экономиками все в порядке:
- Не так уж очевидно то, что на Западе начался кризис. У меня ощущение, что мир приостановил выздоровление после кризиса. Наверное, его ожидает длительная стагнация, ведь везде положительные проценты роста. Я думаю, что существенно увеличится европейский стабилизационный фонд.
НЕПЕЧАТНЫЕ ДЕНЬГИ
- Барак Обама вбрасывает в экономику триллион долларов. Но он же [триллион] не с неба взялся - его напечатали, - категорически не согласился с членом-корреспондентом РАН Михаил Хазин. - Возникают два вопроса: почему нет инфляции и напечатают ли еще.
По его словам, инфляция на самом деле есть. Рост цен на нефть - это и есть инфляция. Потребительской инфляции в США действительно не было, но лишь потому, что в 2007 году, когда начался кризис, обнаружилось, что структура денежной массы в США неестественная. У них очень большой кредитный мультипликатор. Другими словами, кредитных денег в экономике больше, чем наличных, в 17 раз - при норме в 4 - 5 раз. В этой ситуации происходило замещение кредитных денег наличными, мультипликатор падал, сегодня он около 5. А цены на нефть, на акции и вообще на все спекулятивные ресурсы - выросли. Но сегодня США больше денег печатать нельзя.
По прогнозу, специфика второй волны кризиса в том, что она не будет похожа на предыдущие. Хазин считает, что она напомнит начало 90-х. Наемных работников не будут в таких количествах увольнять, как в 2008 году, скорее будут сокращать зарплаты. Проблема обострится еще и тем, что наработанные за десятилетия стереотипы преодоления кризисов работать не будут - это будет именно переход к новой экономической модели, что повлечет за собой дополнительный кризис в управлении.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
- По большому счету, кризис, начавшийся в 2008 году, еще не закончен. Он завершится переходом к новой модели экономического развития, контуры которой пока не просматриваются. Точнее, их не хотят замечать в плену иллюзий о том, что возможно восстановление статус-кво, - поддерживает позицию экономиста заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина. - В сентябре 2008 года нас тоже уверяли в том, что Россия - тихая гавань и мировой спад нас не коснется. Но Россия - часть мира, с его практически открытыми границами. И мы очень сильно зависим от внешнего спроса на товары традиционного российского экспорта.
Некоторый рост в 2010 - 2011 годах был обусловлен необходимостью восстановления запасов и антикризисными действиями правительств. Теперь запасы восстановлены, а государственные меры поддержки сворачиваются. Между тем все предпосылки, приведшие к шоку 2008 года, сохраняются. Поэтому, по мнению Кузьминой, повторение мировой рецессии очень вероятно, как повторные толчки после большого землетрясения.
Ну а для того, чтобы подготовиться к новому кризису, экономист Михаил Хазин посоветовал россиянам развивать собственное приусадебное хозяйство: выращивать картошку, капусту... С этим во время инфляционной волны ничего не случится.
Юлия РЫЖЕНКОВА
"А"-СПРАВКА
Международная организация труда предупреждает о значительном падении рынка труда стран Группы двадцати (G20) в 2012 году и о серьезном дефиците рабочих мест к 2015 году. С таким заявлением выступили авторы совместного доклада МОТ и ОЭСР, подготовленного по запросу Группы двадцати к встрече министров труда этих стран (Париж, 26 - 27 сентября 2011 г.).
Даже при нынешнем однопроцентном росте занятости невозможно будет восстановить 20 млн рабочих мест, которые, по оценкам, были потеряны в странах G20 с начала кризиса в 2008 году. Для этого необходим рост минимум в 1,3%. За прошедший год безработица в большинстве стран Группы двадцати сократилась, но незначительно. В результате общая численность безработных в мире осталась на прежнем уровне - 200 млн человек, что близко к максимальному значению, зарегистрированному на пике Великой депрессии.
"Сегодня мы должны повернуть вспять тенденцию замедления роста занятости и восполнить потерянные рабочие места. При этом жизненно важно поставить во главу угла принципы достойного труда и инвестиции в реальную экономику, а для этого требуется тесное сотрудничество на глобальном уровне", - заявил генеральный директор МОТ Хуан Сомавия.
Авторы аналитического доклада выражают озабоченность в связи с тем, что реальный рост занятости до конца 2012 года может составить лишь 0,8%. Это приведет к нехватке 40 млн рабочих мест в странах G20 в следующем году, а к 2015 году этот дефицит еще усугубится.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте