5 октября в Совете Федерации состоялось расширенное заседание комитета СФ по социальной политике на тему “Перспективы развития пенсионной системы”. Мероприятие было представительным - на нем прошла официальная “презентация” новой правительственной Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Теперь начнется не только экспертное, но и общественное обсуждение. К 15 декабря правительство должно внести законопроекты в Госдуму, так что пока еще есть время, чтобы попытаться внести в стратегию коррективы.
Основными докладчиками были министр труда Максим Топилин и зампред правительства РФ Ольга Голодец. Вице-премьер рассказала, что формула расчета пенсий будет “понятной и удобной для каждого человека и справедливой для всего общества”. Для этого предполагается “задействовать широкий ресурс - как общественность, так и профессионалов”. Необходимо ужесточить законодательство и увеличить охват населения, платящего налоги, - и средства для этого есть, и меры готовятся. В первую очередь идут законы об увеличении ставок страховых выплат самозанятого населения и о дополнительных отчислениях с работодателей за досрочные пенсии. По мнению Голодец, надо, обеспечив гарантии солидарной системы и укрепив страховую составляющую, обеспечить получение пенсий самозанятыми гражданами и не мешать “среднему классу” самостоятельно накапливать пенсионные средства. А также принять меры по гарантированию доходности пенсионных вкладов, предусмотреть “новые налоговые режимы” для формирования корпоративных пенсий. Например, уравнять их с государственными: “Это даст некоторые преимущества работодателю и заинтересует его в развитии корпоративных пенсионных систем”.
Топилин заявил, что государство не допустит ущемления прав тех, кто зарабатывает досрочную пенсию: “Пенсионные права не должны быть нарушены!” И сообщил, что отмены накопительной части пенсии, вокруг чего СМИ подняли шум, не будет. Минтруд предлагает не отказываться от накопительной части, а сделать ее добровольной. Только так можно сбалансировать страховую часть и частично сохранить солидарный принцип формирования пенсий. И вообще, все вопросы по реформе должны решаться поэтапно, чтоб людей не пугать. Министр также сообщил, что предлагается обязать работодателей с 2013 года платить дополнительные страховые взносы за работников, занятых на “вредных” рабочих местах и досрочно выходящих на пенсию. Это заставит работодателей заботиться об улучшении условий труда, а бюджету даст “соответствующие источники, которые могли бы начать покрывать пенсионные обязательства” государства.
Председатель комитета СФ по соцполитике Валерий Рязанский считает, что с задачей обеспечить прожиточный минимум пенсионеру власть справилась. Сенатор порекомендовал коллегам и СМИ быть аккуратными в формулировках и не педалировать тему “снижения пенсионных прав граждан и отказа от накопительного компонента”. Сейчас это всего лишь коррекция, но в дальнейшем надо определиться, “либо мы делаем шаг назад, либо признаем, что правила игры меняются”.
Представитель администрации президента, экс-замминистра соцразвития Юрий Воронин указал, что уровень нашего пенсионного обеспечения весьма низок по европейским меркам, и ужимать права работника нельзя, поэтому большинство предложений стратегии, ужесточающих спрос с работодателя, - правильные. И тоже призвал СМИ, коллег и экспертов быть осторожнее в оценках и не путать коррекцию накопительной системы с ее отменой либо принудительным участием в ней.
Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко заявил о нецелесообразности предложенной “минтрудовской” формулы “40-20-40-20” (отчисляя 40 лет по 20% заработка в счет пенсии, работник получает пенсию в 40% от зарплаты в течение 20 лет). Он считает это завуалированной попыткой повысить пенсионный возраст: если увеличить требования к стажу до 40 лет, то россияне, в том числе женщины, получат право на трудовую пенсию в среднем только с 65 лет.
Секретарь ФНПР Игорь Шанин заметил, что до сих пор не ратифицирована 102-я Конвенция МОТ (о минимальных нормах соцобеспечения), которая закрепляет стаж для получения полной пенсии и устанавливает “коэффициент замещения” не ниже 40% утраченного заработка. Шанин призвал внимательно отнестись к принятию законов, призванных решить проблему пенсионеров-досрочников и вопросы полноценной аттестации рабочих мест “на вредность”. И подтвердил позицию ФНПР: накопительной составляющей не место в системе обязательного пенсионного страхования, особенно в условиях, когда социально-экономическая ситуация в стране ухудшается...
Вадим БАРАБАНОВ
Комментарий
Андрей ИСАЕВ, первый зампред ФНПР, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов (“ЕР”):
- Мы вынесли обсуждение пенсионной стратегии за рамки кулуарных обсуждений экспертами. Комитет по труду в целом поддерживает основные направления стратегии. (Напомню, что альтернативой ей были предложения финансово-экономического блока правительства: повышение пенсионного возраста, замораживание индексации пенсий, ставка исключительно на накопительную составляющую и ограничение прав работающих пенсионеров.) Главное для нас - как при росте количества пенсионеров и сокращении количества работающих не только не сокращать пенсии, но и сделать их гораздо более достойными.
В правительстве по этому вопросу велись долгие споры. Отрадно, что победил не бухгалтерский подход Минфина, а концепция Минтруда, сформулированная при содействии нашего комитета и при участии профсоюзов. Общее направление стратегии верное: система становится более страховой - от суммы взносов будет зависеть размер пенсии. По итогам широкого общественного обсуждения мы должны прийти к формуле, которая была бы поддержана если не всеми, то абсолютным большинством граждан.
Стратегия содержит три основных элемента: решение вопросов досрочных пенсий, адекватных выплат самозанятому населению и накопительной части пенсий. Основная проблема - дефицит бюджета ПФР. Стратегия предлагает несколько решений. Прежде всего надо решать вопрос с досрочными пенсиями, и не за счет их упразднения, а за счет введения страхования, дополнительных взносов с работодателей, у которых существуют вредные и опасные условия труда. Сейчас у нас на пенсию досрочно, из-за вредных и опасных условий труда, уходит каждый третий. Но поскольку пенсии эти не очень велики, то 3/4 людей, получив досрочную пенсию, продолжают работать на прежнем месте. То есть цель досрочных пенсий не достигается: они являются некой доплатой к зарплате человека, а фактически решают финансовые проблемы частных работодателей, использующих труд людей во вредных и опасных условиях. При этом дополнительные взносы за пенсионеров-досрочников никто не платит. Сами работодатели - владельцы нефтяных, газовых, строительных, химических компаний - в этом случае от взносов и сопутствующих обязательств вообще освобождены, фактически мы их дотируем через ПФР. Предлагается от этого отказаться - за тех, кто уходит на пенсию досрочно, работодатели будут платить, что правильно.
Предлагается: за каждого уходящего на пенсию досрочно по списку вредности № 1 работодатель с 2013 года будет платить в ПФР 4%, по списку № 2 - 2%. С 2014 года эти цифры соответственно вырастут до 6% и 4%, а в 2015-м - до 9% и 6%. Пенсионный фонд дополнительно получит около триллиона рублей, закроет дефицит и сможет спокойно индексировать пенсии и досрочникам, и тем, кто выходит на пенсию в срок. А работодателям предлагается либо создавать корпоративные пенсии (собственные пенсионные фонды, которые возьмут на себя обеспечение пенсиями своих досрочников), либо проводить комплекс мероприятий по сокращению вредных, опасных производств - тогда и люди выходить на пенсию будут вовремя. Для баланса нужен полноценный закон об аттестации рабочих мест, причем аттестация должна проводиться обязательно с участием профсоюзов.
Следует сделать более адекватными взносы самозанятого населения. Сейчас таких около 2,5 млн человек - индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и др. Они платят в ПФР взнос 26% от одного МРОТ - то есть примерно 1000 рублей в месяц. Минимальный срок, в течение которого им надо платить такие взносы для получения полноценной пенсии, - 5 лет. После этого, когда человек выйдет на пенсию, ее ему назначат в полном объеме, никак не меньше 6000 рублей. Получается, у нас самозанятые платят в шесть раз меньше, чем потом будут получать, а все остальное доплачиваем мы за них. Поэтому в стратегии предлагается поэтапно поднять до разумного предела взносы самозанятого населения, это мы тоже поддерживаем. Пусть выбирают - либо они платят с реальных заработков взносы в ПФР, и тогда государство их страхует в полном объеме, либо рассчитывают на собственные силы, а государственную пенсию получают пропорционально сделанным отчислениям.
Проблема накопительной части пенсии. У нас подавляющее большинство - 80% - это “молчуны”, которые свои деньги никуда не направляют: их размещает государство в низкодоходных бумагах, ставка по которым ниже инфляции. Так что их накопительная часть не накапливается, а обесценивается. Вдобавок эти деньги оторваны от солидарной системы, с них ничего не идет нынешним пенсионерам, да и страховая часть, гарантируемая государством, индексируется более высоко, так что у “накопителей” пенсия в итоге окажется заметно ниже. Получается, на сегодня ставка на накопительную часть себя не оправдала. Напомню, что профсоюзы предлагают вообще все отдать в солидарную часть, а накопительную пенсию оставить за порогом обязательного пенсионного страхования, то есть на добровольной основе. Считаем, что накопительная часть пенсии должна быть в системе добровольного, а не обязательного пенсионного страхования. Тем более что сегодня лишь 700 тысяч человек состоят в программе софинансирования и сотрудничают с НПФ. А большинство россиян не определились с выбором НПФ, остаются “молчунами”, и их накопительная часть индексируется ниже инфляции. Было бы правильно их накопительную часть присоединить к их страховой части. Эти деньги пойдут на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а обязательства государства перед гражданами будут выше, ведь страховая пенсия индексируется на более высоком уровне.
Необходимо с уважением отнестись к решению тех граждан, которые уже реально участвуют в накопительной системе. Их меньшинство, но их накопления ни в коем случае не должны пропасть, а должны быть защищены и поддержаны государством. И Минтруд как раз предложил большую часть отчислений в накопительную часть - 4% - передать в страховую, а 2% оставить. Это вызывает разногласия. Наш комитет предложил компромиссный вариант. Следовало бы все деньги “молчунов” присоединить к страховой части, а тем, кто уже выбрал НПФ, оставить прежний порядок отчислений - 6%. А “молчунов” письменно известить о необходимости выбора: либо они направляют средства в НПФ, либо эти 6% их взносов присоединяют к страховой части пенсии. Отказ от формирования накопительной пенсии выгоден, так как сегодня страховая часть индексируется более высокими темпами, чем накопительная, примерно на 10% в год. И это будет выгодно для нынешних пенсионеров и Пенсионного фонда, потому что эти деньги можно с ходу направить на текущие выплаты.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте