Пенсионный фонд одной из причин дефицита своего бюджета называет большое количество льготников - тех, кто работает во вредных условиях и кому положена компенсация в виде раннего ухода на пенсию. Их пенсия, по мнению ПФР, не обеспечена финансами. О целях и способах решения этой проблемы рассказал замминистра труда и соцзащиты Андрей ПУДОВ на VI пленуме Росхимпрофсоюза.
ДОПТАРИФ
Досрочные пенсии в России не имеют страховых источников, поскольку вне зависимости от того, есть у работодателя вредные условия труда или нет, тариф отчислений в Пенсионный фонд (ПФР) один и тот же. В настоящее время финансирование пенсий “досрочникам” осуществляется за счет общих доходов бюджета ПФР, в итоге дополнительная финансовая нагрузка ложится на обычных граждан, не занятых на вредном производстве. То есть отсутствует страховой принцип. Работодатели практически не заинтересованы в том, чтобы улучшать условия труда, ведь им самим эта льготная пенсия ничего не стоит.
Изначально планировалось вообще убрать из государственной пенсионной системы льготные пенсии, отдав все на откуп бизнесу, однако против этого возражали не только работодатели, но и профсоюзы - см. табл. 1.
Чтобы стимулировать бизнес улучшать вредное производство, Минтруд предложил ввести дополнительные тарифы отчислений в ПФР за рабочие места с особыми условиями труда; из этих взносов и будет выплачиваться льготная пенсия - см. табл. 2. Работодатели в ответ предложили связать установление тарифа с результатами аттестации рабочих мест, однако категорически против этого выступили профсоюзы и Минтруд.
Андрей Пудов: - Мы считаем, что связывать формирование пенсионных прав с аттестацией сейчас нельзя, потому что сегодняшняя пенсионная модель никак не завязана на условия труда, она ориентируется только на списки вредности. Право на досрочную пенсию связано только с наличием профессии в списке. Если мы с завтрашнего дня введем связь с аттестацией, работник сразу же потеряет часть своих пенсионных прав.
Профсоюзные организации в этом вопросе согласны с министерством. Последний пример: недавно проводилась аттестация рабочих мест летного состава - в одной авиакомпании, на двух одинаковых “Боингах”, стоящих рядом. Так на одном класс опасности установили 3.4, а на другом - 2.0! Еще один парадоксальный пример: аттестовывали библиотеку, установили класс вредности 3.2. В чем причина? Плохая освещенность. Лампочку не той мощности вкрутили...
Андрей Пудов: - Если сегодня мы согласимся связать формирование пенсионных прав с аттестацией, то, по моим прогнозам, у 50% льготников перестанут формироваться пенсионные права, и мы породим конфликт. Это приведет лишь к оспариванию этих норм в суде.
СТРАХОВОЙ ПРИНЦИП
Сегодня из 3,2 млн “досрочников”, получающих пенсию до достижения общеустановленного возраста, продолжают работать на прежних рабочих местах 2,4 млн, или 75%. По мнению Минтруда, это неправильная ситуация, которая лишь стимулирует работников гробить свое здоровье. Ее предполагается изменить следующим образом: при наличии необходимого для досрочной пенсии стажа работник будет иметь право пройти медико-социальную экспертизу. Комиссия проведет оценку его здоровья, и если обнаружит, что он находится в состоянии, близком к профзаболеванию, то предложит ему компенсацию утраченного заработка (20 - 30%), однако только при условии оставления данного места работы.
Андрей Пудов: - Мы хотим, чтобы закон стал чисто страховым, чтобы выполнял ту цель, которая есть на самом деле: поддержание как можно дольше трудоспособного, здорового состояния работника, даже если он работает во вредных условиях труда. Если он продолжает работать на том же производстве, то это означает одно: мы этой выплатой стимулируем его ухудшать здоровье. Это будет еще обсуждаться, но пока расчеты показывают, что мы можем выйти на уровень компенсации 20 - 30% утраченного заработка.
ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ
По задумке Минтруда, бизнес должен взять на себя нагрузку по обеспечению льготников досрочной пенсией, активно используя корпоративные пенсионные фонды. Планируется, что тот тариф страховых взносов, который будет действовать с 2014 года, станет платежом в корпоративную пенсионную систему для работодателей, у которых есть “вредники”. Такой работодатель приобретает возможность, при согласии работника и акцепте профсоюзов, делать дополнительные обязательные пенсионные отчисления в корпоративную пенсионную систему, которую он создал или к которой присоединился. Причем этот платеж может быть меньше, если работодатель нашел страховой продукт, который за меньшие деньги обеспечит те же гарантии.
Андрей Пудов: - В чем стимул? Не платишь в корпоративную систему - будешь платить установленный государством тариф. Как только отсутствует платеж в корпоративную пенсионную систему - тут же приходим к работодателю с проверкой и предъявляем счет.
* * *
Правительство должно доработать и принять окончательную пенсионную формулу до июля 2013 года. Консультации с профсоюзами и бизнесом продолжаются.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте
"Умиляет" позиция Конституционного суда в части, что идти на рабочее место с вредными условиями труда это индивидуальный выбор работника. Мол, не хочешь там работать не устраивайся. А где выбора рабочего места нет? Моногорода, шахты...
Далее. О продолжении работы после права получения льготной, досрочной пенсии. Да, кто бы работал там, если бы была ДОСТОЙНАЯ пенсия. Очень надо, допустим мне, горбатиться за такую зарплату на этих английских лордов, а также на всяких там ханов, фридманов, блаватников, вексельбергов... Но, тем не менее, приходится гробить своё здоровье.
А, то ещё хотят ввести досрочную пенсию в сферу договорных отношений бизнеса и работника. Знаем мы эти договоры! На практике всё в пользу бизнеса. Работник на всё соглашается ради работы, зарплаты и будет играть по негласным правилам бизнеса.
Трёхуровневую модель пенсионной системы поддерживаю. Только до этой культуры нам ещё далеко. "Кухаркины дети", и "из грязи в князи", дорвавшиеся до власти и бизнеса, не хотят навести элементарный порядок в трудовых отношениях (не заключают трудовые договоры, зарплата в конверте...) А здесь корпоративная пенсия, программа софинансироваия. Ума у них не хватит! Плюс их жадность!