В 2002 году с вступлением в силу нескольких “пенсионных” федеральных законов в нашей стране был запущен механизм пенсионной реформы. 1 октября заканчивается очередной этап реформы. О некоторых ее недостатках поведали “Солидарности” в Международной конфедерации обществ потребителей.
Напомним, что в Пенсионный фонд России (ПФР) поступают деньги от работодателей. По заявлению гражданина накопительная часть его пенсии передается в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). По умолчанию - при отсутствии такого заявления - деньги передаются в государственную управляющую компанию, то есть во Внешэкономбанк. О своем выборе гражданин может сообщить в ПФР до 1 октября, после чего “окно” для подачи заявлений закрывается до следующего июля.
В этом году ПФР собрал 4,5 тысячи заявлений граждан о переводе пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Это означает, что заявления подали менее 0,01% числа людей, участвующих в пенсионной реформе.
В Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) считают, что государство провалило работу по информированию граждан о пенсионной реформе: “ПФР пока не предпринял сколь-нибудь заметных шагов по информированию граждан о сути пенсионной реформы, их правах в ходе реформы и т.п.”. Среди основных проблем пенсионной реформы КонфОП выделяет отсутствие достоверной информации и непонимание гражданами своих прав.
Также в КонфОПе считают, что сотрудники ПФР вводят граждан в заблуждение, приводя отдельно данные о доходности государственной управляющей компании и о некой средней доходности 55 частных управляющих компаний, что сродни информации о средней температуре по больнице. “Создается ощущение, что ПФР не хочет открывать информацию и прилагать какие-либо усилия, для того чтобы люди хотя бы знали об имеющихся у них возможностях”, - считает эксперт КонфОПа Антон Ковалев.
“Цель пенсионной реформы, - пояснил Ковалев, - в перспективе снять с государства часть расходов, переложить их на доходы от инвестиций. А если деньги вкладываются в государственные бумаги - это профанация. Есть интерес, чтобы эти средства уходили в реальный сектор, через вложения в корпоративные облигации и акции, чтобы расширить доходную базу. Если пенсионные деньги будут оставаться у Внешэкономбанка, то это, наверное, приятно государству, дескать, все под контролем. Но реформа рассчитана надолго, и трагедия будет лет через 20 - 30. Когда наши старшие братья и сестры выйдут на пенсию, обнаружится, что надо либо повышать налоги, либо сильно уменьшать размер пенсии. Потому что деньги, вложенные в госбумаги, остаются все тем же государственным обязательством, только с одной разницей: теперь есть посредник - Внешэкономбанк”.
В КонфОПе считают, что правительству пора официально заявить о дальнейшей стратегии пенсионной реформы, разработать программу информирования населения о ней, определить ведомства и должностных лиц, ответственных, в том числе персонально, за проведение пенсионной реформы.
Однако рассказывать о выгодах вложения средств в НПФ пока рано. Дело в том, что 16 сентября на заседании ПФР выяснилось, что пенсионные накопления даже 4,5 тысячи граждан перевести в негосударственные фонды пока невозможно. Для этого необходима, в частности, копия договора гражданина с НПФ, а также уведомление от самого фонда, подтверждающее заключение такого договора. Это уведомление должно быть составлено по форме, утвержденной правительством. Но... форма еще не утверждена - документ по техническим причинам до сих пор не согласован с министерствами.
Алена КУЗНЕЦОВА
ОПРОС: КОМУ ВЫ ДОВЕРИЛИ СВОИ ДЕНЬГИ?
“Солидарность” решила узнать, кому доверили накопительную часть своей пенсии лидеры областных профсоюзных организаций. И насколько осведомлены жители их области о возможностях пенсионной реформы.
Павел ГУЛЯКОВ, заместитель председателя Смоленского областного объединения организаций профсоюзов:
- Я доверил накопительную часть своей пенсии областному пенсионному фонду. Какие существуют гарантии, что негосударственный пенсионный фонд будет иметь лучшие условия для увеличения капитала? А государственный пенсионный фонд несет ответственность за пенсионное обеспечение граждан, так что пусть несет и дальше, в том числе в накопительной части. Как бы там ни было, но государство более надежно строит пенсионные гарантии для граждан.
Но сами трудящиеся должны быть начеку. Десять дней назад мы опубликовали в СМИ совместное обращение к трем инстанциям - областному профобъединению, налоговой службе области и областному пенсионному фонду, чтобы они контролировали действия работодателей в части отчислений в пенсионный фонд.
Граждане нашей области имеют представление о пенсионной реформе. Сам руководитель областного пенсионного фонда, его заместители и другие специалисты по этому вопросу систематически разъясняют людям суть реформы, по радио. Специалисты хорошо выступают, но вот хорошо ли их слушают люди? Обратной связи нет.
Николай БУЯКОВ, председатель Федерации профсоюзов Челябинской области:
- Года четыре назад я начал сотрудничать с НПФ, когда эта реформа еще даже не задумывалась. Я так подумал: фонд работает, не исчез - могу же я рискнуть хоть раз в жизни? А народ у нас в негосударственные пенсионные фонды пока не идет. По менталитету своему мы верим государству, вроде оно нас защитит, родное.
Суть пенсионной реформы наши люди понимают смутно, хотя на эту тему в нашей прессе много публикаций. Пенсия у людей маленькая, так зачем им надо какой-то лишний рубль куда-то переносить? Молодежь тоже пока не задумывается, не надеется на пенсию - видит, что произошло с отцами, дедами, которые всю жизнь трудились, создавали страну и стали бедными...
Что касается информации о доходности НПФ, то это забота самих этих фондов.
Михаил КИВАЦКИЙ, председатель Тюменского областного совета профсоюзов:
- Свою накопительную часть пенсии я доверил государству. Не могу рисковать. Опасаюсь как негосударственных компаний, так и государства, которое наделило их правом участвовать в этом процессе. По югу Тюменской области всего сто человек определилось в негосударственные пенсионные фонды. Какое после этого к НПФ будет доверие, какой доход они мне могут гарантировать?
Люди наши в пенсионной реформе слабовато ориентированы, нет информации.
Игорь ШИШИН, председатель Федерации организаций профсоюзов Костромской области:
- Мне не надо никому доверять накопительную часть своей пенсии, я уже пенсионер. Знакомым я бы посоветовал доверять только государственной управляющей компании. Потому что частные не вызывают у меня особого доверия, государственное более надежно, по-моему. Вряд ли НПФ помогут пенсионерам.
Люди нашей области имеют представление о пенсионной реформе, но большинство никуда не пойдут и никакие заявления писать не будут. Частные фирмы, к сожалению, сегодня не пользуются доверием у населения. Информация о них есть, но, конечно, недостаточная. Надо знать, что и как они действительно делают. Не об их намерениях - намерений у них столько, что не знаешь, куда от них деться, - а о реальных делах. Тогда изменится отношение, на мой взгляд.
Виктор АЛАЛЫКИН, заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Кировской области:
- Всю свою пенсию я доверил государству. Учитывая, что в нашей системе пока ничего стабильного нет, есть опасность, что НПФ может спокойно развалиться. В крайнем случае от государства я могу хоть что-то требовать. А то потом государство покажет на НПФ и скажет: мол, вы добровольно сделали выбор.
Жители нашей области имеют весьма отдаленное представление о пенсионной реформе. Даже сама заявленная пенсионная реформа - и то видоизменяется. Веры в то, что что-то реальное действительно произойдет, у людей нет. Поэтому и отношение такое - на эти “письма счастья” большинство вообще не отвечают. В свое время за то, что обесценились вклады, никто не понес ответственности. И никто не поверит, что государство сможет проконтролировать, чтобы пенсионные накопления сохранились, а тем более выросли.
Опрос провела
Алена КУЗНЕЦОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте