Инициативы главы государства по изменению политической системы России насторожили многих сторонников президента. В их числе оказался и идеолог прошлогоднего антиолигархического наступления власти Станислав БЕЛКОВСКИЙ. Глава Института национальной стратегии считает, что предложения Владимира ПУТИНА знаменуют собой “антифедеративный переворот” в политике Центра, который разрушит систему управления страной и приведет Россию к кризису.
На пресс-конференции “Антифедеративный переворот и его последствия” Станислав Белковский объявил, что “никакой связи предложенных мер по фактической трансформации федеративного государства с проблемой терроризма и трагическими событиями в Беслане не находится”. По сведениям Белковского, “концепция, озвученная Владимиром Путиным, разработана еще в 2001 году Дмитрием Козаком и Владиславом Сурковым”. Более того, “вчерне она была одобрена тогда же”, а окончательно утверждена после инаугурации президента в мае этого года, когда Центризбирком и запустил свой пробный шар. “То, что теракты использованы, чтоб выпустить джинна из бутылки, свидетельствует об этической и эстетической глухоте администрации президента!” - осуждающе заявил Белковский.
Политолог назвал причины, истоки и предпосылки этой “антифедеративной реформации”. “Сурков, Козак и Сечин (кассир проекта) сумели убедить президента” в том, что недовольство в регионах социальной реформой, особенно в преддверии зимы, “приведет к тому, что ряд губернаторов сформируют альтернативный центр власти”. Именно стремление администрации президента нейтрализовать группу региональных лидеров, которые были потенциально способны использовать грядущий зимний социально-экономический кризис для формирования альтернативного центра власти, и привело к тому, что руководство страны стало, что называется, ковать пока горячо.
Другой причиной Белковский видит стремление отдельных представителей администрации президента РФ (здесь назван был только Игорь Сечин) сформировать механизм постоянного притока средств из регионов России в теневые спецфонды. “Губернаторы будут обложены данью, - предрек Белковский, - и совокупный объем поступлений может составить до 3,7 миллиарда долларов в год. Это практически вмененный теневой налог с губернаторов”. Налогообложением займется “группа силовиков” в администрации.
По мнению политолога, “в результате реформы около 80% региональных лидеров сохранят свои посты”. Так что Россию не ждет обвальная смена прежних региональных лидеров на выдвиженцев “путинского призыва”. “Первыми падут те губернаторы, которые связаны с левыми или протестовали против отмены льгот, - спрогнозировал Белковский. - Вот, например, Дарькин и Абрамович не подписались под известным коллективным письмом губернаторов против межбюджетной реформы - их и не тронут”. Было сказано, что от власти, вероятно, будут отстранены Виктор Ишаев (Хабаровский край), Анатолий Лисицын (Ярославская область), Кирсан Илюмжинов (Калмыкия), Вячеслав Штыров (Якутия), Константин Титов и Дмитрий Аяцков (Самарская и Саратовская области) и некоторые другие “яркие региональные лидеры”. При этом с вероятностью до 90% Минтимер Шаймиев (Татарстан) и Муртаза Рахимов (Башкирия) сохранят свои посты.
“Эти шаги - не последние, - уверенно заявил политолог. - Реформа будет продолжена”. По мнению национального стратега, дальнейшее направление антифедеративной реформации - в уравнивании статуса национально-территориальных и территориальных образований в составе России, вплоть до ликвидации малых национально-территориальных образований. Как следствие - выборочное укрупнение регионов, направленное в первую очередь на упразднение малых национально-территориальных образований. “Десять имеющихся автономных округов будут присоединены к близлежащим регионам, - сказал политолог. - Вот Красноярск и Якутия уже спорят об Эвенкии...”
По словам Белковского, в результате “реформации” де-факто ликвидируются не только фрондирующие региональные лидеры, но и региональные элиты, “и в чрезвычайных ситуациях регионы будут абсолютно недееспособными - подобно федеральной бюрократии”. По мнению политтехнолога, “возрастет влияние федеральных финансово-промышленных групп, а региональных - наоборот. Следовательно, делает вывод Белковский, антиолигархическая кампания сменилась проолигархической”, следствием чего станет “консервация действующей власти на всех уровнях. А значит - ее деградация и ослабление федеральной власти (бремя ответственности за страну окончательно ложится на плечи одного человека)”.
Как считает Белковский, грядущая зачистка региональных элит в принципе неразумна с точки зрения эффективности всей системы управления государством. Потому что “именно региональные элиты - пусть чахлые - брали на себя ответственность в кризисных ситуациях, а не федеральная бюрократия, сформированная в результате вытаптывания политического поля”. Таким образом, основные политические последствия антифедеративного переворота для эксперта очевидны: это - “ликвидация региональных элит как политически ответственного субъекта национального пространства; снижение общего уровня устойчивости вертикали власти к воздействию внешних угроз; уничтожение механизмов вертикальной социальной мобильности; и паралич механизмов модернизации элит”. Последнее означает, что время независимых и при этом эффективных региональных лидеров прошло - практически и не начавшись. Ротация региональных элит будет происходить исключительно в групповых интересах и под знаком преданности генеральной линии. А “построенных” губернаторов менять и не обязательно...
“Нынешней российской элите чужда какая-либо вообще система ценностей, - морализаторски заключил Белковский. - Это ими понимается как прагматизм... У них есть только экономические интересы - их отстаивают четко”.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте