23 сентября руководство Совета по национальной стратегии (СНС), скандально известного своими антиолигархическими разоблачениями, презентовало публике доклад “НОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ: перспективы российского федерализма и роль региональных элит в формировании новой национальной элиты”. 32 эксперта-политолога, входящих в СНС, предложили провести всеобъемлющую реформу властной вертикали. Суть реформы в том, чтобы установить новую схему управления: президент - региональные лидеры - местное самоуправление. При этом ни в коем случае нельзя вносить поправки в Конституцию РФ, положения которой “должны быть незыблемы в течение нескольких десятилетий”. В частности, стратеги весьма невысоко оценили деятельность полпредов президента и особенно нынешнего Совета федерации, который “не выполняет свою конституционную задачу - представление регионов в федеральном парламенте”.
В презентации доклада участвовали гендиректор СНС Станислав Белковский, сопредседатель СНС Иосиф Дискин и глава Института региональных проблем Максим Дианов. Белковский начал с того, что авторы доклада намерены прежде всего развенчать “модный ныне ложный консерватизм, который сейчас понимается как консервация существующего положения в стране” (весьма неблагополучного). По мнению членов СНС, у многих сложилось превратное представление, будто в России в настоящее время достигнута некая политическая, экономическая и социальная стабильность. Наличие среднесрочной стабильности не подтверждается ни объективно (на уровне статистических показателей развития страны в 2000 - 2003 годах), ни субъективно (на уровне восприятия большинством россиян, по результатам социологических исследований). Так что нельзя говорить о реальной стабильности, считают члены СНС. Речь идет об иллюзии стабильности, которая определяется высоким уровнем мировых цен на нефть в течение последних четырех лет, плюс успешной эксплуатацией президентом Путиным образа “солдата”, носителя национальных и даже авторитарных ценностей.
За последние три года структура и принципы функционирования экономики России не изменились: по-прежнему мировые цены на сырье и энергоносители остаются ключевым фактором развития страны. В экономике вырос удельный вес сырьевых отраслей и связанной с ними сферы обслуживания.
Продолжаются технологическая деградация и депопуляция, утрачен ряд геополитических позиций России. По данным фонда “Общественное мнение”, 59% россиян в стабильность не верят, 69% строят лишь краткосрочные жизненные планы. Белковский заметил, что Россия похожа на вынутый из холодильника кусок сыра, срок годности которого неумолимо приближается к истечению. Процессы гниения в таком куске происходят весьма бурные, но до определенного момента они остаются недоступными глазу поверхностного наблюдателя.
По мнению стратегов, при анализе ситуации в России следует осознать и осмыслить четыре кризиса, на разных стадиях которых страна находится. Это - кризис национально-государственной субъектности (кризис идентичности), кризис элит (проявляется в их аутизации, отрыве от реальности), кризис власти - ее десакрализация (опошление) и отклонение от исконной традиции восприятия, кризис национальной инфраструктуры, которая не подвергалась масштабной модернизации в течение десятилетий. Все это “позволяет говорить о приближении всеобъемлющего системного кризиса”. При анализе проблем федерализма СНС оценивает эти кризисы как факторы угрозы стране и народу.
Аналитики СНС считают, что “Путин на первой стадии своего правления был склонен считать гарантом национальной стабильности скорее сверхкрупный бизнес, нежели региональных лидеров”. При этом “принципы корпоративного управления, исходящего, не в последнюю очередь, из отсечения центров убытков и минимизации издержек, неприемлемы для управления Россией как национально-государственной сущностью. В первую очередь - в силу диспропорциональности страны, неблагоприятного (в целом) климата и наличия обширных пластов “экономически необоснованного” населения”. Белковский кстати вспомнил о “высказывании Маргарет Тэтчер, согласно которому “экономически обоснованное” население России не превышает 15 млн. человек”.
Стратеги особо отметили, что “результаты реформы Совета федерации нельзя признать позитивными для федеральной власти. Отторгнув глав исполнительной и законодательной властей регионов, верхняя палата российского парламента во многом стала клубом лоббистов, фактически представляющих интересы сверхкрупных корпораций... Более 40% членов СФ напрямую представляют интересы не регионов, а корпораций. В результате Совет федерации утратил роль и статус площадки для прямого диалога между федеральным и региональным уровнями власти, что усилило политическое и ментальное отчуждение между Москвой и регионами, аутизм федеральной власти”. Необходимы, считают аналитики СНС, “прямые выборы членов СФ либо формирование верхней палаты из выбранных населением глав администраций и глав законодательных органов субъектов федерации. Задержка подобной трансформации окажет дестабилизирующее влияние на власть на всех уровнях”.
Вредной объявлена и деятельность комиссии Дмитрия Козака по федеративной реформе: в ее основе “одна простая идея - отказаться от большей части мелких и обременительных забот о населении. Тем самым - облегчить жизнь правительству и администрации президента, избавив госбюджет от дополнительных расходов, притом имея возможность находить “виновных” на региональном уровне власти. Психологически за этим стоит особый тип ментальности части федеральной политической и бизнес-элиты. Для последних управляемое “население”, большинство которого сосредоточено в регионах, представляется (в той степени, в какой оно не задействовано в бизнес-активности коропораций) фактором дополнительных, вынужденных расходов. Население регионов не входит в сферу интересов этого элитного слоя даже как потенциальный рынок сбыта, поскольку их активы носят, как правило, сырьевой, непроизводительный профиль”.
Белковский сообщил, что крах СССР произошел из-за “разрушения национального проекта, отказа от него”. И что параду суверенитетов и обвалу независимостей поспособствовал прежде всего кризис элит, а вовсе не обрушение мировых цен на нефть во второй половине восьмидесятых. И потому состав и настроения региональных элит сейчас крайне важны, ибо от них во многом зависит целостность РФ. “Региональные лидеры в первую очередь сталкиваются с недовольством населения”, - подметил глава СНС. А реализовывать проект будет верховная, центральная власть в лице президента РФ. Кто им будет в течение ближайших четырех лет, стратегам совершенно ясно. Дискин тут же сообщил, что СНС не позднее января выдаст на-гора еще один доклад под названием “Повестка дня второго президентства В.В. Путина”. Очевидно, в нем особенности национального проекта будут сформулированы детально.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте