7 апреля в Доме союзов состоялась встреча московских профсоюзов с мэром города Юрием ЛУЖКОВЫМ. “Солидарность” публикует основные моменты выступления главы столицы перед профактивом.
МОСКВА И ПРОФСОЮЗЫ
- Я очень дорожу контактами с профсоюзами. Думаю, что такие контакты полезны обоюдно, ибо мы преследуем единые цели. А эти цели просто формулируются, правда, непросто реализуются. Это - развитие экономического потенциала и на его основе полноразмерное решение социальных задач в городе. Они реализуются непросто потому, что и проблема сама по себе сложная, и ряд решений, принятых в последнее время правительством и Государственной думой, осложняет ситуацию.
Москва - часть государственной системы, самая продвинутая часть в рыночных отношениях и самая эффективная в плане экономики, - основательно зависит от государственных решений. Вот примерно та ситуация, в которой мы должны находить ежедневно, и даже ежечасно, ответы на вызовы времени, на обстоятельства, которые складываются внутри города, на все то, что приходит к нам извне. Мы консолидированы и часто встречаемся, согласуем наши действия и позицию с профсоюзами города, с федерацией профсоюзов. У нас уже много лет действует трехстороннее соглашение - мы первые, кто начал формировать этот компромисс. Он все усложнялся, и сегодня трехстороннее соглашение - это уже такой полноразмерный, многоаспектный документ, который и определяет решения правительства, и настраивает нас на достижение поставленных целей.
Мы закончили прошлый год с приростом реального объема промышленного производства в сопоставимых единицах - с уровнем плюс 9,1%. Бюджет города выполнен полностью, без дефицита. Мы об этом говорим в первую очередь для того, чтобы сказать москвичам о нашей возможности решать вопросы - вопросы труда и вопросы социальные.
Уровень безработицы в Москве 0,6% (для подобной структуры - самый низкий в мире). Мы его удерживаем на тех позициях, которые были завоеваны в течение 10 лет, и будем стараться полностью обеспечить занятость в Москве. Но сегодня такая успокоенность мнимая, она не базируется на серьезной работе, которая должна в этом плане осуществляться в России. Если установлено пособие по безработице в районе 1000 рублей на первое полугодие, а на второе полугодие - в районе 600 (я цифры называю по памяти, да они точные и не нужны, я говорю о размерности), никто не пойдет регистрироваться, люди будут искать решение своих проблем на работах однодневного плана.
И все же мы можем говорить о том, что пока ситуация довольно спокойная, в том числе и через наши совместные усилия с профсоюзами и предпринимателями. Растет заработная плата. К сожалению, есть различие в темпах роста зарплаты: в промышленности - довольно высокий, в социальной сфере заметно отстает. Это различие мы будем сокращать.
“ПОДАРКИ” ГОРОДУ ОТ “БУХГАЛТЕРОВ” ГОСВЛАСТИ
- С упорством, достойным другого применения, правительство России отказывается поддерживать реальный сектор экономики. Государство не предложило обществу, промышленникам, городу ни одной цели за все эти 15 лет преобразований. Для России - это очень опасно и неправильно. Прошлый опыт показывает: мы начинаем консолидироваться, когда нам предлагаются какие-то цели и мы осознаем их полезность. И если этого нет, мы довольно хаотичны, как броуновское движение, все стремятся решать какие-то свои задачи, прежде всего - выживания в этих условиях.
А “подарки” нам преподносят один за другим... Например, самый опасный “подарок” для Москвы - решение, касающееся науки. Наше государство решило, что нефть и газ можно добывать и без серьезных вложений в другие отрасли знаний, в науку. Это сразу касается высшей школы. Оказывается, нам не нужны специалисты, имеющие высший уровень подготовки. Оказывается, нам нужны бакалавры, то есть специалисты со средним техническим образованием. Понятно, для их обучения времени нужно меньше, следовательно, и затрат меньше - все подчинено бухгалтерским целям, экономии государственных расходов. Очень опасные принимаются решения по сокращению количества научно-исследовательских организаций, имеющих государственные здания и господдержку. Речь идет о фактической ликвидации прикладных институтов. В каждом из них не только выполняются научно-исследовательские работы - в них хранятся все технологии, все согласования изменений технологий, все уровни качества, которые должны достигаться уже не в этих институтах, а на предприятиях в нашем государстве. Все это предлагается снять с госбюджетного финансирования и пустить по миру... Москва в этом плане получит самый сильный удар, потому что Москва - центр науки. Я плохо понимаю такой бухгалтерский настрой.
Один из множества примеров - был предназначен для полной ликвидации и продажи НИИ пластмасс. Покупателю, банку “Менатеп”, нужны были офисные помещения, так они просто выставили ученых за ворота. А ученые со своим знанием полимеров уже ничем другим заниматься не могут. Куда им идти? Их даже в торговлю не возьмут, там свои навыки нужны. Город выкупил институт. Сейчас он работает, содержит все технические условия, ГОСТы, развивает это все, решает государственные задачи, несмотря на то, что госфинансирование отсутствует. И работает, зарабатывает, увеличивает зарплату своим сотрудникам. Нашел себе задачу - и развивается!
Похожая ситуация с НИИМеТМАшем. Его купили и начали всех специалистов из института вышибать. К нам обратились бывшие руководители этого НИИ, которые увидели невероятную опасность и попросили вмешаться. Сегодня этот институт не просто поднимается, не просто встал на ноги, - он активнейшим образом развивается, у него огромнейшее количество заказов. Ну не было бы этого института, все бы мы покупали за рубежом...
Я обратился к Фрадкову с просьбой продать или передать городу институты. Нам не нужна их недвижимость, нам нужен их интеллектуальный потенциал, который мы обязаны сохранить. Это ученые, это люди с высшим образованием, это люди полезные. Мы не можем представить себе Россию, которая будет только страной нефтяного и газового бизнеса. Если мы хотим сохранить нашу страну в этом постиндустриальном мире, в этой постиндустриальной цивилизации, мы обязаны не только сохранить - мы обязаны развивать науку. Фрадков достаточно внимательно, положительно отреагировал.
Мешает развитию города и 122-й закон. Все его положения имеют “бухгалтерскую” цель - не дать, не разрешить субъектам федерации, например, организовывать учебные заведения. Никаких прав мы не имеем и в части строительства новых заводов по мусоропереработке. Этот закон, по сути, делает из руководителей субъектов федерации министров без портфелей. Вот Травкин - министр без портфеля. Когда его спросили, а что это такое, он ответил: зарплата. Получается: сиди, и лучше, если ты не будешь возникать. Но это не для нас, это не для Москвы, это не для москвичей. Это не для мэра, потому что я должен представлять и защищать интересы москвичей.
НЕДРУЖЕСТВЕННОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ
- Еще одна проблема города - недружественное поглощение предприятий. Нормативы и законы имеют такие дыры, через которые любой негодяй может легко пролезть. Часто “поглотители” - люди с большими деньгами - приходят и убеждают руководителя предприятия отдать акции за довольно серьезные компенсации. Нередко у руководителей нет стойкости, понимания ответственности. Начинается захват предприятия и остановка его работы (особенно если это не “Кристалл” - “Кристалл” всегда будет производить водку). Для чего? Для того чтобы на этом месте, после того как будет все вычищено, построить жилье или офисы. Земля в Москве предельно дорогая.
А это - потеря реального сектора экономики города, потеря промышленного потенциала, который является одним из самых крупных взносчиков в городской бюджет. Это еще и потеря социальных составляющих, потому что на многих предприятиях сохранены, хоть и не в полном объеме, пионерские лагеря, дома отдыха. А для нас это очень-очень важно.
Мы говорили с российским правительством, как остановить недружественное поглощение. Когда этот новый приобретатель будет знать, что он за землю должен будет заплатить по рыночным ценам (а они на аренду земли в десятки, в сотни раз больше, чем для действующего предприятия), он не пойдет на поглощение. Думаю, что мы этот вопрос все-таки решим. Решим, потому что... ну не может государство позволить себе все это дело развалить!
ЗАРПЛАТА
- В 2005 году мы примем серьезные меры по увеличению МРОТа. Это совместное решение с федерацией профсоюзов: 3600 рублей будет МРОТ в Москве. Это серьезный, важный и правильный шаг в направлении концептуальных целей, связанных с приведением уровня оплаты труда в нашей экономической бюджетной сфере в соответствие с цивилизованными условиями.
Дальше - повышение уровня оплаты бюджетникам. Мы на это дополнительно выделяем очень приличные деньги. С 1 августа - очень серьезное повышение учителям, изменение тарифной сетки. То же самое будем делать по другим категориям нашей бюджетной сферы - это врачи, работники коммунальной системы. Все то, что мы делаем, не есть какие-то деяния добренького правительства, это есть осмысление всего того, что абсолютно необходимо делать в нашем городе, и я думаю, что и во всем государстве тоже. И с другой стороны - мы говорим о том, что все это могло состояться в городе только потому, что в городе развивается экономика, город трудится, город работает.
Вот сейчас ситуация с АЗЛК - просто позор, что происходит с АЗЛК! Мы просим: ну отдайте это городу, мы все приведем в порядок. Нет. И начинаются разговоры: а вы, мол, заплатите 600 миллионов долларов за затопленный завод по производству двигателей - за завод который ни одного двигателя не произвел и который раскурочен уже совсем! Ну откуда 600 миллионов долларов? Это же государственное предприятие. Вы уж используйте его как-нибудь, или найдите, кто во всем виноват, или нам отдайте. Все это тянется уже 10 лет, все проваливается уже десятилетие... Хорошо хоть часть площадей мы задействовали, организовали вместе с “Рено” производство автомобилей. Очень хорошие автомобили! 60 тысяч штук в год будем делать, такова годовая программа. Потом доведем до 120 тысяч и в итоге - до 200 тысяч штук в год. Уже сейчас 700 человек работают, и планируется довести количество работающих до 3 тысяч.
Записала
Алена КУЗНЕЦОВА
P.S. Некоторые вопросы, поступавшие в письменном виде во время встречи, мэр огласил. Почему вывозом снега в городе занимаются водители из других регионов? Может ли правительство Москвы повлиять на деятельность транснациональной компании “МЕТРО”, чтобы защитить права работников сети магазинов этой компании? Какая судьба ждет завод Лихачева? С этими и другими поступившими вопросами Юрий ЛУЖКОВ пообещал разобраться. В завершение встречи председатель МФП Михаил НАГАЙЦЕВ передал мэру список предприятий, отказавшихся подписывать московское трехстороннее соглашение.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте