В рамках Всемирной христианской недели действий по проблемам торговли 15 апреля в Москве состоялся “круглый стол” на тему “Мировая торговая система. Свобода? Справедливость? Демократия?”. Мероприятие было призвано подвергнуть моральной оценке принципы международной торговли, проанализировать последствия их принятия для России и стран третьего мира.
Объясняя интерес Церкви к делам, казалось бы, сугубо земным, глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил, что экономика затрагивает не только материальные, но и духовные стороны человеческой жизни. И у РПЦ должна быть позиция по основным национальным и международным экономическим проблемам.
РПЦ не случайно активно участвует в мероприятиях в рамках Всемирной христианской недели действий по проблемам торговли (10 - 16 апреля). Все это связано с проблемами глобализации, которые серьезно волнуют и Русскую православную церковь. С целью формирования церковной позиции по этим проблемам РПЦ начинает дебаты “в православной общественности, под которой понимаются не только священнослужители и богословы, но и миряне”. Обсуждение не будет политизированным, предупредил митрополит, мнение Церкви “не должно положить гирьки на чью-то чашу политических весов”.
“С телеэкранов говорят, что все давно решено, и нужно прилагать усилия, чтобы ускорить оформление членства во всемирной торговой организации”, - говорил Владыка Кирилл. Но если это так, вопрошал он, то следует на понятном языке объяснить народу, почему это важно. Или получится так, как с монетизацией, когда никто не мог понять выступлений наших политиков, зато потом по стране прокатилась волна демонстраций.
Не избегло критики и современное “общество потребления”, поддерживаемое мировым экономическим порядком. В доминирующей сегодня культуре ценность народа и человека нивелируется погоней за материальным комфортом и доходом, сказал митрополит. “Недавно я был в Германии, встречался в Бундестаге с руководителем оппозиционной фракции христианских демократов. Я воспринял с энтузиазмом ее слова о том, что пора сказать немецкому народу: наступил предел потребления, более богатого общества построить невозможно”. Но если нельзя повысить планку потребления, надо задать другую цель, общество не может жить вне идеи развития. Митрополит убежден, что в качестве цели нужно сформулировать позитивную альтернативу глобальному экономическому неравенству.
В христианских кругах все громче звучат требования сочетать концепции экономического роста и социальной справедливости, сказал Владыка Кирилл. А либеральный подход в том виде, в каком он принят у Всемирного банка, МВФ и ВТО, фактически провоцирует бедность, разрушает основы прав личности. Всемирный совет церквей считает недопустимым разрушение национальных, исторически сложившихся обществ под влиянием неолиберальной модели развития. Необходимо повысить роль национальных правительств в управлении экономикой, основная задача которых - увеличение внутреннего производства и снижение импорта. Недопустима и приватизация общественных секторов экономики. Нужен мониторинг деятельности ТНК. Трансграничное движение капитала надо подвергать международному налогообложению.
Открытость Церкви к анализу разных точек зрения подчеркивало то, что по обе руки от митрополита расположились главные оппоненты в дискуссии - Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ, и Михаил Делягин, научный руководитель Института проблем глобализации.
Делягин заметил, что экономическая эффективность - это идеология концентрации капитала, социальная справедливость - его распределения. При нынешнем “чудовищном перегибе в сторону идеологии эффективности” корректирующую миссию должно взять на себя государство. “Мы видим, что нищета и бедность - участь 80% населения России”. Побороть бедность Делягин предложил технологическим прогрессом, “который сдерживается искусственно”. А ВТО, заявил Делягин, - это прежде всего система торговых споров, и для их выигрышей нужно иметь экспертов по товарам, специальных юристов, мощные ассоциации бизнеса - словом, все то, чего у нас нет, поскольку “государство не подготовило почву для вступления, ограничившись пропагандой”. Вступление в ВТО требует отказа от низких внутренних цен на топливо - естественного конкурентного преимущества России, добавил Делягин еще один аргумент в “копилку” противников вступления.
Телеведущий Михаил Леонтьев поддержал его, сказав, что “мы экспортируем два вида товаров - энергоресурсы и оружие, торговля которыми как раз и не регулируется в режиме ВТО”. Так что “за” ВТО остаются лишь политические мотивы. Ему ясно, что реальной промышленной политики, требующей изоляционистских мер, не будет: “В рамках этой системы мы будем с господином Илларионовым Португалию всю жизнь догонять...” А вот по мнению Мау, ВТО открывает рынки развитых стран для продукции стран сельскохозяйственных. Это новые возможности и для российской промышленности, и они будут гарантироваться возрастающей конкуренцией.
Секретарь ФНПР Галина Стрела, приветствуя инициативу Церкви, была осторожно критична в отношении ВТО и системы международной торговли. По ее словам, профсоюзы давно обращали внимание на проблемы, которые несет с собой глобализация, проводили конференции по теме, но это не влияло на власть. “Вхождение российской экономики в мировое сообщество пока положительных результатов нашим работникам не дало”. Да и в прошлые годы - правительство следовало рекомендациям международных структур, и это оборачивалось снижением социальной защищенности работников. А Михаил Хазин, президент компании “Неокон”, считает наживу “основной целью современного западного глобального проекта”, так что Церкви пора сказать свое слово.
В заключение Владыка Кирилл не исключил, что дискуссия получит продолжение. Владыка уточнил для “Солидарности” отношение РПЦ к прозвучавшим довольно критическим тезисам Всемирного совета Церквей и отношение Церкви к вступлению в ВТО:
- Мы еще не выработали своего отношения. Внутри Совета началась дискуссия, причем с априорного утверждения о неких отрицательных последствиях вступления в ВТО для стран третьего мира. Мы хотели бы перенести дискуссию на нашу почву и услышать, что же вступление в ВТО и дальнейшая интеграция в мировую торговую систему означают для России, для человека. И хотели бы деполитизировать и деидеологизировать эти дебаты.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте