15 июля во Владимире прошло выездное заседание думского Комитета по труду и социальной политике, организованное при участии фракции “Единая Россия”. Темой мероприятия были перспективы развития пенсионной системы России.
В отечественной пенсионной системе, несмотря на расшивку “узких мест”, существуют “глобальные” проблемы, которые на сегодня разрешить не удается. Это, во-первых, фактический провал “накопительного” прожекта, приведший к отсечению от накопительной системы целых групп граждан РФ. Кроме того, по выражению главы Комитета по труду Андрея Исаева, “Пенсионный фонд все еще не может оправиться после снижения доли Единого социального налога”. Это привело к существенному дефициту средств ПФР, который, возможно, придется восполнять из пресловутого стабилизационного фонда. Помимо этого, в силу демографических проблем доля пенсионеров в стране неуклонно опережает долю трудоспособных граждан...
Открывая заседание, Андрей Исаев констатировал, что “пенсионная реформа в кризисе. Этот кризис обусловлен отступлением от общей идеологии реформы, которая была в целом правильной и была направлена на то, чтобы создать настоящую страховую систему”. По мнению Исаева, основная проблема в том, что “авторами этой идеологии были одни люди, авторами идеи снижения ЕСН (которое будто бы выведет зарплаты из тени) - другие. Сейчас реформа требует корректировки, и мы находимся в поисках таких решений”.
По словам Исаева, под угрозой оказался “главный принцип реформы - зависимость размера пенсии от размера заработка”. “С проведением пенсионной реформы ушло понятие минимальной пенсии, - сказал Исаев. - Между тем население уверено, что государство обязано гарантировать определенный минимум, который бы обеспечил пенсионеру при всех обстоятельствах возможность достойной жизни. Необходимо добиваться, чтобы к концу срока работы нынешней Госдумы минимальная пенсия была установлена на уровне не ниже прожиточного минимума - это реальная задача”.
Как известно, Всемирный банк рекомендовал РФ повысить возраст выхода на пенсию. Как заявил Исаев, “повышение пенсионного возраста - это общемировая тенденция”. Тем не менее для российских реалий это “мера преждевременная, так как для этого необходимы качественно иные условия - достойная зарплата и более высокая продолжительность жизни”. Правда, “в силу демографических трудностей необходимо экономически стимулировать граждан уходить на пенсию позже”.
Отрицательные моменты пенсионной реформы известны: “Никакой легализации зарплаты, несмотря на беспрецедентное снижение ЕСН, не произошло”. Поэтому “надо договориться о том, чтобы дальнейшие шаги по снижению ЕСН были крайне осторожными и, возможно, законодательно связанными с ростом зарплаты. Может быть, перенести тяжесть обеспечения базовой пенсии с ЕСН на другие налоги, в частности, снизить НДС”. “Мы считаем, что федеральный бюджет обязан оплачивать всю сумму дефицита ПФР”, - заявил Исаев. Тем более что “сегодня средств, поступающих от ЕСН, недостаточно”. По словам Исаева, возникли и “огромные проблемы с накопительной частью пенсии. Эта система фактически является не накопительной, а убывающей. Меньше 2% россиян доверяют накопительную часть негосударственным фондам, остальные доверяют их государству, а государство вкладывает деньги в государственные же ценные бумаги с доходностью ниже уровня инфляции, то есть не только не приумножает их, но даже не сохраняет”.
Исаев наметил и пути решения пенсионных проблем. По мнению Исаева, “нам необходимо усилить именно страховую составляющую пенсии, задействовав для ее повышения серьезные ресурсы”. Так, следует “увеличить объем средств, направляемых на формирование страховой части пенсии. Сегодня это 14% зарплаты, мы настаиваем, чтобы эта доля составляла не менее 20% от фонда оплаты труда, причем без увеличения налоговой нагрузки на работодателя. Это может быть сделано путем перераспределения сборов ЕСН в пользу страховых взносов, уплачиваемых в ПФР. Осенью соответствующий законопроект будет оформлен и внесен в Госдуму депутатами от нашей фракции”.
При этом, по словам Исаева, “рост средней зарплаты в стране осуществляется за счет бюджетной, а не внебюджетной сферы”, что неправильно - бюджетники должны иметь те же пенсионные права, что и “промышленники”. Председатель подкомитета по пенсионным вопросам, депутат Госдумы Фарида Гайнуллина подтвердила “низкий уровень пенсионного обеспечения бюджетников - необходимо обеспечить полноценное участие в его повышении средств федерального бюджета. Тем более что “уровень зарплаты в 70 с лишним регионах ниже, чем средний размер социальной пенсии”. Гайнуллина также предложила в обозримом будущем “повысить уровень информационной составляющей обеспечения пенсионной реформы” и “прописать в порядке лицензирования обязательство работодателя об уплате страховых пенсий”.
На весенней сессии уже принят в первом чтении закон о профессиональных пенсионных системах. “Нас справедливо упрекали, что этот закон находится на рассмотрении в ГД уже более двух лет, но ответственным за прохождение этого документа является не Комитет по труду, а комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам, - отметил Исаев. - Поэтому мы настаиваем, чтобы данный законопроект передали в наш комитет, а мы его доработаем. Сегодня он нацелен на создание профессиональных пенсионных систем во внебюджетных секторах экономики, однако мы считаем необходимым создавать такую же систему и для бюджетников. Это стало бы неинфляционным способом поддержки работников государством. После этих дополнений мы надеемся на то, что проект будет принят в целом уже на осенней сессии”.
Выступили и федеральные чиновники. Людмила Безлепкина, помощник министра здравоохранения и социального развития, в своей речи разделила обеспокоенность делегатов от партии власти, но предлагать что-либо конкретное от представляемого ею ведомства как-то поостереглась. Зато глава Пенсионного фонда России (ПФР) Геннадий Батанов порадовал прессу раскованностью и откровенностью суждений.
Сначала Батанов выступал в совершенно разоблачительном духе. Так, он заявил, что “тарифная политика в стране направлена не на интересы работающих, а на интересы работодателей”. Было отмечено, что с 2002 года работодатели задолжали фонду по базовой части пенсии почти 100 млрд. руб., и этот долг продолжает расти. Батанов также рассказал, что “на сегодняшний день прослеживается негативная тенденция образования дефицита как в страховой, так и в базовой частях пенсии”, и “к 2015 году дефицит средств ПФР достигнет триллиона рублей, если оставить без изменений нынешнюю систему”. Такой рост дефицита ПФР может привести к плачевным последствиям.
Зато на брифинге после заседания Батанов вел себя намного сдержаннее и заявил: “Никакого краха пенсионной реформы сегодня нет! Ответственно заявляю: все у нас работает четко! Мы сегодня реально видим, что с 2001 года мы почти в 2 раза увеличили пенсию, а только в этом году пенсия увеличилась более чем на 500 рублей! Граждане могут не беспокоиться: их пенсионные права нарушены не будут! Да, есть проблемы, их нужно рассматривать, но финансовая устойчивость фонда, несмотря на дефицит, сегодня такова, что в обозримом будущем пенсия будет выплачиваться стопроцентно и вовремя, индексация будет продолжаться, более того, пенсия станет увеличиваться!”
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте