Top.Mail.Ru
Политика

Политолог приравнял журналистов к бюрократам

Фонд “Единство во имя России”, созданный в июле этого года (см. “Солидарность” № 26, 2003), продолжает серию “круглых столов” по наиболее острым общественным проблемам страны. 19 ноября в Москве прошло обсуждение темы “Государство и СМИ: будет ли в России свобода слова?” На мероприятии был оглашен доклад известного журналиста, редактора журнала “Мировая энергетическая политика” Виталия ТРЕТЬЯКОВА под названием “Свободны ли СМИ России? Современное состояние и перспективы свободы печати в стране”.

ПРЕССА ЕСТЬ, А СВОБОДЫ НЕТУ


Виталий Третьяков сразу дал понять, что лично для него говорить о свободе слова - дело очень скучное: “Для 30 - 40 миллионов бедных людей абсолютно безразлично, есть у нас свобода слова или нет. По крайней мере до тех пор, пока их не накормят”. После чего развенчал ряд мифов, стереотипов и домыслов вокруг проблем со свободой высказываться.

“Я утверждаю, что с появлением телевидения, журналистика в прямом, а не в переносном смысле стала четвертой властью”, - заявляет в своем докладе Третьяков.

“Никто не может сказать, даже формально, насколько сильно и часто журналисты злоупотребляют фактически пожизненно дарованным им правом говорить от имени общества. Ведь в журналистике нет обязательной, как в высших эшелонах власти, сменяемости, ротации кадров. В этом, кстати, она более всего напоминает другую мощнейшую профессиональную корпорацию, связанную с властью, - бюрократию”. Вот так-то...

Вышесказанное, отметил Третьяков, “не означает, что в России нет проблем со свободой слова и угроз для нее. Эти проблемы и угрозы связаны с тремя факторами: 1) с неумением и нежеланием государства, провозгласившего свою демократичность, действовать в соответствии с демократическими нормами и правилами в этой сфере; 2) с безответственным использованием свободы слова журналистами, что вызывает ответную, часто неадекватную реакцию государства; 3) с продолжающейся холодной гражданской войной внутри российского общества, его нестабильностью, когда задача политического, а порой и физического выживания отдельных лиц, групп и самой власти или даже страны заставляет их нарушать любые законы, в том числе законы, охраняющие свободу слова”.

По мнению Третьякова, для региональной и местной прессы характерен “минимальный уровень свободы, обусловленный: 1) почти полным отсутствием конкуренции из-за малочисленности субъектов, владеющих данными СМИ или контролирующих их; 2) тем, что местные власти в России на порядок более авторитарны, чем власть центральная; 3) почти нищенским официальным уровнем заработной платы провинциальных журналистов”.

ПРЕССОВАННАЯ СВОБОДА

“Сегодня у нас реально отсутствуют независимые конкурентные каналы информации, - сказал политолог Марк Урнов, пояснив, что имеет в виду телеканалы. - Ранее была грязная, отвратительная, мерзкая, но конкуренция. Сейчас - жалкое повякивание, птичий язык, кукиши в кармане”. Пока элита СМИ, по словам Урнова, в отношениях с властью ведет себя “холуйски и холопски... Она должна пробудить в себе ощущение непристойности действий вне нравственности!” - объявил Урнов. Впрочем, он тут же не преминул констатировать, что “общество и все его элиты сейчас переживают глубочайший моральный кризис”.

От литейного цеха выступил гендиректор и главный редактор общенационального таблоида “Комсомольская правда” Владимир Сунгоркин. Говоря о свободе печати, Сунгоркин рассказал, “как это делается в регионах”. По его словам, распространять газету, где изложена точка зрения, отличающаяся от мнения регионального барона и его окружения, практически невозможно. Главный его вывод: “В плане свободы слова самое опасное - вот это державничество в СМИ”, ибо под покровом патриотических словес чиновники на местах творят полный произвол. При этом на региональном уровне “свободой слова управляет никакое не государство, а в лучшем случае - третий замгубернатора”, имеющий об этом инструменте управления обществом (то есть о СМИ. - В.Б.) самые пещерные представления...” Тут даже маститый журналист Третьяков изумился: цифра, как говорил о миллионе Шура Корейко, несуразная. То есть колоссальная.

Вадим БАРАБАНОВ

“А”-СПРАВКА

Из доклада В. Третьякова: “...Оптимальным можно считать следующий сценарий дальнейшего развития СМИ России (и этот сценарий с теми или иными отклонениями будет реализовываться).

1. Государству, центральной власти нет нужды иметь более одного контролируемого ею телеканала (первого или второго, максимально охватывающих территорию и население страны).

2. Один или два центральных телеканала должны быть трансформированы в общественное телевидение.

3. Остальные центральные каналы должны быть реприватизированы.

4. То же самое - в сфере радиовещания.

5. Категорическим императивом является постепенный вывод всех региональных и местных телерадиовещателей из-под прямого или косвенного контроля региональных и местных властей путем прямого запрета, установленного законом.

6. Нет никакой политической необходимости в том, чтобы какие бы то ни было печатные СМИ, как центральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати), находились во владении (прямом или косвенном) любых властных органов. Запрет на такое владение должен быть установлен законодательно и одномоментно.

7. Все типографии страны должны быть приватизированы и акционированы без всякого участия государственных структур.

8. Министерство печати должно быть ликвидировано и заменено органами, регистрирующими печатные СМИ (это мог бы делать Минюст) и выдающими лицензии на теле- и радиовещание (Минсвязи).

Нет никакого сомнения, что по мере дальнейшего становления современной политической системы России именно в этом направлении пойдет развитие СМИ страны”.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика