Снижение ЕСН не устраивает ни предпринимателей, ни профсоюзы, ни представителей министерств. Об этом говорили 16 апреля в клубе “Экономист” на заседании “круглого стола”, посвященном теме “Единый социальный налог: интересы государства и налогоплательщиков”. Практически все собравшиеся согласились с мнением председателя ФНПР Михаила ШМАКОВА, что ЕСН необходимо снижать и дальше, а социальное страхование осуществлять через страховые компании.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил собравшимся, что все нынешние беды социального страхования начались с введения единого социального налога. Этот налог уничтожил систему соцстрахования, существовавшую в России с 1912 года. По мнению главы профсоюзов, платит ЕСН, на самом деле обычный гражданин. Ведь именно из его зарплаты вычитается налог. А предприятия тут выступают как налоговые агенты, перечисляя налог от своего имени в бюджет. По сути дела, ЕСН - это невыплаченная зарплата, отметил Михаил Шмаков. По его мнению, после снижения налога на 10% надо немедленно поднимать зарплаты на такой же процент. Не обязательно базой для социального налога должен быть фонд оплаты труда. Можно облагать налогом прибыль предпринимателя, считает Михаил Шмаков. Он предложил следовать тем путем, которым идут все развитые страны: переводить все социальное страхование на договорные отношения между страховыми компаниями и работодателем. Имеется в виду, что предприятия сами должны будут заключать договоры социального страхования своих работников. Михаил Шмаков считает, что об объеме и качестве страховых услуг легче договориться со страховой фирмой, чем с государством. Иначе люди окажутся без надлежащей социальной защиты. Глава ФНПР отметил, что такая страховая компания должна быть государственной. Причем страховать предприниматели должны риски неполучения работниками заработной платы, невыплаты пенсии.
На уровне экспертов Российской трехсторонней комиссии обсуждаются варианты снижения ставки ЕСН до 5%, известил собравшихся Михаил Шмаков. А уплачиваться налог должен одной платежкой. Также необходимо изменить определение уровня бедности. Лидер профсоюзов заявил, что в данный момент в стране занижен критерий бедности и размер прожиточного минимума. Он предложил ввести в законодательство новое понятие “минимальный потребительский бюджет”. Новая “минималка” должна в 2 - 2,5 раза превышать нынешние размеры прожиточного минимума. До тех пор пока это не будет сделано, считает Михаил Шмаков, государство будет обеспечивать социальные потребности граждан на все более низком уровне. Нынешнее снижение ЕСН - это лишь популистская мера, которая не даст никакого эффекта ни для бизнеса, ни для трудящихся, сообщил Михаил Шмаков.
Секретарь ФНПР Игорь Шанин отметил, что проблема социального страхования рассматривается правительством не с той стороны. По его мнению, сначала надо определить требуемые объемы социальных выплат, которые может предоставить государство, а уж потом повышать или понижать налоги, брать на себя социальные обязательства. “Все задаются вопросом, эффективно ли работает система социального страхования? Эффективно! Но сколько денег должна собирать эта система, никто не знает”, - отмечает Игорь Шанин. Например, нынешним Налоговым кодексом установлено, что на медицинские расходы нужно перечислять 3,6% от фонда оплаты труда, а на самом деле нужно 7%, отмечает профсоюзный работник. В дореволюционной России работник и работодатель складывались и платили взносы на социальное страхование. Как считает Игорь Шанин, и сегодня социальное страхование должно быть предметом общественного договора и замещать заработок в случае потери трудоспособности. Нынешним законодательством предусмотрены девять таких случаев замещения, в том числе пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности, пособие по безработице.
Заместитель министра по налогам и сборам Салават Аминев считает правильным решение понизить ставку ЕСН только на 10%. Чиновник сообщил, что план по сбору социального налога на 2004 год составляет 1 триллион рублей. В прошлом году собрали лишь 941 миллион. За три года действия налога, с 2001 года по 2003 государство недополучило около 100 миллиардов рублей. Причем за первый год действия ЕСН предприниматели не доплатили около 50 миллиардов рублей, а в последующие годы уровень недоимки держался в районе 15 миллиардов рублей в год. Столь резкое изменение налоговой дисциплины среди предпринимателей Салават Аминев объясняет упростившейся процедурой регистрации юридических лиц и уменьшением количества фирм-однодневок. Налоговик не согласен с действующей системой сбора ЕСН и предложил отменить регрессивную ставку и льготы по уплате налога.
Представитель Министерства экономического развития и торговли Александр Сергеев одобрил позицию лидеров ФНПР. Он отметил, что, по законодательству, налогом считается безвозмездный платеж в государственный бюджет. Перечисления сумм социального налога во внебюджетные фонды безвозмездными назвать нельзя. Ведь в итоге работник получает за перечисленные средства социальную помощь из этих фондов. ЕСН, по сути дела, является страховым взносом, сказал Александр Сергеев. Он сообщил, что в его ведомстве уже думают над тем, чтобы оставить в ЕСН только те 14%, которые направляются в федеральный бюджет в счет базовой части пенсии. Однако, такое решение, отметил чиновник, требует обсуждения на трехсторонней комиссии. Если этого сделано не будет, то дефицит средств на социальные нужды будет только увеличиваться.
Нефтяная компания “ЮКОС” поддерживает позицию профсоюзов по снижению ЕСН. Об этом заявила на “круглом столе” вице-президент опальной компании Галина Антонова. По ее мнению, эта мера не решит социальные проблемы и не поможет государству удвоить внутренний продукт. По замыслу правительства, именно нефтяные компании должны закрыть образовавшуюся после снижения ЕСН дыру в бюджете. С таким решением вице-президент “ЮКОСа” категорически не согласна. По ее словам, денег нефтяным компаниям уже не хватает. По нынешнему законодательству, нефтедобывающие компании вынуждены отдавать в государственный бюджет до 70% своего дохода. Как бы то ни было, но на прошлой неделе в Государственную думу уже поступили из правительства проекты повышения налога с добычи полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин на нефть.
Вторит коллеге и начальник Управления налоговой политики ОАО “Газпром” Нина Лабанова. Она согласна и с профсоюзами и с Минэкономразвития. Лабанова считает, что сама налоговая система построена неверно: “Систему мы взяли у США, а идею внебюджетных фондов у Германии. Но ведь там совершенно разные налоговые правила”. Снижение ЕСН на 10% ничего не даст крупному бизнесу. Менеджер “Газпрома” считает, что надо максимально снизить налоги для предпринимателей, за счет чего те смогут платить достойную заработную плату. А работники, имея на руках необходимые средства, смогут самостоятельно заключать договоры социального страхования, либо платить повышенные налоги с доходов физических лиц. “Не надо спешить и делать реформы ради реформ. Для нормального развития экономики необходима стабильность налоговой системы”, - отметила Нина Лабанова.
Малый бизнес тоже не согласен с нынешним снижением ЕСН. Член правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “ОПОРА России” Дина Крылова считает, что раз полноценные зарплаты не попадают под снижение ЕСН, то они и не выйдут из тени. По мнению представителя малого бизнеса, вся тяжесть социальных обязательств должна лечь на плечи государства. Пока же предприниматели и так несут дополнительные расходы по содержанию многочисленных проверяющих инстанций.
Айдар БУРИБАЕВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте