МАЛЫЙ Н.П., член Краснодарского крайкома профсоюза строителей:
- При обсуждении проекта устава вокруг выражения “...исполнительный единоличный орган...” разгорелась дискуссия по поводу того, как это понимать в деятельности профсоюзной организации. Прошу дать ответ-разъяснение.
- В отличие от законов, регулирующих деятельность коммерческих организаций, законы, касающиеся деятельности профессиональных союзов, не содержат понятия “единоличный орган”. Буквально истолковать понятие “единоличный исполнительный орган” можно следующим образом:
одно лицо исполняет то, что решено высшим органом организации.
Согласно Федеральному закону “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” есть просто “профсоюзный орган”, который образован в соответствии с уставом профсоюза (объединения, ассоциации профсоюзов) или положением о первичной профорганизации. И есть профсоюзный представитель (доверенное лицо), которым может быть профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза (объединения, ассоциации профсоюзов), профсоюзного органа, а также другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза (объединения, ассоциации профсоюзов), положением о первичной профорганизации или решением профсоюзного органа (ст. 3).
Федеральный закон “Об общественных объединениях” (№ 82-ФЗ от 12.05.1995) говорит о том, что в общественных организациях, к коим относятся и профсоюзы, есть высший руководящий орган (съезд, конференция или общее собрание) и постоянно действующий руководящий орган, которым является “выборный коллегиальный орган” (абз. 3 ст. 8).
Как видите, исходя из смысла законов о профсоюзах и об общественных объединениях, “единоличного исполнительного органа” в профсоюзной организации быть не должно. Поскольку члены общественного объединения создают такое объединение для защиты общих интересов (абз. 1 ст. 8 ФЗ-82). А значит, единоначалие в руководстве общественной организацией вроде как будет противоречить целям ее создания.
Так то оно так, только такое положение вещей не всегда на руку самой общественной организации, профсоюзной в частности.
Например, тот же закон об общественных объединениях гласит, что если общественная организация пожелает пройти процедуру государственной регистрации (то есть приобрести статус юридического лица), то ее постоянно действующий руководящий орган (то есть коллегиальный) будет осуществлять права юридического лица (абз. 4 ст. 8). Грубо говоря, захочет профсоюзная организация заключить какой-либо хозяйственный договор (например, на вывоз мусора, скопившегося у принадлежащего ей здания), в этом случае ее коллегиальный орган должен сначала принять решение по этому поводу, и только затем председатель профорганизации сможет его подписать. К чему такие формальности? Председатель - фигура выборная, и если он вдруг не так “наруководит”, его можно и переизбрать.
На практике компетенция руководителя профсоюзной организации, согласно уставам многих профсоюзов, такова, что фактически он и есть этот “единоличный профсоюзный орган”. Судите сами: руководитель профорганизации либо ее органа заключает и подписывает от имени профорганизации трудовые договоры с сотрудниками ее аппарата, распоряжается имуществом организации, заключает сделки, открывает счета в банках и т.п.
Да и с точки зрения закона включение понятия “исполнительный единоличный орган” в устав профсоюза не возбраняется. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности объединений граждан (ст. 30). Это означает, что сами члены общественного объединения принимают решения, какие органы будут действовать в их организации, как они будут называться и какова их компетенция. Закон об общественных объединениях говорит о том, что особенности создания и деятельности профессиональных союзов могут регулироваться специальными законами (ст. 4). Такой специальный закон - закон о профсоюзах - не категоричен, говоря о существовании того или иного органа.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте