Претворение в жизнь нового миграционного законодательства обнажило массу непродуманных мелочей, которые на самом деле не такие и мелочи. Первые результаты работы нового закона на “круглом столе” обсуждали Владимир СЛУЦКЕР, член Совета Федерации, заместитель председателя объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации, Алексей АЛЕКСАНДРОВ, председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики правительства Москвы, и Сергей ГРАДИРОВСКИЙ, директор Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа.
Напомним, что “Солидарность” подробно рассказывала о миграционном законодательстве, вступившем в силу на территории России с 15 января 2007 г. (см. №№ 2 - 3, 2007). В статьях поднимались такие проблемы, как неготовность чиновников в полном объеме выполнять ими же разработанные законы, нерешенность проблемы нелегальных мигрантов, а также возможное повышение цен на рынках в связи с введением квот на иностранную рабочую силу. Как выяснилось, к этим проблемам сегодня добавились и другие.
- Почему квота на въезд в Россию составляет 6,3 млн мигрантов? Почему не 6,1 млн, не 5,8 млн, не 12,7 млн? Ответ мы не можем получить, - замечает Владимир Слуцкер.
Оказывается, никаких статистических анализов миграционных потоков, квалификации въезжающих и прочих исследований не проводилось. По словам Сергея Градировского, такие данные предоставили эксперты, считающие, что поток нелегальной миграции составляет сегодня совсем не 12 - 13 млн, о которых говорят независимые исследования, а как раз 6 млн человек. Но даже несмотря на такую цифру, вопрос об амнистии “нелегалов” пока не поднимается. То есть получается, что эти 6 млн мигрантов, работающие в России нелегально, все равно не смогут оформиться официально: для этого им нужно выехать из страны и заново в нее въехать, что станет невозможно, как только им на границе при выезде поставят штамп о незаконном пребывании на территории России. Так с чем тогда связана такая цифра в определении квот?.. Неизвестно.
Представитель правительства Москвы Алексей Александров рассказал и еще об одной проблеме. По его мнению, “если за ситуацию на рынке труда отвечает региональная власть, то и разрешения на труд должна выдавать региональная власть”. Сейчас же федеральная власть спускает сверху распоряжения, единые для всех, никак не учитывая специфических особенностей различных регионов. Вот и получается, что там, где нужны рабочие руки (например, в Калининградской области), их нет (из-за сложности дороги, связанной с пересечением Шенгенской зоны); а там, где их избыток (например, в той же Москве, потребляющей 2/3 всего миграционного потока) - все равно поток приезжих не уменьшается. А ведь в законе написано, что вопросы по привлечению иностранных работников должны решаться по согласованию с профсоюзами и другими организациями! Но этого почему-то не происходит.
Алексей Александров обрисовал сегодняшнюю ситуацию в Москве, связанную с принятием закона о квотах трудовых мигрантов на рынках. По его данным, цены на рынках несколько увеличились, а прилавки опустели на 30%. По закону, половина мест на рынке сегодня отданы отечественным фермерам, но жизнь показывает, что у них просто нет возможности лично стоять за прилавком, вот почему эти места и пустуют. В качестве выхода из ситуации Александров предложил создать некую организацию, типа Роспотребкооперации, существовавшую в советское время, которая работала бы непосредственно с отечественными фермерами.
Если же говорить о статистике поставленных на миграционный учет в Москве с начала введения закона, то председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики правительства Москвы называет цифру в 108 735 человек, выдано 31 749 разрешений на работу. С 15 января в Москве действовали лишь три пункта приема заявлений. В связи с большим наплывом мигрантов было принято решение бывшие паспортные столы также приспособить под пункты выдачи разрешений на занятия трудовой деятельностью. В итоге в настоящий момент произошло следующее разделение: в трех основных пунктах принимают заявления от работодателей на сто и более работников, а во вновь открытые пункты (таких 126 в Москве) могут обращаться мигранты в индивидуальном порядке.
В процессе обсуждения все три участника “круглого стола” сошлись во мнении, что закон очень “сырой” и непродуманный. А Алексей Александров подвел итог словами Виктора Черномырдина: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте