10 июля 2007 года Конституционный суд постановил, что в тех случаях, когда работодатель не перечислял положенных страховых выплат в Пенсионный фонд, пенсионеры все равно должны получать пенсию полностью. Просто до тех пор, пока государство не разработает механизм контроля недобросовестных страховщиков, оно само и будет выплачивать недостающую часть пенсии. Консультант департамента социального развития Аппарата ФНПР Елена КРЮЧКОВА прокомментировала это решение так:
“Отказы органов Пенсионного фонда РФ в назначении и выплате трудовой пенсии в полном объеме из-за невыполнения работодателем обязанности по уплате обязательных страховых взносов в бюджет ПФР были - согласно поступавшей в ФНПР информации с мест - одной из наиболее распространенных причин обращения граждан в судебные инстанции за защитой своих пенсионных прав. Несмотря на обращения ФНПР с просьбой разработать варианты решения проблемы, ПФР считал действия своих территориальных органов закономерными. А саму ситуацию с зависимостью пенсионных прав граждан от добросовестности и финансового состояния предприятия, где он трудится, - урегулированной действующим законодательством и не требующей каких-либо изменений.
10 июля 2007 года Конституционный суд РФ признал, что безусловное исполнение страхователем (работодателем) обязанности своевременно и в полном объеме уплачивать взносы в ПФР не противоречит Конституции. А вот нормы, возлагающие на застрахованных лиц ответственность за неисполнение страхователем этой обязанности и позволяющие не включать в их страховой стаж периоды работы, за которые не производилась уплата взносов, снижать размер их пенсии, были признаны не соответствующими Конституции.
Конституционный суд РФ посчитал, что такие положения умаляют значимость трудовой деятельности граждан, ставят под сомнение их пенсионные права, подрывают доверие граждан к закону и авторитет государственной власти. А также указал, что невыполнение страхователями обязанности по уплате страховых взносов в ПФР (притом что осуществление контроля правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложено на налоговые органы, а взыскание недоимки и пеней - на органы Пенсионного фонда РФ, в то время как застрахованные лица не располагают реальными возможностями влиять на процесс надлежащего исполнения другими субъектами обязательного пенсионного страхования своих обязанностей) не должно препятствовать реализации гражданами права на получение трудовой пенсии своевременно и в полном объеме. Таким образом, наши прогнозы относительно положительного (для застрахованных лиц) исхода данного дела полностью оправдались.
Данное решение ускорит процесс совершенствования пенсионного законодательства в целях обеспечения баланса и защиты интересов участников пенсионных правоотношений, и, прежде всего, застрахованных лиц - будущих пенсионеров. Теперь федеральному законодателю надлежит в кратчайшие сроки установить правовой механизм, гарантирующий реализацию пенсионных прав граждан, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя. Это уже не просьба, а прямое предписание Конституционного суда.
Вплоть до установления такого механизма право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии должно обеспечиваться государством за счет федерального бюджета в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств. Пенсии будут рассчитываться с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Начиная с 10 июля 2007 года всем вновь выходящим на пенсию гражданам пенсия должна рассчитываться исходя из начисленных страховых взносов в полном объеме, не зависимо от факта их перечисления или неперечисления в ПФР.
Решения судов и органов ПФР по делам граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, но чьи дела также были разрешены на основании актов, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены при их надлежащем волеизъявлении. Пенсионеры, которым пенсия была назначена в заниженном размере (без учета соответствующих периодов времени и страховых взносов) до принятия постановления Конституционного суда, вправе теперь обратиться в органы Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии с момента первоначального обращения за назначением пенсии, а в случае отказа - обжаловать в суде их решения.
Хотелось бы еще отметить, что решения Конституционного суда последних лет заслуживают, по меньшей мере, уважения, так как носят явный, если можно так выразиться, социально-ориентированный характер, ломая порочную практику ориентации законотворцев и исполнителей на решение финансовых проблем в значительной степени в ущерб конституционным гарантиям социальных прав граждан. В то же время частое вмешательство Конституционного суда лишний раз подчеркивает несовершенство действующего пенсионного законодательства, а последнее решение - и наличие в нем концептуальных недостатков. В своей недавней статье председатель Конституционного суда Зорькин также обратил внимание, что изменение пенсионного законодательства порой осуществляется без должной теоретической подготовки, без продуманного плана последовательных действий, в результате чего оно характеризуется противоречивостью, наличием серьезных пробелов. На эти недостатки ФНПР постоянно пытается обратить внимание государственных органов власти. Хочется надеяться на то, что практика перекладывания госорганами на Конституционный суд функций по совершенствованию пенсионного законодательства и практики его применения останется в прошлом”.
Полный текст постановления Конституционного суда читайте во вкладке “Профсоюзная юридическая газета” (только в печатной версии).
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте