Эпопея по пересчету пенсий людям, имеющим “вредный” стаж, за которой “Солидарность” следит с 2007 года, завершилась победой. Большая заслуга в этой победе пренадлежит и специалистам ФНПР и юристам отраслевых профсоюзов, которые обеспечивали поддержку истцов на протяжении всех этих лет. Хотя если бы сами пенсионеры не объединились и не начали добиваться выполнения пенсионного закона, этой истории не было бы.
Фото ИТАР-ТАСС / PHOTAS / DPA
В НЕКОТОРОМ ЦАРСТВЕ ЖИЛИ-БЫЛИ...
У многих граждан России сложилось устойчивое мнение, что законы у нас пишутся так, чтобы их, не дай бог, кто-нибудь понял. И то, что ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” похож скорей на шараду, чем на четкую инструкцию, уже никого не удивляет. Долго пытались пенсионеры разгадать эту шараду (с 2002 года, когда закон вступил в силу, до 2004-го), но все же смогли. А разгадав, узнали, что тем, кто работал на вредном производстве, посчитали пенсию не по льготному стажу, а по общему. Пенсионный фонд уверял, что “вредникам” так будет выгоднее.
Несколько пенсионеров пересчитали и поняли, что выгоднее им как раз по-другому. Так как по-доброму Пенсионный фонд не хотел выплачивать деньги (все же не пять копеек, а около 25% прибавки каждому), то те обратились в суд и выиграли дело. Пришлось Пенсионному фонду раскошелиться. Но истцы оказались “вредными”... Они рассказали другим “вредникам” о том, что тем недоплачивают! Другие тоже захотели вернуть свои кровные, и тоже обратились в суд, и тоже выиграли дело. А поскольку тех, кто работал на вредном производстве, в России много - каждый четвертый пенсионер, - Пенсионный фонд схватился за голову...
Счастье было недолгим: после 2006 года суды резко перестали удовлетворять иски о перерасчете пенсий, а потом и вовсе “в связи с вновь открывшимися обстоятельствами” стали отзывать свои положительные решения. Что же это за обстоятельства такие? А это Верховный суд РФ по-другому прочел пенсионный закон. После чего разослал всем судам распоряжения о пересмотре дел, и многие положительные решения были отменены... Вы только об этом иностранным юристам не рассказывайте - засмеют и не поверят. Потому что это грубейшее нарушение законов. Впрочем, этих нарушений со стороны судей был вагон и... еще вагон. Вплоть до изъятия и подлога документов в делах истцов. Но русский народ ко всему уже привычный, и наши пенсионеры, подняв целину и запустив человека в космос, решили, что и с Пенсионным фондом они как-нибудь справятся (подробнее о ходе судебных процессов читайте в “Солидарности” № 40, 2007).
Наиболее активными были пенсионеры подмосковных городов Воскресенск, Раменское и Электросталь. Там были созданы целые инициативные группы, которые координировали работу. В Электростали им активно помогали профком Машиностроительного завода и юристы, присланные ФНПР. К сожалению, масса других вредных производств решила остаться в стороне и не вмешиваться, хотя и у них таких пенсионеров хватало. Ну что ж, в итоге они только себе хуже сделали. Потому что в конце 2009 года происходят две вещи: инициативные пенсионеры подают жалобы в Страсбургский суд, а Госдума под Новый год принимает поправку к пенсионному закону № 319-ФЗ от 30.12.08 “О внесении изменений в Федеральный закон “О трудовых пенсиях в РФ”. Поправка отменяет положение, по которому пенсионеры с “вредным” стажем имели право получать повышенную пенсию. Забавный парадокс: в новом законе написано “третий абзац признать утратившим силу”, но это значит, что силу он имел! И что ВСЕМ “вредникам” пенсия была рассчитана неправильно! Исправил ли Пенсионный фонд в отношении этих людей свою ошибку? Ответ - нет. Более того, он закрыл возможность другим пенсионерам через суд взыскать недополученные деньги (“Солидарность” возмущалась по этому поводу в № 5, 2009).
Госдума отрезала пути для тех, кто “стоял в стороне”, но несколько тысяч пенсионеров тем временем выскользнули из этой ловушки, написав заявления в Страсбургский суд. Оформлять заявления помогали юристы отраслевых профсоюзов ФНПР, профком Машиностроительного завода Электростали, также посильную помощь оказывали юристы Хельсинкской группы. Ведь без помощи даже просто сделать копии нескольких сотен бланков пенсионерам было бы просто негде, а уж написать заявление в Европейский суд многие тем более не смогли бы.
ПЕНСИОННЫЕ ШАРАДЫ
Из-за громадного количества жалоб от граждан РФ на свою страну рассмотрение российской жалобы в Европейском суде по правам человека обычно длится годами. Но “вредные” пенсионеры “воспользовались” своим возрастом, который не позволял ждать ответа несколько лет, и добились того, что им ответили в течение года. Кроме того, поскольку одинаковых жалоб было несколько тысяч, суд объединял их в так называемые “клоны” и рассматривал одновременно в приоритетном порядке.
В соответствии с процедурой рассмотрения дел в Страсбургском суде ответчик, то есть Российская Федерация, должна была привести свои доводы. И она привела. Сторона, представляющая РФ, пыталась убедить суд в том, что пересмотр дела о пенсиях в Верховном суде России является вновь открывшимися обстоятельствами, потому что “только 2 марта 2007 года открылся факт того, что при вынесении указанных решений были допущены “существенные ошибки” в силу сложности применимого законодательства, наличия большого количества отсылочных норм в Федеральном законе “О трудовых пенсиях”, которые должны применяться в своей совокупности”. Переводя на общечеловеческий язык, получается, что ни Пенсионный фонд, ни суды начиная с 2002 года и до 2 марта 2007 года не знали, как правильно считать пенсии, потому что не могли разобрать свой же пенсионный закон. Выглядело это совсем уж комично.
Еще более феерично выглядел ответ Европейскому суду, в котором говорится, что “власти РФ полагают, что судьями первой и кассационной инстанций была допущена грубейшая ошибка.... из-за которой был нанесен огромный ущерб федеральному бюджету, и мог бы быть нанесен еще больший ущерб, если бы неправосудные решения не были отменены”. Кроме того, сообщалось, что хоть власти РФ и не признают суть претензий, но все равно всем пенсионерам, у которых по суду отобрали пересчитанные пенсии, эти пенсии будут возвращены. И они действительно были возвращены всем, даже тем, кто не обращался в Страсбург, причем еще до первого положительного решения Европейского суда.
В том, что решения будут положительными, не сомневался, похоже, никто: ни истцы, ни ответчик. Потому ответчик и подстраховался еще 30 декабря 2008 года: принимая поправку к пенсионному закону № 319-ФЗ, внес в его статью 2 пункт 4, который звучит так: “Сохраняются размеры страховой части трудовых пенсий, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с применением абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”.
В общем, со стороны Российской Федерации (и в частности Пенсионного фонда) получается полностью алогичная схема: мы шесть лет не могли разобраться, как правильно читать закон, потом разобрались, выяснили, что пенсии “вредникам” считали правильно, но тем, кто возмущался по этому поводу, мы сами решили платить повышенную “неправильную” пенсию. Алогичность (хотя тут уже напрашивается мысль о тонком расчете) присутствует и в том, что хоть пенсии всем начали опять выплачивать, но отрицательные российские судебные решения по этому поводу отменены не были. То есть Пенсионный фонд сейчас платит повышенную пенсию нескольким тысячам пенсионеров в нарушение судебных постановлений! Суммы восстановлены, причем с момента первого, то есть положительного, решения суда, но законных оснований на них у пенсионеров вроде как нет, а это значит, что в любой момент эпопея может начаться по новой...
Тем не менее, после оглашения этой алогичной схемы Страсбургскому суду вопрос о пенсиях решился сам собой, и суд выносил уже только решения по присуждению пенсионерам компенсации морального вреда. Компенсацию и судебные издержки всем пенсионерам присудили одинаково, по 2000 евро, и в ближайшее время эти деньги должны будут выплатить.
Более того, началась валоризация, и пенсионеры опасались, что им Пенсионный фонд будет рассчитывать ее сумму из “старой” пенсии. Однако получивший неоднократный отпор Пенсионный фонд все посчитал “по-новому”, что, конечно же, является показателем бесспорной победы пенсионеров. К сожалению, ее нельзя назвать полной и безоговорочной, потому что лишь малая часть “вредников” добилась своих законных выплат. Всем остальным пенсия как рассчитывалась неправильно, так и продолжает рассчитываться. А ведь можно было бы всем пенсионерам-“вредникам” возмутиться и написать заявления в суд!
- Главное, что создан прецедент, что народ немного проснулся, - говорит один из активистов из Электростали Юрий Пакин. - Большое спасибо ФНПР, что они прислали нам команду юристов, спасибо профкому Машиностроительного завода - они нас поддерживали.
- Борьба с участием профсоюзной организации за соблюдение прав пенсионеров завершилась положительным результатом - это главное, - добавляет председатель профкома Машиностроительного завода Владимир Бахтин. - Пенсии вернули не всем российским “вредникам”, что, конечно, неправильно, но и мы добились немалого. Хорошо то, что люди, отсудившие себе льготную пенсию, получили с 1 января 2010 года и прибавку по валоризации. У некоторых эта прибавка составила более 2 тысяч рублей. В настоящее время мы, как профсоюзный комитет, ставим перед собой задачу проанализировать обстановку, связанную с проведением валоризации. Мы предполагаем, что могут быть ситуации, связанные с неправильным начислением, неполным учетом стажа работы. Правда, Пенсионный фонд нас заверил, что очень внимательно подойдет к валоризации и учтет все нюансы.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте