Эта часть публикации заканчивает разговор о том, что гарантируют российское законодательство и международные правовые нормы в отношении оплаты труда.
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ (окончание)
7. Ограничение оплаты труда в натуральной форме
Существуют две формы выплаты заработной платы: денежная и натуральная.
Согласно ч. 1 ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы работникам производится в денежной форме в валюте РФ - в рублях. Очевидно, что это наиболее приемлемая и удобная для человека форма выплаты, особенно в современных реалиях, когда подавляющее большинство работников живут “от зарплаты до зарплаты”. В то же время законодательство допускает выплату заработной платы в неденежной, натуральной форме, ограничивая при этом размер неденежной части.
В определенный период новейшей российской истории по причине ослабленности финансовой системы и нехватки у работодателей денежных средств широко распространилась практика выплаты заработной платы в неденежной форме. В качестве платежного средства использовалась производимая организацией продукция, а также продукция других организаций, получаемая в ходе бартерного обмена. Нередки были случаи, когда зарплата выплачивалась в неденежной форме полностью. Для работников в большинстве случаев это было большой проблемой: чтобы обеспечить себя и семью, нужно было не только работать, но и сбывать товары, полученные в виде зарплаты. Хорошо если продукция была ликвидной и быстро продавалась или обменивалась на другие необходимые товары. Но во многих случаях сбыть продукцию не представлялось возможным, и выплата зарплаты в неденежной форме становилась для работников равносильной ее невыплате.
Для защиты работников от подобных ситуаций ч. 2 ст. 131 ТК РФ устанавливает, что в неденежной форме может быть выплачена только часть зарплаты, не превышающая 20% от ее полного размера, и только в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором или трудовым договором. Кроме того, выплата заработной платы в неденежной форме возможна лишь по письменному заявлению работника.
Конкретное содержание зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, по общему правилу, не должно противоречить законодательству и международным договорам РФ.
Основные международно-правовые нормы, регулирующие данные вопросы, сосредоточены в Конвенции МОТ № 95 относительно защиты зарплаты. Конвенция устанавливает, что компетентная государственная власть может разрешить или предписать выплату зарплаты банковскими чеками или почтовыми переводами, если такая форма выплаты принята в обычной практике или необходима ввиду особых обстоятельств и если колдоговор или решение арбитражного органа предусматривают это, или, в отсутствие таких постановлений, заинтересованный трудящийся согласен на это. Также Конвенция № 95 предусматривает, что национальное законодательство, колдоговоры или решения арбитражных органов могут разрешать частичную выплату заработной платы в натуре в тех отраслях промышленности или профессиях, где эта форма выплаты принята в обычной практике или желательна ввиду характера отрасли промышленности или профессии, о которых идет речь (ст.ст. 3, 4 Конвенции).
В России действует установленный ч. 3 ст. 131 ТК РФ полный запрет на выплату заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, ограниченных в обороте или изъятых из оборота. Прочие разновидности неденежной зарплаты допускаются с учетом ограничений, рассмотренных выше.
На практике некоторые виды выплат, произведенных работодателем в пользу работника или в его интересах, могут быть признаны частью заработной платы в неденежной форме. В частности, по мнению налоговых органов, затраты работодателя на оплату аренды жилья, предоставляемого иногороднему работнику, являются зарплатой, выплачиваемой в неденежной форме, и не могут превышать 20% от зарплаты работнику.
Невыполнение работодателем требований ст. 131 ТК РФ в части ограничения размера зарплаты в неденежной форме может повлечь административную ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ).
8. Обеспечение получения работником зарплаты в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности
Следующая гарантия, предусмотренная ст. 130 ТК РФ, направлена на защиту зарплаты работника в случае неплатежеспособности работодателя. Трудовой кодекс не содержит норм, обеспечивающих реализацию данной гарантии; такие нормы установлены иными федеральными законами. В основе положений российского законодательства лежат нормы Конвенции МОТ № 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. К сожалению, законодательство России лишь частично учитывает механизмы защиты заработной платы при неплатежеспособности работодателя, предусмотренные Конвенцией.
В соответствии с разделами II и III Конвенции МОТ № 173 право работников на защиту зарплаты при неплатежеспособности работодателя обеспечивается следующими двумя способами.
Первый способ - придание привилегированного статуса требованиям работников по оплате труда по отношению к требованиям прочих кредиторов данного работодателя. В РФ такой механизм реализован в нормах ФЗ от 26.10.2002 № 127 “О несостоятельности (банкротстве)”. Статья 134 данного закона устанавливает, что требования работников по оплате труда удовлетворяются во вторую очередь, сразу после удовлетворения требований лиц, перед которыми работодатель-должник ответственен за причинение вреда жизни или здоровью, и до удовлетворения требований остальных кредиторов. Таким образом, привилегированность требований работников установлена. Но другие нормы того же закона фактически сводят эту защиту на нет.
Механизм защиты зарплаты путем установления привилегии для требований работников основан на удовлетворении данных требований за счет денежных средств работодателя-должника. Но всему есть предел, и какими бы активами в виде денежных средств, имущества и т.п. не располагал должник, рано или поздно они заканчиваются. А ситуацию, когда средства заканчиваются раньше, чем удовлетворены все требования кредиторов, российское законодательство трактует однозначно: в соответствии с п. 9 ст. 142 ТК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Таким образом, если после удовлетворения требований кредиторов первой очереди у работодателя не осталось денежных средств и иного имущества, то работники свои долги по зарплате не получат, а если имущество осталось, но его недостаточно, то работники получат долги лишь частично. В остальной части требования работников погашаются, долги по зарплате им не возвращаются. Получается как в известной шутке: “кому я должен - всем прощаю”, только не смешно. И все это абсолютно законно.
Ситуация усугубляется тем, что в связи с несовершенством законодательства о банкротстве и чрезвычайно высоким уровнем коррупции продолжают применяться различные схемы преднамеренного банкротства: сознательно создаются условия для неплатежеспособности организаций и принимаются меры для заблаговременного сокрытия денежных средств и наиболее ликвидного имущества. Это предопределяет последующую невыплату заработной платы и невозможность удовлетворения требований работников в рамках процедуры банкротства.
Такой механизм защиты, как придание привилегированного статуса требованиям работников по оплате труда, не в состоянии в полной мере обеспечить реализацию государственной гарантии, закрепленной в ст. 130 ТК РФ.
Второй способ защиты зарплаты при неплатежеспособности работодателя, предусмотренный Конвенцией МОТ № 173, - создание системы гарантийных учреждений, обеспечивающих получение работниками заработной платы, если должник неплатежеспособен. В качестве таких гарантийных учреждений могут выступать страховые компании, специализированные фонды и т.п. Если предприятие-должник не имеет имущества и не может удовлетворить требования работников - оплата труда должна производиться за счет средств таких гарантийных учреждений. При задержке зарплаты сверх срока, установленного законодательством, работник может обратиться в гарантийное учреждение и получить причитающуюся ему зарплату.
Однако Конвенция МОТ № 173 устанавливает возможность ограничения требований работников, подлежащих удовлетворению гарантийным учреждением, определенной суммой, которая не должна быть ниже социально приемлемого уровня и подлежит периодической корректировке (индексации) в целях сохранения ее стоимости. Это означает, что работник может получить зарплату не в полном размере, но зато гарантированно и в намного более короткие сроки по сравнению с длительной процедурой банкротства и ожиданием своей очереди удовлетворения требований.
К настоящему моменту защита требований работников при помощи гарантийных учреждений не предусмотрена российским законодательством.
* * *
Уважаемые читатели! Полностью с текстом юрисконсульта "Солидарности" Дениса ЖУРАВЛЕВА Вы можете ознакомиться в печатной версии "Солидарности"
Рисунок Дмитрия ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте