Top.Mail.Ru
Правовой ликбез

Холодная война армии с профсоюзом

Читинская областная организация профсоюза гражданского персонала сухопутных войск работает в непростых условиях. Армия - это государство в государстве: слово командира порой заменяет закон. Неугодные командованию профдеятели часто подвергаются жесткому давлению. Несмотря ни на что профсоюз продолжает отстаивать права своих членов. Как вести борьбу внутри командно-административной системы, рассказала председатель областной профорганизации Елена ПУШКАРЕВА.

Типичные проблемы - это задержки зарплаты или неполные ее выплаты, отказ от оплаты сверхурочных, незаконные дисциплинарные взыскания и неправомерные увольнения с работы по ст. 82 п. 5 (нарушение трудовой дисциплины).

УПОРСТВО В НЕВЕЖЕСТВЕ

По словам Елены Пушкаревой, в одной из воинских частей командование просто уничтожило штатное расписание, в итоге уволили двух работников. В другой воинской части была уволена глава профорганизации, хотя она является матерью-одиночкой. Областная профорганизация восстановила женщину на работе через суд. Командование еще одной воинской части объявило дисциплинарные взыскания предпрофкома и другому работнику с последующим увольнением. Это дело также решалось в суде.

Вообще командиры воинских частей при увольнениях и вынесении дисциплинарных взысканий нарушают закон почти всегда. Елена Пушкарева объясняет это правовой безграмотностью. По ее словам, командиру части достаточно позвонить в юридическую службу округа, чтобы получить консультацию, но они даже этого не делают. Между тем, профсоюзные юристы не стремятся к жесткому решению вопроса и часто в суде предлагают военному начальству мировое соглашение. Командиры на соглашение идут редко - и проигрывают суды. Впрочем, иногда им приходится договариваться мирно. Так, в воинской части по тому же п. 5 ст. 82 уволили работника. А уже в суде выяснилось, что командование нарушило ТК РФ, и мировое соглашение - оптимальный вариант. Работник согласился на формулировку “по собственному желанию”, иных претензий к начальству не предъявил.

КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

Не все случаи нарушения трудовых прав заканчиваются в суде. Прежде чем подать иск, рассказывает Пушкарева, профсоюзный правовой инспектор отправляет в воинскую часть представление на устранение недостатков - с указанием сроком его выполнения. Если командование части никаких действий не предпринимает, областная профорганизация обращается к командованию округа с просьбой применить санкции к конкретному командиру. Елена Пушкарева говорит об этом так: “У нас военная структура. Наша система - командно-административная. Административный кодекс здесь не действует, действует принцип команды”.

Иногда командно-административная система - на руку профсоюзу. Звонок вышестоящего командира нижестоящему зачастую работает лучше и быстрее суда. Есть, правда, и такие командиры, как один начальник спортивного клуба, который игнорировал даже распоряжения вышестоящего командования. С ним пришлось судиться, чтобы восстановить людей на работе. Но если командование округа прикрывает подчиненных, дело передается в суд. Большинство таких случаев происходят из-за невыплаты заработной платы. Сейчас, к примеру, идет очередное разбирательство. Человек отработал сверх нормы 50 часов в месяц. И эти 50 часов ему отказались оплачивать.

В практике Елены Пушкаревой такие вещи, как отказ оплачивать переработки, встречаются часто. Так же часто до суда дотягивают вопросы восстановления на работе. В досудебном порядке решаются проблемы правильного оформления приказов об увольнении или приеме на работу, выплаты процентных надбавок.

ПОД НЕПРЕРЫВНЫМ ДАВЛЕНИЕМ

Елена Пушкарева сознательно отказалась называть конкретные воинские части и имена пострадавших от произвола начальства работников, опасаясь репрессий членов профсоюза, которому военные Читинской области объявили холодную войну. Многие профлидеры подвергается гонениям. Пушкарева проиллюстрировала свои слова многочисленными примерами.

Так, в военкомате была председатель профорганизации. Ее первой уволили по сокращению, нарушив все возможные законы. Недавно уволили председателя профорганизации крупного госпиталя. Он подал в суд на восстановление. Но начальник госпиталя, находясь в сильной конфронтации с теркомом профсоюза и с профсоюзом в целом, подключил командование округа. Теперь военное начальство прилагает все усилия, чтобы этого председателя на работе не восстановили. Профсоюзное представление проигнорировано полностью. Недавно в штабе округа предпрофкома потребовала улучшить санитарные условия в буфете. Ее вызвали “на ковер” к командованию. Тут же была дана негласная команда “перекрыть ей кислород”, то есть создать профлидеру условия труда, вынуждающие к увольнению.

Пушкарева убеждена, что военное начальство округа не хочет допускать существования профсоюзов в своих организациях. Так как между командованием округа и теркомом профсоюза есть соглашение. В нем регламентирован порядок согласования рабочего времени, указаны иные права работников, закрепленные ТК РФ, но, главное, есть положение о премировании. По соглашению, в принятии решений о порядке распределения, увеличения или уменьшения премий, о порядке наложения штрафов должен участвовать представитель профорганизации. Но каждый командир хочет делить премии сам и не желает посвящать профорганизацию в свои дела. Делается все, чтобы проигнорировать профсоюз. Те профлидеры, которые сопротивляются, подвергаются репрессиям. Пушкарева рассказала, что недавно в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) города разделили плановый фонд премирования. Предпрофкома настаивает, чтобы премии выдавались по заслугам, а начальник финансовой службы хочет часть фонда распределить между “своими людьми”, а часть просто забрать себе. Встал вопрос об аттестации предпрофкома - и бухгалтер КЭЧ аттестационный лист не подписал.

* * *

Невольно вспоминаются слова: “Делай что должно и будь - что будет”. Очевидно, что единственный способ для профсоюза в подобной ситуации выстоять - это борьба и солидарность. Только так демократическая организация может противостоять жесткой системе армейского авторитаризма. Но отчего армия так боится профсоюза? Уж не потому ли, что у них “рука руку моет”, а профсоюзный контроль грозит положить этим махинациям конец? А может, репрессии по отношению к профсоюзам - просто безусловный рефлекс? Ведь одна из основных функций армии в государстве - подавление народного недовольства.

Галина ДМИТРИЕВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика