БОЛЬШАКОВ В.В., председатель профорганизации рыболовецкого колхоза “Красный чулпановец” (Астраханская обл.):
22 мая 2003 года закончилась весенняя путина в колхозе. Распоряжение председателя колхоза об этом датировано 3 июля 2003 года. Рыбацкое звено после приведения в порядок средств производства с 1 июня осталось без работы и оплаты простоя в межпутинный период.
Рыбак Т. со 2 июня 2003 года ушел в очередной отпуск, а с 4 июня ему был выдан листок нетрудоспособности в связи с заболеванием. Имеет ли в данном случае рыбак право на получение пособия по больничному листу?
Да, имеет. И вот почему.
Согласно вашему письму, работник ушел в очередной оплачиваемый отпуск. Следовательно, трудовые отношения с работником прерваны не были. Поскольку речь шла о «весенней путине”, в течение которой трудились рыбаки, можно сделать вывод, что работы в вашем колхозе носят сезонный характер: то есть работы зависят от климатических либо иных природных условий, а их срок не превышает шести месяцев (ст. 293 ТК РФ). Но когда срок сезонных работ (в упомянутом случае - весенних) заканчивается, работник продолжает состоять в трудовых отношениях с организацией (в данном случае с колхозом).
Правительством РФ утвержден перечень сезонных работ, которые учитываются при исчислении страхового стажа, дающего право на пенсию (постановление от 04.07.02 № 498). В этот перечень вошли работники, занятые в организациях по лову рыбы. По ранее действующему законодательству, работники рыбного хозяйства также относились к числу работников, имеющих сезонный характер трудовых отношений.
Все это говорит о том, что работники, состоящие в трудовых отношениях с рыболовецкими организациями, тоже имеют конституционное право на социальное обеспечение, а применительно к данному случаю - на выплату пособия в связи с временной нетрудоспособностью. Так, в соответствии с пунктом 1.2.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (утв. Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.10.94 № 206 и Постановлением ФСС от 19.10.94 № 21), листок нетрудоспособности выдается лицам, работающим в организациях, независимо от форм собственности последних. Пункт 1.1 гласит, что по предъявлению листка нетрудоспособности выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно п. 3 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6) пособия по общему правилу выдаются, если право на их получение наступило в период работы. В том числе, согласно п. 15 того же Положения, если работник находится в ежегодном (основном или дополнительном) отпуске.
Таким образом, если человек продолжает находиться в трудовых отношениях с организацией, тот факт, что он работает лишь несколько месяцев в году, - не повод не выплачивать ему пособие по нетрудоспособности. Поскольку выполняемые им работы могут носить сезонный характер. Но указание о сезонном характере работы должно содержаться в приказе (распоряжении) о приеме на работу либо в письменном трудовом договоре.
ТИМОХОВ, профком каскада Вилюйских ГЭС (вопрос прислан по Интернету):
Как производить выплаты работникам, совмещающим работу с обучением в вузе (проезд и учебный отпуск)? Учебное заведение находится на Украине.
В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, совмещающим работу с обучением в вузе, предоставляются льготы и гарантии только при наличии следующих условий: а) если вуз имеет государственную аккредитацию; б) если работник успешно обучается в этом заведении.
Согласно п. 3 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.99 № 1323) аккредитации подлежат вузы, созданные и действующие в соответствии с законодательством РФ в области образования.
Если вуз, находящийся в другой стране, имеет: 1) лицензию на ведение образовательной деятельности, выданную российским федеральным органом управления; 2) заключение об аттестации, выданное соответствующим российским органом; 3) свидетельство об аккредитации, выданное российским органом, - то можно говорить об определенных гарантиях и компенсациях, предусмотренных российским законодательством для работника, совмещающего работу с обучением в этом вузе. Проще говоря, вуз должен быть российским. Как правило, таковыми являются филиалы российских вузов, которые находятся в странах СНГ и Балтии. Но в вашем коллективном договоре могут быть предусмотрены гарантии и компенсации работникам, обучающимся и в «неаккредитованном” учебном заведении, то есть и в нероссийском вузе (ст. 173 ТК РФ).
Таким образом, если вуз, находящийся на Украине, российский (либо нероссийский, но на сей счет имеется условие в колдоговоре) и работник там успешно учится, то работодатель, в соответствии со ст. 173 ТК РФ, оплачивает учащемуся работнику проезд к месту нахождения вуза и обратно, а также предоставляет дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка:
- для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 50 календарных дней;
- для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых госэкзаменов - четыре месяца;
- для сдачи итоговых госэкзаменов - один месяц.
Работнику, обучающемуся в вузе заочно, дополнительный отпуск оплачивается так же, как ежегодный отпуск, исходя из среднего заработка. Средний дневной заработок для оплаты отпуска исчисляется, согласно ст. 139 ТК РФ, за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).
ТИМОХОВ, профком каскада Вилюйских ГЭС (вопрос прислан по Интернету):
1. Облагается ли подоходным налогом с физических лиц стоимость санаторно-курортных путевок и путевок в детские санаторно-оздоровительные лагеря, выдаваемых как самим работникам, так и для членов их семей (детей, жен, которые не работают на нашем предприятии)? Путевки приобретаются за счет средств, выделенных на выплату социального характера из прибыли предприятия за текущий год.
2. Начисляется ли ЕСН на стоимость таких путевок?
1. Нет, не подлежат обложению подоходным налогом, но при выполнении следующих условий (п. 9 ст. 217 Налогового кодекса РФ):
- эти санаторно-курортные и оздоровительные учреждения должны находиться на территории РФ;
- дети, получающие такие путевки, не достигли 16 лет;
- путевки приобретаются за счет средств работодателя, оставшихся в его распоряжении только после уплаты налога на прибыль.
2. Единый социальный налог на такие путевки не будет начисляться, если налогоплательщик (работодатель) не отнесет их стоимость к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущей отчетном (налоговом) периоде (Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 04.04.02 № СА-6-05/4152).
ЛЕВАНЧУК Г.В., председатель профкома ООО “Севзапатомэнерго-строй”, г. Удомля Тверской обл.:
На основании заявления работника о приеме на работу был издан приказ от 02.10.2001 с формулировкой: «Принять Иванова Ивана Ивановича с 02.10.2001 по срочному трудовому договору сроком на два года на время строительства III энергоблока КАЭС”. Письменно срочный трудовой договор заключен не был.
21 ноября 2003 года работодатель предлагает работнику письменно заключить срочный трудовой договор сроком с 1 октября 2003 года по 31 декабря 2004 года на время строительства III энергоблока КАЭС. Профком считает, что срок действия предыдущего договора закончился 1 октября 2003 года.
Вопрос: что определяет в данном случае срок действия срочного трудового договора - указанный двухгодичный срок либо время строительства III энергоблока КАЭС?
Конечно же, тот факт, что с Ивановым заключен срочный трудовой договор, был определен только временем строительства III энергоблока. Но в данном случае работодатель ошибся дважды.
Одна ошибка: работодатель с принимаемым на работу Ивановым не заключил трудовой договор в письменной форме, что обязан был сделать в течение трех дней с момента фактического допущения человека к работе (ст. 67 ТК РФ). Вместе с тем трудовой договор - как соглашение сторон - был заключен с момента начала работы Иванова в ООО. Теперь работодатель может лишь предложить работнику (или работник - потребовать от него) письменно оформить трудовые отношения за прошедший период - с 02.10.2001 г. по 02.10.2003 г. Причем в этом договоре должны быть повторены все те условия, на которых принимался работник изначально: на время выполнения строительства энергоблока и на срок два года.
Другая ошибка: принимая Иванова на работу на время строительства энергоблока, работодатель не должен был в приказе о приеме указывать срок “на два года”. Тем самым работодатель внес в договор с работником два взаимоисключающих условия. Давайте разберемся.
Иванов был принят в целях строительства энергоблока, завершение которого не могло быть заранее определено фиксированной датой: оно могло вестись и полтора года, и три. В статье 59 ТК РФ, в частности, говорится: срочный трудовой договор может заключаться с “лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой”. Рассматриваемый случай подпадает под действие этого пункта статьи закона. Следовательно, работодатель в приказе о приеме на работу Иванова должен был ограничиться указанием на основание заключения срочного трудового договора - период строительства энергоблока. И это основание, согласно ст. 59 ТК РФ, указывается в письменном трудовом договоре (приказе, распоряжении о приеме на работу) - без указания срока, на который нанимается работник. Такой срочный трудовой договор должен расторгаться по завершении работ, для выполнения которых человека и нанимали (абз. 2 ст. 79 ТК РФ).
Юридически завершение строительства объекта оформляется актом приемки. Акт сдачи-приемки энергоблока подписывается сторонами (в данном случае - ООО «Севзапатомэнергострой” и заказчиком строительства энергоблока - Калининской АЭС). Таким образом, договор с Ивановым должен быть расторгнут в день подписания акта сдачи-приемки энергоблока.
Итак, на мой взгляд (поскольку окончательно решить, как быть в этом сложном случае, может только суд), трудовой договор с Ивановым должен действовать до завершения строительства энергоблока. Причина - изначальное указание работодателя на двухгодичный срок не соответствует закону, а именно - статье 59 ТК РФ.
Однако завершение строительства данного энергоблока стало бы бесспорным основанием для расторжения трудового договора с Ивановым, если бы работодатель не указал двухгодичный срок действия договора.
Отсюда проистекает еще одна сложность. Так, если бы Иванов, работая до завершения строительства энергоблока, продолжал работу и после его окончания, а работодатель своевременно (не позже дня подписания акта сдачи-приемки) не потребовал бы расторжения трудового договора, то договор считался бы заключенным на неопределенный срок (ст. 59 ТК РФ).
Ситуация в настоящее время на первый взгляд кажется аналогичной - двухгодичный срок работы истек, а работник продолжает трудиться. Возникает вопрос: стал ли срочный трудовой договор считаться договором на неопределенный срок? На мой взгляд, нет. Поскольку второе условие трудового договора - два года работы - не соответствует закону, то и последствия, связанные с истечением двухгодичного срока действия договора (в том числе переход срока действия на неопределенный период), не должны наступить.
Каков же может быть выход в данной ситуации? Прежде всего, изначальный трудовой договор позже может быть изменен в любую сторону по согласию сторон, о чем составляется дополнительное соглашение к трудовому договору в письменной форме. Кроме этого, возможно решение дела через суд, и здесь есть два пути.
Во-первых, пока Иванова не уволили, он имеет право уже сейчас обратиться в суд с требованием признать условия трудового договора в части его срочности незаконными. Но при этом он должен четко аргументировать, почему у работодателя не было необходимости принимать его лишь на время строительства объекта. Основанием такого заявления может служить то, что Иванов все это время не был занят на строительстве энергоблока (если это так), а работал совсем на ином объекте, выполняя иные функции и т.п. В судебной практике встречались такие случаи.
Во-вторых, если Иванова увольняют “в связи с завершением строительства”, он может требовать в суде восстановления на работе. Свое требование он может мотивировать тем, что работодатель так или иначе, но принимал его на работу на два года, что эти два года истекли, а предложений расторгнуть договор от работодателя не поступало; следовательно, трудовой договор продолжил свое действие на неопределенный срок. Что было в данной ситуации “законным”, а что “незаконным”, решится в ходе судебного заседания.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте