Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

“Социальный терроризм”

Председатель Росхимпрофсоюза Александр СИТНОВ - о происшествии на ОАО “Апатит”

В № 34 газеты “Солидарность” мы рассказывали о происшествии на ОАО “Апатит”. Напомним, что с 6 по 8 сентября группа работников предприятия отказывалась выходить на поверхность. Участники акции требовали повышения зарплаты в пять раз. Свою точку зрения на эту ситуацию изложил нашему корреспонденту председатель Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности Александр СИТНОВ, который бывал на предприятии как до, так и после акции.

- ОАО “Апатит” в этом году отмечает юбилей - 75 лет со дня рождения комбината. Это одно из крупнейших предприятий отрасли, первичная профсоюзная организация комбината работает напрямую с нашим Центральным комитетом. Буквально за месяц до инцидента я был там, и ничто не предвещало такого резкого социального конфликта.

- Почему же произошел этот инцидент?

- Я глубоко убежден - без помощи “внешней силы” этот социальный конфликт не мог возникнуть. А раз так, то есть и заказчики, и идеологи, и организаторы. Меня поражает их цинизм - акцию устроили в то время, когда страна скорбела по жертвам террора в Беслане. И здесь многое было похоже - и радикальные действия, и заведомо невыполнимые требования. Я квалифицировал эту акцию на пресс-конференциях в Кировске и Мурманске как “социальный терроризм”.

- А что вы понимаете под словосочетанием “социальный терроризм”?

- Те люди, которые остались под землей, оказались, по сути дела, заложниками. Им вложили в уста заведомо невыполнимые требования - в пять раз повысить заработную плату, других-то требований не было. А почему не в 10 раз, не в 50? При этом они выступали якобы не от себя, они говорили от лица всех рабочих. Кто их уполномочил? Кто им вложил в головы все эти мысли? Сегодня приходится только догадываться. Однако ответы могут быть и на поверхности. У меня есть документ за подписью господина Сергеева из Независимого профсоюза горняков, где он очень уж “радеет” за шахтеров всего мира. У него получается что? Если где-то в Африке горняки недоедают, он должен срочно туда лететь и защищать их права. Для нас такая позиция неприемлема, потому что мы работаем исключительно в рамках закона, только с членами нашего профсоюза, и мы привыкли уважать членов нашего профсоюза, не подталкивать их на противоправные действия. Здесь же людям вдолбили, что просто так можно в пять раз повысить зарплату. И потом, когда они остались под землей, в шахте, они ведь нарушили массу всевозможных инструкций и строгих правил. Об этом их тоже “забыли” предупредить.

- Люди оставались в шахте почти трое суток, это могло отразиться на их здоровье...

- В шахте просто так находиться нельзя. Человек получает наряд, берет лампу, берет специальный прибор “Спасатель”, с помощью которого можно дышать, если попадешь под завал. А по окончании смены все сдает и расписывается в журнале. Если человек через определенное время не поднялся - объявляется тревога, всех выводят из шахты и специалисты-поисковики его ищут. Тогда и работа в шахте приостанавливается.

Во-первых, вдохновители акции подставили людей, которые под землей в знак протеста сидели. Их обманули, сказав, что таким способом можно добиться повышения зарплаты. Во-вторых, заказчики и организаторы “сидения” подставили коллектив предприятия - еще чуть-чуть и шахта была бы остановлена, люди ушли бы домой, и работу им бы не оплатили. В-третьих, нарушили все возможные правила. А ведь недалеко от того места, где они сидели, под землей, расположен склад взрывчатки. Если лампа погаснет - а люди в шахте бродят с молотками и ломиками - где гарантия, что они не ткнут случайно этим ломиком в какой-нибудь ящик? Там такие разрушения могли быть... Кто-нибудь подумал об этом? Или, скажу так, может кто-то и об этом заранее подумал и как раз на это рассчитывал?! В четвертых, протестующие подставили руководство предприятия, потому что как только они остались в шахте, прокуратура выписала предписание - о том, что руководство шахты не выполняет соответствующие инструкции. Надо было этих людей наверх вывести, а вместо этого им обеспечили доставку горячего питания, наверху дежурили медики - вдруг кому там будет плохо? Создали этакий санаторий людям, которые думали только о себе!

- А как коллектив отреагировал на действия бастующих?

- Трудовой коллектив собрался на вторые сутки и высказал жесткое неприятие подобных действий. Половина тех, кто “засел” в шахте - это молодежь, ребята, которые только что пришли на предприятие и еще не стали его полноправными сотрудниками, многие даже испытательный срок не прошли! Они просили руководство “Апатита” их взять на работу, а вместо благодарности тут же ставят вопрос о повышении зарплаты в пять раз! И только когда их осудил трудовой коллектив, они вышли наверх.

Все это по совокупности от замысла и организации до проведения, я и называю социальным терроризмом. И “социальные террористы” не те, кто там сидел, а те, кто все это организовал и заказал. Разговоры о заказчиках я не хотел бы комментировать, много разных фамилий называют. Но надо понять, кому это выгодно. Вот среди них и надо искать заказчика. К сожалению, эти люди в том числе называют себя представителями “прогрессивной молодежи”, “прогрессивного профсоюза”. Я их “прогрессивность” не признаю, профсоюзными работниками не считаю! И руки при встрече им не подам!

- Вы встречались с кем-либо, кто участвовал в этой акции протеста?

- Мне, к сожалению, не удалось встретиться ни с кем из ее участников. Но, по словам председателя первичной организации ОАО “Апатит”, они говорят: “Черт его знает, зачем пошли! Бес попутал!”.

- Что нужно сделать, чтобы таких ситуаций больше не возникало?

- Безусловно, нужна “работа над ошибками”. Конечно, вопрос повышения зарплаты и вообще уровня жизни северян - это очень серьезный вопрос. Там очень тяжелые условия. Безусловно, они должны компенсироваться особой заботой и особым отношением государства. Сейчас правительство собирается отменить выплату “северных надбавок”, точнее, возложить обязанность их выплаты исключительно на плечи северных предприятий.

На встрече с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым и генеральным директором ЗАО “ФОСАГРО” мы говорили о необходимости и возможности увеличения зарплаты на предприятии. Было принято решение провести мониторинг финансово-экономического состояния предприятия. Выполнять эту задачу будем совместно - председатель ФНПР Шмаков, я, председатель первички Владимир Балуков, наши эксперты всех уровней, генеральный директор ЗАО “ФОСАГРО” Сергей Федоров, генеральный директор ОАО “Апатит” Алексей Григорьев. Цель этого мониторинга - оптимизация роста заработной платы при сохранении стратегии развития предприятия. Мы будем всеми законными способами решать проблемы членов нашего профсоюза, работников нашей отрасли, ведь мы же правозащитная организация! Так что своих людей мы в беде не оставляли и не оставим.

Беседовал Юрий КОЧЕМИН
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика