Всеобщая конфедерация профсоюзов (ВКП) провела 2 ноября в Москве международный семинар-совещание по проблемам трудовой миграции в странах СНГ и защите прав трудящихся-мигрантов. Помимо профлидеров участие в семинаре приняли представители соответствующих российских госструктур, ученые, предприниматели. Несмотря на внушительный диапазон мнений, выступавшие сошлись в глобальном выводе: есть необходимость и неизбежность экономической интеграции между странами Содружества как способа снятия остроты миграционных вопросов. Тем не менее при обсуждении роли самой миграции в построении единого экономического пространства участники семинара расставили разные акценты.
ПРОФСОЮЗ ПОМОЖЕТ
Во вступительном слове президент ВКП, председатель ФНПР Михаил Шмаков, как вскоре выяснилось, в принципе очертил рамки дискуссии и обозначил главные аргументы оппонентов. По его словам, с одной стороны нельзя не учитывать сложное демографическое положение в России. И чтобы экономика страны в будущем не стала заложницей сокращения населения, жизненно необходим приток иностранной рабочей силы. С другой стороны, существует опасность давления на рынок труда, следовательно, все миграционные процессы должны регулироваться взвешенной политикой государства, учитывающей мнение различных общественных сил, в первую очередь профсоюзов.
Профсоюзы пока не выработали четкой и всех устраивающей позиции, а потому плановая, долгосрочная и эффективная работа с мигрантами до сих пор не велась, признался глава ФНПР. Как результат - образование мигрантами собственного профсоюза: “Только это не профсоюз, а нечто вроде общественной организации, причем созданной работодателями с целью взимания дополнительных, порядка 10 долларов, поборов с работников...” Шмаков выступил резко против идеи таких “профсоюзов” для иностранцев и призвал собравшихся к скорейшей выработке принципов действий профсоюзов в сложнейших условиях массовой трудовой миграции. “Нашим профсоюзам нужно опираться на международный опыт. Этот опыт показывает, что предстоит путь тяжелых компромиссов”, - резюмировал Шмаков.
Генеральный секретарь ВКП Владимир Щербаков сделал обширный доклад, в котором рассказал о макроэкономических причинах миграции и обрисовал ситуацию в странах Содружества. Профлидер также привел данные статистики, согласно которым размеры нелегальной миграции в СНГ достигают предположительно 10 млн. человек, в том числе в России - от 3,5 до 6 миллионов. Наша страна занимает “почетное” третье место в мире по количеству нелегалов, большая часть которых - выходцы из бывших советских республик. По заявлению Щербакова, это результат чрезмерно усложненной процедуры получения работы для жителей ближнего зарубежья.
Трудоустройство для них предусматривается только при наличии на руках копии трудового договора и приглашения на работу. А чтобы их получить, нужно сделать вояж в Россию для поиска работы и переговоров с работодателем. Как правило, денег у наших необеспеченных соседей хватает на билет лишь в один конец, и они пополняют ряды бесправных нелегалов. “Нам нельзя самоустраняться от проблем этих работников, - продолжил Щербаков. - Профсоюзам следует всячески вовлекать в свою работу иностранных работников, путем агитации и информирования”.
Генсек ВКП одобрил форму сотрудничества российского и таджикского строительных профсоюзов, назвав ее “показательной”. (Правда, Геннадий Аржанов, председатель Международной конфедерации профсоюзов работников строительства и промышленности стройматериалов, в интервью “Солидарности” пояснил, что соглашение о сотрудничестве пока не действует, оно в стадии доработки. По его словам, документ предусматривает для мигрантов из Таджикистана приостановление членства в родном профсоюзе вместе с параллельным вступлением в российский строительный профсоюз. “Здесь их встретят, помогут обустроиться на новом месте, защитят все права”.)
Владимир Щербаков обратился к профцентрам России, Казахстана, Молдавии, Грузии и других стран и попросил содействия в побуждении их правительств подписать международную Конвенцию ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей и аналогичную Конвенцию, разработанную специально для государств - членов СНГ.
“КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ...”
Генсека ВКП поддержали и социологи, и часть чиновников. К примеру, Жанна Зайончковская, зав. лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, назвала существующую систему квот “чистой фикцией, поскольку определяющие их субъекты федерации не в состоянии оценить свои потребности. Методик расчета этих квот пока нет”. Зайончковская добавила, что отечественная экономика еще слишком импульсивна, чтобы оправдывать прогнозы занятости. Пафос речи социолога в конце концов свелся к перечислению “заслуг” мигрантов в сфере обслуживания и к позитивной динамике российского производства: “У России нет иного выхода, кроме как продолжать принимать “миграционный допинг”, только уж лучше - легализованный”.
Ей вторил Александр Рудик, представлявший Федеральную службу по труду и занятости. Он присоединился к рекомендациям упростить процедуру трудоустройства иностранцев и отменить квоты на иностранных работников. И спрогнозировал, что в ближайшие годы нашей стране придется бороться за рабочую силу со странами Евросоюза, переживающими жесточайший демографический спад.
Однако в госструктурах, как и во всем обществе, нет консенсуса по данной проблеме. Лишний раз это продемонстрировало выступление Михаила Тюркина, заместителя директора Федеральной миграционной службы. Он предложил не спешить с либерализацией законодательства, а для начала “научиться соблюдать законы”. Пока у “гостей” и их работодателей-хозяев сохраняется низкий уровень правосознания, менять законы не имеет смысла, они с тем же успехом не будут исполняться. Современное миграционное право достаточно разумно и жизнеспособно, настаивал Тюркин. Например, в соответствии с законом наниматель легального работника-иностранца сегодня должен заплатить государству 4 тысячи рублей - “вполне адекватную, незавышенную сумму”.
Как показывает практика, продолжил чиновник, квоты никогда не выбираются полностью. По его мнению, нельзя забывать и о собственной безработице, составляющей в последние годы 4,5 - 5 млн. человек. Текущее законодательство можно подкорректировать разве что в сторону ужесточения ответственности правонарушителей. Так, Тюркин сообщил, что его ведомство подготовило закон, предусматривающий уголовную ответственность организаторов незаконной миграции. Закон, по планам авторов, пройдет второе и третье чтения в Госдуме уже в ноябре и после подписания президентом сразу вступит в силу.
Заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы Сергей Антуфьев прокомментировал для “Солидарности” разногласия между чиновниками в том ключе, что Рудик и Тюркин представляют интересы своих ведомств. “Федеральная миграционная служба заботится в первую очередь о надлежащем исполнении законов, а служба занятости - о скорейшем заполнении вакансий”. Напрашивается вывод, что до созревания непротиворечивой государственной позиции по этому вопросу еще долгий путь...
Депутат согласился с корреспондентом “Солидарности” в том, что на семинаре не прозвучала очевидная проблема неравномерности миграционной нагрузки на регионы. Но Антуфьев не одобрил последние инициативы некоторых членов Мосгордумы по ужесточению правил въезда работников, поскольку “существующие нормы вполне достаточны”.
“В ЧЕМ НАШ ИНТЕРЕС?”
Профсоюзы России, как явствовало из выступления секретаря ФНПР Галины Стрелы, по обсуждаемой проблеме занимают позицию более осторожную, чем некоторые функционеры ВКП. Стрела дала это понять, заявив, что “следует четче понимать наш профсоюзный и национальный интерес в этом непростом положении”. Она затронула уже поднимавшуюся проблему вывоза мигрантами “совсем не лишнего” капитала, тему складывающегося имиджа России как рынка дешевой, малоквалифицированной рабочей силы, вопрос растущей молодежной безработицы.
В беседе с корреспондентом “Солидарности” Галина Стрела сказала, что во многих странах трудность с заполнением непрестижных вакансий (дворников, водителей городского транспорта, сантехников и т.д.) решается повышением зарплаты. У нас же пошли другим путем - путем найма неблагополучных иностранцев. Более того, и в других сферах - в строительстве, промышленности - мигранты, работая за копейки, не позволяют расти общему уровню оплаты труда. Секретарь ФНПР одобрила не политику привлечения малообученных и непритязательных гастарбайтеров, но альтернативный сценарий развития общего рынка на территории СНГ. В рекомендациях ВКП, подлежащих дальнейшему согласованию, этот сценарий увязан с тезисом, что трудовая миграция выгодна для всех стран Содружества, но, по мнению Стрелы, эта привязка не совсем корректна: “Стратегия создания совместных производств с использованием рабочих рук местного населения гораздо продуманнее и перспективнее массового и драматичного переселения трудящихся в совершенно другой климат, культуру”. Впрочем, отметила Стрела, каждый должен заниматься своим делом, и сегодня российские профсоюзы, отвечая на справедливые упреки с разных сторон, активизируют свою правозащитную и агитационную работу с мигрантами.
Любопытно, что представитель работодателей (то есть людей, казалось бы, кровно заинтересованных в дешевой рабочей силе) вице-президент Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей Владимир Колмогоров высказался против отмены квот и снятия ограничений на трудоустройство иностранцев. На его взгляд, близкий к точке зрения Стрелы, единственно верный стратегический вариант развития для стран СНГ - создание общего экономического пространства. Совокупный экономический потенциал государств Содружества, по оценкам Колмогорова, составляет 733 трлн. долларов. Поэтому России выгоднее не “пить трудовые соки” из близлежащих стран, но совместно осваивать их природные ресурсы. Однако бизнесмен высказался против ужесточения миграционных законов, полагая их и так довольно серьезными препонами для вынужденных соискателей рабочих мест. А чтобы миграция перестала быть вынужденной, отчаянной, создающей проблемы принимающей стороне, необходимо организовывать рабочие места в республиках СНГ.
Этот вариант решения проблемы поддержали и профлидеры из регионов - источников трудовых ресурсов: Киргизии, Таджикистана, Украины, Молдавии. В отличие от выступающих с российской стороны они были едины в негативной оценке исхода своих земляков в “хлебные края”. Представители национальных профцентров призвали российских коллег к содействию в деле убеждения и привлечения частных и государственных компаний России к налаживанию совместных производств и созданию рабочих мест в странах СНГ.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте