Рыболовный траулер “Газган” из Новороссийска прибыл в польский порт Гдыня для ремонта еще 2 июня 1997 года. Пока ремонт набирал обороты, у судовладельца начались финансовые проблемы. В итоге экипаж не получил зарплату, судовладелец не заплатил за ремонт. Сейчас на траулере ждут денег и охраняют свой корабль четверо российских моряков. О нынешней ситуации на судне и вокруг него рассказывает собкор “Солидарности” в Польше Владимир КИРЬЯНОВ.
Эту годами “бомжующую” команду моряков можно с полным основанием занести в Книгу рекордов Гиннеса. Не считая Робинзона Крузо, вряд ли кто еще столь долго страдал вдали от родных берегов без каких-либо шансов вернуться домой. Мало кто из наших моряков, связанных с “Новороссийскрыбпромом”, предполагал, что будет осужден провести столько лет на “загранзоне” судоверфи “Наута”. Впрочем, как только на родине началась процедура банкротства компании-судовладельца (она, кстати, продолжается и по сей день), большинство рыбаков, погоревав о неполученной зарплате, подались домой. На судне остались восемь из сорока членов команды, которым поручили беречь российскую собственность в Польше.
В первые годы этого “корабельного сидения” о рыбаках писала областная пресса на родине. Но постепенно интерес к конфликту угас, а на “Газгане” остались жить и отстаивать свои права лишь четверо, во главе с капитаном Николаем Гущиным. Как и прежде моряки брошенного корабля требуют выплат задолженности по зарплате и отказываются покидать территорию иностранного государства.
Недавно наших моряков показывали в программе польского телевидения. На телеэкране одичавшие “газганцы” бродят по судну, кто-то в монашеских одеждах приносит им еду, еще один поляк рассказывает, что “руски” перебиваются здесь случайными заработками - иначе бы не выжили. В голове не укладывается – почему на территории страны, вступившей в ЕС, вообще разрешают находиться иностранцам, у которых отсутствуют средства для проживания. Забыты все законы, малейшее нарушение которых обычно наказывается в Польше самым строжайшим образом. Вплоть до депортации.
Да, видно, чем-то тронули наши "робинзоны" души польских чиновников. А вот с родины, куда члены команды не перестают слать письма, умоляя спасти многомиллионное российское имущество, не позволить продать его с молотка, ответа нет. Молчат московские банки, которые, по слухам, скупили имущество бывшего судовладельца, молчит краевой арбитражный суд, допускающий столь затяжную процедуру банкротства.
А если ответы и приходили, то в них цинично писали, что бизнес есть бизнес, что любая экономическая деятельность связана с риском. Якобы, российские моряки, когда шли в рейс, пытаясь прокормить семьи, знали, что предприятие идет к банкротству, но надеялись заработать, рассчитывали на благополучное развитие событий. В один узел сплелось неправильное ведение хозяйства, задолженность предприятия, дефолт 1998 года...
Ну а что же дальше? Что могут "высидеть" моряки на причале? Как известно, за все нужно платить - за стоянку в Гдыне и прочие накладные расходы судно уже арестовано и выставлено на продажу. Сами же моряки могут никогда не дождаться выплаты задолженности по зарплате. Против рыбаков и прочие бюрократические процедуры – у них, например, нет соответствующих финансовых документов, и потому предъявить исполнительный лист очередному конкурсному управляющему они не смогут. Доверенному лицу членов экипажа "Газгана" еще бегать и бегать по судам общей юрисдикции, добиваясь справедливости.
Кроме того, чтобы не платить членам экипажа зарплату за “сидение” в Польше, их, по закону, должны уволить – ведь самого предприятия уже нет. Но моряки пока не хотят увольняться и возвращаться на родину. Они ждут: “Газган” могут выкупить поляки и есть надежда, что хоть после этого им будет выплачена компенсация за многолетние страдания, голод и унижения. Правда, известно, что долги за услуги судоверфи уже превышают стоимость судна. А у конкурсного управляющего нет средств даже на то, чтобы оплатить возвращение горемык на Родину. Моряки не обращаются за помощью в российское консульство, надеясь на выгодную продажу судна, выставленного на аукцион. Не хотят возвращаться в семьи с пустыми руками...
Корреспондент нашей газеты связался из Варшавы с польским профсоюзом “Солидарность”, который с 1997 года оказывает помощь нашим рыбакам. Вот что рассказал Анджей Кощчик, инспектор краевой секции моряков и рыбаков польского профобъединения: “Как только стало ясно, что ситуация выходит из-под контроля, было принято решение совместно разработать официальные заявки для подачи российскому судовладельцу требований выплаты зарплаты. Позднее, когда моряки не добились ответа, им была оказана помощь в контактах с российским консульским отделом. Российский судовладелец несколько раз давал членам экипажа надежду на выплату зарплаты, утверждая, что фирма находится в процессе реструктуризации и вот-вот должны быть получены кредиты. Именно по этой причине российские моряки отказались подавать на своего арматора в польский суд”.
Позднее стало ясно, что на выплату задолженности рассчитывать не приходится. Совместно с католической организацией "Пастырство людей моря" профсоюз “Солидарность” снабжал российских моряков продовольствием и даже деньгами. Финансовые средства в помощь морякам польская сторона выделила из портового попечительского фонда, который был создан на взносы общественности, католической церкви и администрации порта для непредвиденных нужд. До сих пор католический священник отец Эдвард Прач доставляет четырем оставшимся морякам продукты, телефонные карты и иную помощь.
Анджей Кощчик считает, что самая большая проблема в этой и в других аналогичных ситуациях – нечестность работодателя, неважно к какой стране он принадлежит. Команда поверила ему и просчиталась. И российское государство оказалось не лучше, когда бросило своих граждан в беде.
Своим мнением поделился с нашим корреспондентом и адвокат судоверфи “Наута” Збигнев Шиховский:
- В данный момент задолженность по зарплате российским морякам с “Газгана” составляет около 80 тысяч долларов. Судоверфь вложила в ремонт корабля немалые средства. По вопросу его дальнейшей судьбы польский суд выдал уже два решения. В соответствии с ними, судно должно быть продано на аукционе. Полученная компенсация будет разделена между судоверфью и российские моряками, которые все эти годы ждали в Польше своих денег.
По мнению Збигнева Шиховского, самой большой проблемой в данный момент является отношение российских властей к формально-правовым аспектам этого дела. Решению проблемы мешают и Министерство юстиции РФ, и администрация Новороссийского порта. В течение уже восьми месяцев судоверфь не может получить необходимых документов, которые бы позволили продать судно с молотка и покрыть все необходимые расходы.
У судна есть уже потенциальный покупатель и затягивание этого дела неминуемо ведет к понижению его цены на аукционе. Порт в Новороссийске не раз получал документы от польских судебных приставов по вопросу аукциона в рамках процедуры банкротства, но отказывается выслать официальное подтверждение их получения. У четверых россиян-членов экипажа вскоре кончаются польские визы. Их в очередной раз помогут продлить руководители судоверфи “Наута”. Сами моряки признаются, что уже не хотят уезжать из Польши. По мнению Збигнева Шиховского, дело “Газгана” может затянуться еще на два года.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте