10 февраля состоится общероссийская акция протеста против роста цен на нефтяное топливо. О подготовке к акции, партнерах по ее проведению и, конечно, о ситуации в отрасли, заставившей профсоюз пойти на такие меры, нашей газете рассказал председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Виктор МОХНАЧЕВ.
КТО ПОДДЕРЖИТ
- Акция анонсирована как общероссийская, и основной формой протеста названы митинги и пикеты, но в некоторых регионах, например в Дагестане, профлидеры планируют ограничиться сбором подписей в поддержку требований к власти...
- Прежде всего, это Северо-Кавказский регион: Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетии, Кабардино-Балкария. Проблема безопасности стоит в этих республиках очень остро и решение не выходить с транспарантами на улицы абсолютно верное, поскольку в тамошней неспокойной обстановке мы “завести” народ можем очень здорово. Вы же понимаете, что такое бензин, солярка... Проблема роста цен на эти продукты касается всех.
И для меня не удивительно, что сейчас нас поддерживает большинство. Впервые нам удалось найти серьезное взаимопонимание с так называемыми организациями работодателей. Например, нас поддержала Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая работает с дальним зарубежьем, от общего товарооборота отрасли на них приходится около 25%. У нас сегодня общие интересы с Российским автотранспортным союзом (РАС), в составе которого не один миллион человек. К нашим требованиям присоединилось Всероссийское общество автомобилистов (ВОА), объединяющее около 8 миллионов членов. Нас поддерживают дорожники, в лице Ассоциации подрядных организаций дорожного хозяйства, а это - более 2000 организаций, занятых строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Представляете, какие это мощные силы?!
Я уж не говорю о профсоюзах. Михаил Шмаков 11 января проводил совещание руководителей отраслевых профсоюзов. И все сказали о намеченной акции: нужно проводить. Вчера мы проводили заседание ассоциации транспортных работников, в нее входим мы, моряки и речники, железнодорожники, авиаторы, связисты и рыбаки. Будет подготовлено обращение наших коллег к своим первичным организациям, рекомендующее поддержать наши действия.
КАК ПОДДЕРЖАТ
- Поддержка перечисленных организаций вашей отрасли - “моральная” или более существенная?
- Разумеется, они поддерживают нас делом. Мы выступаем коалицией - провели совместное заседание и приняли общее решение. Создали на местах штабы, в которые входят представители этих четырех структур: профсоюза, АСМАП, РАС и ВОА. В региональных штабах, по аналогии с центральным штабом в Москве, все действия координируются коллегиально.
Добавлю, что среди профсоюзов к нам готовы присоединиться не только транспортники. Так, у меня есть информация, что агропромовцы не ограничатся словами ободрения, но в некоторых регионах они полны решимости вывести на дороги трактора и другую сельхозтехнику.
- То есть перекрыть дороги?
- Я не призываю к перекрытию дорог. Это крайние меры, но крестьян, что называется, “довели”. Как и лесников, от которых я только что получил известие, что они тоже включаются в нашу акцию.
Всего по стране в тех или иных формах в акции будут участвовать более полумиллиона человек. Главные события произойдут в Москве. Мы отказались от ранее принятого решения ограничиться пикетированием Белого дома. После пикета будет еще и митинг на Горбатом мосту. Ведь при пикетировании не должно быть звукоусиливающей аппаратуры, выступающих, техники. Постояли, помолчали, разбежались. А здесь мы будем высказывать собственные соображения - почему издеваются над простым человеком. Ведь что такое ГСМ (горюче-смазочные материалы)? Это благополучие россиянина. С ростом цен на энергоносители поднимаются цены на все товары и услуги.
- На сколько участников митинга и пикетирования будет подана заявка?
- По максимуму для этих мест: 500 - на митинг и 40 - на пикет. Причем мы пригласили не только москвичей. Приедут люди из шести субъектов Центрального округа - Ярославской, Костромской, Рязанской и других областей. Более того, мы хотим пустить по МКАД колонну фур дальнобойщиков. Думаю, никакого запрета в законодательстве на этот счет нет. Будет, наверное, около ста фур, с транспарантами. Они поедут с небольшой скоростью, километров тридцать-сорок в час. Затем где-нибудь найдем место и устроим митинг. Потому что давно было пора заняться этим вопросом, ведь повышение цен на ГСМ происходит с ведома правительства.
“НЕРЫНОЧНАЯ” КОНЪЮНКТУРА
- С ведома или при поощрении?
- Вы знаете, даже при поощрении. По одной простой причине - мы стремимся в ВТО. А условия вступления в эту организацию четко предписывают выравнивание мировых и внутренних цен на ГСМ. Только чиновники “забывают” одно - разницу в зарплатах. Сейчас литр бензина в Москве стоит вдвое дороже, чем в Нью-Йорке, притом, что средний заработок российского гражданина в 10, а то и в 20 раз меньше среднего дохода американца.
Ну хорошо, раз мы в рыночной экономике - давайте создавать конкуренцию. Но дело-то в том, что, к примеру, на массе АЗС, разбросанных под Москвой и принадлежащих различным фирмам, одна и та же цена на бензин. Как это возможно? Совершенно ясно, что это корпоративный сговор. И Федеральная антимонопольная служба это подтверждает. Но исполнительная власть хранит молчание.
- Правительственные чиновники говорят, что рост цен, в частности, на высокооктановый бензин связан с тем, что спрос превышает предложение. То есть, они объясняют идущие процессы рыночной конъюнктурой. Нет ли здесь доли правды?
- Смотрите, темпы роста мировых цен на нефть - высочайшие. Но почему на Западе темпы роста цен на ГСМ значительно ниже, чем у нас? Потому что мы “гоним” туда сырье. Потому что олигархи набивают свои карманы. Уже не удивляешься, когда сравниваешь доли затрат на топливо в расходах автопредприятий Европы и России. В странах ЕЭС эта доля колеблется возле отметки 20%, у нас составляет все 40%. В целом, за два года рост цены на ГСМ в России составил 93,8%. За тот же период рост цен в Германии - 15%, в Италии - 1%. И это же не экспортеры, а импортеры.
А власть никак не реагирует на этот бардак, который противоречит ее же планам. Вот цитата из послания президента: “Предприятия не могут нормально функционировать, если нельзя быстро и недорого доставлять товары”. Транспортная составляющая в цене товаров и услуг, в среднем, - более 40%. Без сомнений, с ростом цен на ГСМ она увеличится. Как же в таких условиях удваивать ВВП?
Другой аспект, связанный с процессами на топливном рынке. С 1 октября этого года вся Европа переходит на стандарт “Евро-5”. Он предполагает высочайшее качество бензина и солярки. В России только планируется переход на “Евро-2”, который подразумевает содержание серы на уровне 2 - 5 тысяч единиц на миллион единиц топлива. Норма по “Евро-5” - нулевое содержание серы! Для этого придется перестраивать все технологии. Дорогостоящая процедура. При небывалом спросе на сырую нефть для олигархов выгоднее просто все выкачать из недр страны и отправить по трубам на Запад. Недавно мы ратифицировали Киотское соглашение, собираемся продавать излишки “здоровой атмосферы”, но сами скоро будем их закупать при таком отношении к вопросам экологии. У нас, как известно, все принято делать “через Житомир на Пензу”, не стала исключением и последняя реформа в социальной сфере, то есть монетизация льгот.
ОТРАСЛЬ И “МОНЕТИЗАЦИЯ”
- Как раз хотелось уточнить, не связан ли выбор даты акции с последними выступлениями пенсионеров и других льготников?
- Абсолютно нет. Нам предлагали объединить усилия, выступить, так сказать, единым фронтом. Но мы отказались, а также не выдвигаем требований по выплате долгов, потому что у нас совсем другая задача. И потом, мы около двух третей населения до сегодняшнего дня возим по стране бесплатно. Нам никто не компенсирует выпадающие доходы. Не случайно долги по зарплате в отрасли - под два миллиарда рублей.
- Вроде бы монетизация льгот и должна решить эту проблему...
- Каким образом? Стоимость единого проездного, например в Москве, значительно превышает сумму денежной компенсации. А если снизить стоимость проездного, что же останется нашим работникам? Как обновлять пассажирский транспорт, амортизация которого по России достигает 70%? Ведь те компенсации, которые должны получать наши предприятия, никогда не поступают на их счета в полном объеме. “Мудрые головы” Греф и Кудрин не дают ответа ни на один из вопросов.
Пример. Проводя мониторинг эффективности монетизации, мы позвонили в Новосибирск, на одно из “среднестатистических” муниципальных унитарных предприятий “ПАТП-2”. Оказалось, что за 10 дней этого года израсходовано только на топливо 516 тысяч рублей, а собрано всего 468 тысяч. Вывод ясен: нужен государственный контроль, законодательно ограничивающий рост цен.
КОНКРЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНКРЕТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
- В обращении будет только это требование, сформулированное в общем виде, или вы будете предлагать какие-то конкретные инструменты регулирования рынка?
- У нас будет список конкретных предложений правительству и президенту. Сейчас идет их обсуждение, поскольку акцию организует, напомню, коалиция. Нужно согласовать интересы с работодателями. Однако уже ясно, что требования будут суровыми. Механизмов регулирования рынка очень много. Только у нас в стране они используются как-то парадоксально. Ведь с 1 февраля экспортные пошлины на сырую нефть снова снижаются. Действующая ставка экспортной пошлины равняется 101 доллару за тонну, а будет снижена до 83 долларов за тонну. Результатом будет новый скачок цен на ГСМ. О том же говорят эксперты российского топливного союза - в конце февраля, в крайнем случае, в начале марта следует ждать этот скачок. Сегодняшняя стабилизация цен - кратковременная, потому что сезонная.
Исходя из положения, созданного олигархами при попустительстве правительства, мы требуем, во-первых, опережающего введения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, и их существенного увеличения. Во-вторых, мы требуем создания биржевого механизма образования цен на нефть. В-третьих, требуем ужесточения федерального антимонопольного законодательства и наказаний за его нарушения. В-четвертых, требуем упорядочивания системы взимания акцизов. Повторюсь, этот список неполный и формулировки неокончательные.
- Какие действия вы готовы предпринять, если власть не выполнит эти требования?
- Хочу подчеркнуть предупредительный характер готовящейся акции. В случае отказа власти вести с нами диалог, последствия будут для нее самыми непредсказуемыми, гораздо более внушительными, чем выступления пенсионеров. Мы соберем пленум и, уверен, примем решение пойти на забастовку.
Причем региональные власти наши требования поддерживают. Законодательные собрания многих областей на протяжении всего прошлого года обращались и к президенту, и к правительству с просьбой разобраться в ситуации с “топливным” безобразием. Но - безрезультатно.
Беседовал
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
СПРАВКА
Основные проблемы, связанные с заправкой топлива на территории России, мешающие работе российских предприятий (по результатам опроса членов АСМАП на 01.07.2004).
Низкое качество топлива - 40%
Высокая цена топлива - 36%
Недолив при заправке - 20%
В настоящее время нет проблем - 2%
Отсутствие топлива на АЗС - 1%
Недостаточное количество АЗС - 1%
Данные предоставлены АСМАП
ОПРОС: ЧТО ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ НА 10 ФЕВРАЛЯ?
“Солидарность” поинтересовалась у лидеров профсоюзов автотранспортников, какие мероприятия планируются на 10 февраля в регионах, и насколько массовыми они ожидаются? Мозаика из разных условий и настроений все же складывается в определенную картину: некоторым чиновникам из правительства следует пристегнуть ремни, чтобы удержаться в своих креслах.
Людмила БЕЛОУСОВА, председатель обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Московской области:
- Наша делегация будет участвовать в митинге и пикете у Белого дома. На территории области мы собираемся поработать с “частниками”, распространить информационные листовки. Впрочем, детали готовящихся мероприятий и окончательные формулировки требований определит 1 февраля общероссийский штаб акции.
Валентина ТЕГЗА, председатель Кировского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства:
- Раз ЦК принял решение - мы примем участие в общероссийской акции. Но хочу указать на несколько обстоятельств. Во-первых, на письмо ЦК президенту от 17 декабря еще не пришел ответ. Прошел не такой большой срок, поэтому мы считаем объявление акции протеста поспешным. Во-вторых, наша область растянулась с юга на север на 600 километров, тогда как предприятия у нас небольшие, по 20-40 человек, крупнейшая организация насчитывает 260 членов. Следовательно, на массовость акции рассчитывать не приходится. В-третьих, что нужно работяге? Правильно, зарплата и работа. А проблема роста цен на топливо - проблема хозяйственников.
Кстати, наш президиум решил разослать им письма с предупреждением о готовящемся мероприятии. Пока нам ответили четыре директора. И все они, цитирую, “не видят необходимости” в подобной акции. Значит, скорее всего, просто не отпустят работников на митинги и пикеты. После того, как мы получим все ответы, президиум примет решение о форме протеста.
Абдулла МАГОМЕДОВ, председатель Дагестанского республиканского комитета профсоюза автотранспорта и дорожного хозяйства:
- Учитывая сложную ситуацию в республике, в том числе и последние стычки с боевиками, органы власти не выдают нам разрешения на проведение акции протеста. Но, понимая трудности с обеспечением безопасности митингующих, мы и не настаиваем на такой форме выражения своего несогласия. Однако мы постараемся сделать так, чтобы власти услышали наше мнение о предстоящем повышение цен на топливо. Например, собираемся провести работу с неорганизованной массой работников частных таксомоторных предприятий и договориться о том, чтобы, находясь за рулем, они единовременно с членами нашего профсоюза посигналили в знак протеста.
Борис МАНКУЕВ, председатель Калмыцкого республиканского комитета профсоюза автотранспорта и дорожного хозяйства:
- Нас проблема роста цен на бензин пока не волнует. Предприятия из-за отсутствия работы “стоят” с октября, а некоторые - уже два года. Люди сидят по домам, их невозможно собрать на митинг. Я разговаривал с несколькими руководителями - возобновление работы ожидается в марте. Вот тогда, наверное, и будем как-то определяться со своей позицией. Пока же по городу ходят одни частные “газели”, с водителями которых профсоюз не работает.
Александр МОРЕНОВ, председатель Нижегородского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства:
- По результатам расширенного заседания президиума принято решение 10 февраля собраться в областном Дворце труда для составления обращения к президенту и правительству. Мы пригласим на эту встречу и представителей местной власти для совместного обсуждения проблемы. А вот если наша администрация и депутаты не поддержат обращение к федеральной власти или вовсе не откликнутся на наше предложение, то мы организуем митинг на центральной площади города, предприятия готовы отправить туда около двухсот человек. Положение усугубляется тем, что председатель областного собрания объявил о сохранении бесплатного проезда в январе для ряда льготников. Тогда как губернатор Ходырев “не понимает” такого решения, ведь денег на компенсации автотранспортным предприятиям нет. Водители и кондукторы готовы пойти на самые серьезные меры.
Иван ПОРОШИН, председатель Пермского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства:
- Мы устраиваем митинг, который соберет не менее 3 тысяч участников. Такой настрой работников объясняется творящимся беспределом: доля затрат на топливо в областных предприятиях превысила 50%. За последние два года цены на солярку увеличились вдвое, на бензин - в полтора раза. Местная администрация полностью солидарна с нами.
Виктор БРОВИКОВ, председатель Оренбургского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства:
- Наше отделение будет пикетировать офис ТНК в Бузулуке. В Оренбурге же соберется профактив, который выступит с обращением к президенту, депутатам Госдумы от Оренбургской области. На днях председатель областной федерации профсоюзов встречался с губернатором, и последний одобрил наши требования.
Опрос провел
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте