Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Забастовка не по правилам

Акция протеста шахтеров Североуральска не завершена

В ночь с 6 на 7 октября около 540 шахтеров Североуральского бокситового рудника поднялись на поверхность. До этого момента в течение целых шести суток они отказывались выходить из шахты, выдвинув своему работодателю ряд требований. Главное из них - повысить зарплату шахтерам до 1 тысячи долларов (в рублевом эквиваленте). К сведению: на предприятии действует две профсоюзных организации - Независимого профсоюза горняков (около 1,5 тысячи членов) и Горно-металлургического профсоюза России (более 5 тысяч, входит в ФНПР). Акцию протеста организовал НПГ, но и ГМПР не мог остаться в стороне: в числе не вернувшихся из забоя были и члены “традиционного” профсоюза.

По сути, речь идет о незаконной забастовке. По крайней мере, именно такую оценку дал событиям на шахте прокурор города Североуральска. Официальное прокурорское предостережение о незаконности действий участников акции получила... председатель профкома предприятия Тамара Горшанова (ГМПР). В оценке характера акции прокурор, пожалуй, прав: никаких примирительных процедур, предусмотренных Законом “О порядке разрешения коллективных трудовых споров”, представители НПГ не осуществляли. Просто несколько дней назад большая группа шахтеров осталась в шахте. Те же работники, которые должны были прийти им на смену и которые, возможно, и не планировали участвовать в акции протеста, вынуждены были остаться на поверхности и, соответственно, оказались в простое. И в общей сложности к акции протеста присоединились 6 тысяч из 9 тысяч работников предприятия.

По некоторым данным, стихийная акция протеста разразилась после того, как из Воркуты на рудник вернулась делегация НПГ, принимавшая участие в работе очередного съезда этого альтернативного профсоюза. Тут же по предприятию пошли слухи о том, что шахтеры Воркуты якобы получают по 30-40 тысяч рублей. Что, мягко говоря, не соответствовало действительности...
Рубен Бадалов, зампредседателя Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (входит в ФНПР), по нашей просьбе назвал совершенно иные цифры: “Зарплата проходчика на одной из самых крупных шахт Воркуты - “Воргашорской” - составляет в среднем 12 тысяч рублей. Может, отдельные категории работников получают несколько больше, но уж точно не по 30-40 тысяч, как утверждают лидеры Независимого профсоюза горняков. Вследствие сложившихся экономических реалий это - недостижимая мечта. Хотя лично я считаю, что шахтер достоин большего: например, зарплаты в 2 тысячи долларов. Полагаю, люди сами разберутся в нереальности требований повысить зарплату до тысячи долларов и сделают для себя определенные выводы”.

Но в момент объявления стачки ее участники, естественно, не обладали данной информацией. Само по себе справедливое требование о повышении зарплаты овладело массами, которые не отдавали себе отчет в законности своих действий. Ведь в настоящий момент на руднике действует коллективный договор, которым прямо установлен механизм индексации заработной платы. Коллективный договор - документ, в котором зафиксированы обязательства двух сторон, работодателя и работников, он выполняет роль локального закона. Раз уже стороны договорились именно о таком механизме, этот документ после его утверждения общим собранием (конференцией) работников и подписания представителями работодателя становится обязательным для исполнения. В том числе для работников. И если работодатель выполняет свои обязательства по регулярной индексации зарплаты, в течение всего срока действия коллективного договора ни профсоюзные организации, ни сами работники не имеют права выдвигать дополнительные требования в этой части. В целом по стране случаев нарушения колдоговора со стороны работодателя - превеликое множество. Но здесь мы, похоже, имеем дело с фактом нарушения колдоговора... самими работниками.

С самого начала акции протеста на предприятие выехали представители Свердловского обкома ГМПР: его председатель Владимир Камский, зампредседателя Валерий Кусков и заведующий юридическим отделом Анатолий Куземка. Профсоюзные лидеры приняли деятельное участие в переговорном процессе, к которому удалось привлечь и.о. председателя правительства Свердловской области Галину Ковалеву и областного министра металлургии Владимира Молчанова. На предприятии также находится лидер НПГ Александр Сергеев. Есть все основания полагать, что избранная ГМПР тактика принесет больше результатов, нежели действия участников незаконной забастовки, которым, кстати, по закону, грозят всевозможные неприятности: от дисциплинарной ответственности до необходимости возместить работодателю причиненный материальный ущерб.

В настоящий момент значительная часть участников акции все еще не приступила к работе: ждут результатов от согласительной комиссии. На момент сдачи номера в печать стало известно, что согласие не достигнуто.
А зарплату шахтерам надо повышать - с этим выводом согласны лидеры как альтернативного, так и традиционного профсоюзов. Будем надеяться, что в ходе следующей колдоговорной кампании обеим профсоюзным организациям удастся “выбить” из работодателя иной, более справедливый, по их мнению, механизм ее индексации. И только в случае, если договориться с руководством ОАО “Севуралбокситруда” и СУАЛ-холдингом, которому принадлежит рудник, не удастся, трудящиеся подкрепят свои требования абсолютно законными коллективными действиями...

Денис ПАНКИН
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2