Компания “Кока-кола” (Coca-Cola Company) наконец-то официально признала право своих работников на объединение без вмешательства администрации предприятий. Профсоюзы добивались этого почти 25 лет. Однако российский представитель компании узнал о подписанном документе только от корреспондента “Солидарности”. Тем не менее профсоюзы на трех заводах “Кока-колы” в России намерены добиваться полной реализации своих прав и ожидают, что их примеру последуют рабочие и остальных предприятий компании.
15 марта в Атланте (США) Международный союз работников пищевой промышленности и смежных отраслей (IUF) и компания “Кока-кола” подписали совместную декларацию. Во встрече с высшим руководством компании участвовали представители входящих в IUF профсоюзов из разных стран и генеральный секретарь IUF. Обсуждались вопросы соблюдения профсоюзных прав и условия труда работников компании в России, Пакистане, Колумбии и Перу.
В декларации, в частности, заявлено: “Кока-кола” признает, что рабочие “Кока-колы” могут пользоваться своими правами на членство в профсоюзе и на коллективные переговоры без давления или вмешательства. Данными правами можно пользоваться без страха возмездия, репрессий или любых других форм воздействия или дискриминации”. Стороны договорились и о том, что будут дважды в год встречаться и поддерживать контакты в периоды между встречами. Добиваться данного соглашения между высшим руководством “Кока-колы” и профсоюзами пришлось около 25 лет.
В России профсоюзы действуют на трех из одиннадцати принадлежащих боттлеру Coca-Cola HBC Eurasia заводов - в Москве, Санкт-Петербурге и Волжском. На каждом из этих предприятий администрация враждебно реагировала на создание профсоюзов, до последнего времени пыталась уйти от переговоров с ними и отказывалась предоставлять им необходимую для ведения коллективных переговоров информацию.
Владимир Кравцов, представитель компании “Кока-кола” по связям со СМИ в России, заявил “Солидарности”: “Я не знаю, что там происходит в Атланте, нас не информируют. Мы отвечаем за Россию. Но проблемы не существует. В этом году на заводе в Москве был заключен коллективный договор, поэтому у нас все в порядке. По сути, от заявления высшего руководства компании ничего не изменится, потому что и так все было в порядке”.
К сожалению, на предприятиях “Кока-колы” в России не “все в порядке”, хотя сейчас ситуация там неоднозначна. Так, в Москве, где работники два года добивались отмены незаконного увольнения лидера своего профсоюза, обстановка нормализовалась. На заводе в Волжском восстановлен на работе один из первых членов профсоюза, уволенный полтора года назад, когда профсоюз только создавался. (Впрочем, восстановлен не по доброй воле компании, а по решению суда.) А в Петербурге конфликт продолжается: администрация под надуманным предлогом не допускает профлидера на территорию предприятия.
Но вот характерный штрих: наша страна - один из самых прибыльных рынков для “Кока-колы”, однако с 1998 года ни на одном из заводов компании в России не было общего повышения зарплаты, что привело к снижению реальных доходов рабочих. В текущем году профкомы российских заводов “Кока-колы” решили начать кампанию за повышение зарплаты.
“Пока изменений на российских заводах мы не ощущаем, но будем настаивать, чтобы компания держала свое слово”, - сказала “Солидарности” Гизела Нойнхеффер, координатор по ТНК регионального офиса IUF в Восточной Европе и Центральной Азии. Но она полагает, что теперь руководству заводов “Кока-колы” в России придется научиться вести переговоры с профсоюзом. На упомянутых трех предприятиях “Кока-колы”, где существуют профсоюзные организации, они намерены требовать полного соблюдения нового соглашения со стороны администрации. Более того, “подписанная декларация - это сигнал работникам других заводов “Кока-колы” о том, что и они могут свободно создавать профсоюзные организации. А мы при необходимости обеспечим им полную поддержку в этом”, - говорит Гизела Нойнхеффер.
Марина ОБРАЗКОВА
Соглашение между высшим руководством Coca-Cola Company и Международным союзом работников пищевой промышленности и смежных отраслей (IUF) подписано почти месяц назад. Изменилось ли отношение администрации заводов “Кока-колы” в России к членам профсоюза? С этим вопросом мы обратились к председателям профкомов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Виктор ГРАЧЕВ, председатель профкома московского завода “Кока-колы”:
- Мы надеемся, что соглашение повлияет на жизнь завода, хотя на нашем предприятии обстановка спокойная. Когда мы подписывали первый коллективный договор, было очень сложно. Как считала администрация, компромисс выражается в том, что они вообще со мной разговаривают.
Сейчас ситуация совершенно другая. Администрация более открыта, и можно с ней беседовать. Изменился не только состав руководства - и политика изменилась. Членов профсоюза не притесняют. У нас коллективный договор подписан, меня приглашают обсуждать изменения на заводе. Администрация работает с профсоюзом, у нас нет конфронтации. Если какие-то проблемы возникают, то я могу подойти к менеджеру по работе с персоналом или к директору, и проблемы можно решить. Хотя нельзя сказать, что очень уж идут на диалог, но стараются не создавать конфликтных ситуаций. И все-таки пока нельзя сказать, что администрация всегда предоставляет всю информацию.
Хотелось бы, чтобы на всех заводах “Кока-колы” были созданы профсоюзы - так будет лучше и для рабочих, и для выдвижения объединенных требований. Тогда администрация будет считаться с нами. Я рад тому, что появилось это соглашение между IUF и “Кока-колой”. Компания на самом высоком уровне признала профсоюз, и теперь уже нам надо объединяться и стремиться к тому, чтобы выполнялись наши законные требования.
Владимир ОХРИМЕНКО, председатель профкома завода “Кока-колы” в Санкт-Петербурге:
- Жизнь не то чтобы изменилась... Отношение к нам стало более завуалированным. Пока приходится терпеть все, что было раньше, просто раньше это было в более грубой форме. Сейчас мы готовим все те же бумаги, которые готовили раньше: о предоставлении помещения, о соблюдении законодательства. Вот я болел, и меня не пускали на завод; сейчас выписали с больничного, и тогда только пустили на территорию производства. Притеснения членов профсоюза продолжаются, но не так грубо. Посмотрим, что изменится, соглашение ведь недавно вышло.
На переговоры с нами по-прежнему не идут. Коллективный договор заключен, но без положений о премировании и оплате труда, без правил внутреннего трудового распорядка. На все наши запросы о предоставлении информации администрация по-прежнему говорит, что это коммерческая тайна, хотя они должны предоставлять и такую информацию, когда речь идет о переговорах по колдоговору. Сейчас мы снова подадим предложение о встрече для обсуждения приложений к колдоговору. У нас на заводе получается, что соглашение высшего руководства компании пока игнорируется.
Проблема еще и в том, что люди, пока не увидят результатов работы профсоюза, не верят в то, что он сможет помочь. Надо понять, что профсоюз тебе помогает, но за тебя ничего не сделает: чтобы тебя уважали, надо уважать себя самому.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте