Узнав из листовок, что рабочие Ярославского завода синтетического каучука (ОАО “СК-Премьер”) собираются на митинг в защиту своих прав и просят ярославцев поддержать их, 28 марта я направился по указанному адресу. Еще в автобусе услышал разговор мужчины и женщины о причинах митинга: остановка завода, массовое увольнение, невыплата зарплаты и выходных пособий. Узнал из разговора и о том, что не все рабочие готовы к действиям в свою защиту. Мужчина спросил: “А где же подруга твоя, Анна?” - “Зашла я за ней, пригласила на митинг, она ответила: больна”. - “Что с нею?” - “Спина болит...”
На митинге я познакомился с мужчиной из автобуса. Это был Валерий Красков. Его стаж работы на заводе исчисляется с 1957 года. На мой вопрос: “Почему у нас “болит спина”, как только надо идти в бой на защиту себя самих - как людей, как граждан, как кормильцев, наконец, семей своих?” - он ответил коротко и емко: “Боятся люди. И не верят еще, что что-то можно решить в пользу рабочего человека”.
Несколько десятков человек собрались на митинг, чтобы выцарапать для себя (в том числе и для тех, у кого “болит спина”) заработанные деньги, средства к существованию.
Продан (“сприватизирован”) громадный завод, входящий некогда в список основообразующих для экономики в целом и для жизни каждого жителя Ярославской области. Сегодня ободранный, как придорожная липка осенним градом, он не только не приносит прибыли, а еще и в долгу перед сотнями работников, уволенных в одночасье. Вначале работникам задолжали “Сибур” и Моссибинтербанк - 7,3 млн. рублей, затем группа “Альянс” - 4,6 миллиона. Именно к московскому “Альянсу” у рабочих претензии. Испробовав иные формы предъявления претензий, люди пошли на митинг.
Спасательный круг рабочим кинули коллеги: рабочие Ярославского завода холодильных машин, ветераны войны и труда, депутаты Госдумы Ярославской области Станислав Смирнов и Петр Губочкин, заместитель председателя профобъединения Александр Батов, член исполкома профобъединения, председатель обкома профсоюза работников автосельхозмашиностроения Владимир Смирнов. Они пришли на митинг в поддержку рабочих.
Митинг проходил возле забора, напротив проходной, что многих когда-то вывела в люди. Над розовым двухэтажным зданием проходной сиял макет ордена Трудового Красного знамени. Митинг открыл председатель профкома Алексей Бережной.
Первым выступил Борис Герман, бывший в годы процветания завода его директором: “Дорогие товарищи, мне в страшном сне не могло присниться такое, что творится на заводе... Я приехал сюда в 1971 году. До 1982 года мы реконструировали весь завод: 80% основных средств были новыми, продукция была обновлена на 85%, завод выпускал валовой продукции на сумму около 200 миллионов рублей, давал прибыли около 17 миллионов рублей в год!
А сегодня завод остановлен... Это сделали те, кто говорил, что придет новый собственник и сделает экономику более совершенной, активной. Результаты их активности мы видим. Это уничтожение. Уничтожение не просто завода, а уникального производства, и не только нашего завода. Нужно как можно быстрее организоваться всему коллективу, искать поддержки со стороны других коллективов, потому что не одни мы оказались в таком положении. И надо резко ставить вопрос о том, чтобы те заводы, которые остановлены, были немедленно отобраны у нерадивых “собственников”. Вот это главное, что сейчас надо делать. Если этого не сделать, все равно толку не будет. Не надо допускать, чтобы завод и дальше разваливался. Необходимо прекратить разборку завода, прекратить сдачу оборудования в металлолом. Желаю вам люди удачи и большего напора”.
Выступление Галины Яскиной: “Мы собрались, чтобы высказать свою боль, привлечь внимание городской, областной администрации, всей общественности Ярославля к безысходному положению, в котором оказались мы и наш завод. Я говорю “завод”, а завода фактически уже нет... 28 февраля были уволены последние 400 работников технологического персонала. Те 180 человек, что оставлены на заводе, это охрана и управление. Неужели у нас, в правовом государстве, нельзя найти управу на людей, которые, купив завод, оставили людей не только без работы, но и не выдают заработанное?! Мы отработали на заводе по 20 - 30 лет, всю жизнь! И оказались за воротами”.
Геннадий Ярулин: “Мы тут собрались, чтобы констатировать факт: за все, что мы отдали заводу, родной стране, и самое святое - здоровье, нас выкинули, как мусор, даже не сказав спасибо! Нас оставили без средств к существованию, не говоря уж о жизни. У многих из нас дети, ведь они есть просят... Директор сказал нам на встрече перед митингом, что ему стыдно подписывать ведомости с нашими мизерными заработками. А вот получать им самим большую зарплату - не стыдно!”
Александр Подерухин: “Мы предупредили господина Тоболина, генерального директора, что в апреле нам должны выплатить зарплату и выходные пособия. Пусть едет к своим хозяевам, в ногах валяется, хоть на коленях ползает, но чтобы нам выплатили зарплату! Нашли управу на “ЮКОС”, найдется и на них управа. И они должны это четко знать”.
Ольга Мельникова: “Мы выражаем недоверие руководству завода, от которого за службу получили пинка под зад. Директор вызвал нас в пятницу и все говорил, чтобы мы отказались от митинга. Пугал нас скинхедами. Какие скинхеды? Мы скоро сами будем скинхедами. У нас ни работы, ни зарплаты. Что думает городское и областное руководство? С кого они будут собирать налоги, если все заводы закроются? Они думают, что мы безропотные животные, но мы уже перестали ими быть! Скоро нашим пенсионерам будет не на что жить, потому что не будут собираться налоги - не с чего будет платить пенсии. Пенсионеры рады, что им дали сейчас бесплатный транспорт, но его скоро отберут. Откуда будут браться средства, если все заводы встанут? Мы не дадим губить наш завод!”
Виктор Плеханов: “Земляки, товарищи по работе, чтобы о нас не вытирали ноги, мы должны быть дружнее. Мы должны поддерживать самых активных из нас. Если будем сидеть по квартирам, нас просто растопчут. Наши усилия только тогда увенчаются успехом, если мы все будем вместе. Сегодня нас мало, но будет больше. Единственно - мы нищие, но у нас есть человеческое достоинство. Мы не должны дать растоптать его”.
Александр Тоболин: “Я в полной мере понимаю свою ответственность. Могу сказать только одно: зарплата будет вам выплачена в любом случае в полном объеме, со всеми компенсациями”.
В принятом на митинге обращении говорится, что участники митинга требуют немедленно выплатить зарплату и выходные пособия и прекратить разграбление и уничтожение первого в мире завода синтетического каучука. В противном случае они будут бороться за свои права, “используя более радикальные меры”. Для координации дальнейших действий избраны уполномоченные коллективом.
ПОСЛЕ МИТИНГА
Исполком профобъединения Ярославской области, изучив ситуацию, поддержал требования работников “СК-Премьер”. Создана рабочая группа под руководством зампредседателя профобъединения А.М. Батова, которая будет содействовать в истребовании с работодателя долгов по зарплате. 7 апреля на заседании Совета профобъединения председатель профобъединения В.Е. Савельев проинформировал профактив области о мерах по “СК-Премьер”. Так, Госдума области поручила прокурору принять законные меры по взысканию с работодателя задолженности. На встрече с Савельевым губернатор области дал поручение службам обладминистрации добиться от московских собственников завода выплаты зарплаты работникам. Информация о ситуации будет передана председателю ФНПР М.В. Шмакову и председателю Комитета Госдумы по труду и социальной политике А.К. Исаеву.
Юрий МАТВЕЕВ, председатель Ярославского областного комитета пищевой и перерабатывающей промышленности профсоюза работников АПК
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте