В середине XVII века царь Алексей Михайлович издал “Наказ о градском благочинии”. Так были основаны службы отечественного жилищно-коммунального хозяйства. Профсоюзная организация отрасли гораздо моложе, в 2005 году ей исполнилось ровно 60 лет. В канун юбилея корреспондент “Солидарности” встретилась с председателем Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения Александром ВАСИЛЕВСКИМ. Он рассказал о бедственном положении отрасли, причинах, тормозящих ее развитие, и работе профсоюза в этих непростых условиях.
КРИЗИС ОТРАСЛИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ
- Александр Дмитриевич, как на сегодняшний день складывается ситуация в отрасли?
- Сегодня отрасль находится по существу, в предсмертном состоянии. Еще 3 - 4 года и эти процессы станут необратимыми, если не вкладывать хорошие деньги. На протяжении последнего пятнадцатилетия в отрасль вкладывается в пять, а иногда и в 10 раз меньше средств, чем необходимо. Кроме того, происходит огромное количество аварий, в 20 - 30 раз больше, чем в западных странах. Для сравнения, в советское время мы “обгоняли” в этом Запад всего в 1,5 - 2 раза. И если сегодня не заняться проблемами ЖКХ, то потом придется все деньги врачей, учителей и работников правоохранительных органов направлять на восстановление этого хозяйства. Сама отрасль зарабатывает около триллиона рублей в год. Но у нас огромные долги, они составляют 250 - 270 миллиардов рублей. Ну и нам должны, чуть меньше, правда, около 230 млрд. рублей. В связи с этим мы сторонники принятия закона о финансовом оздоровлении отрасли. Однако кто-то постоянно тормозит его принятие.
Тарифное соглашение мы заключили с большим трудом. Сейчас оно вступило в силу, но со стороны многих властных структур, как региональных, так и местных муниципальных, идет сопротивление. Ответ обычный - в бюджете нет денег. Рост заработной платы составил 38%, но все равно ставка первого разряда очень маленькая - 1860 рублей. Повышение привело к тому, что в среднем по отрасли заработная плата стала равна 6 тысячам рублей. Но надо учитывать, что заработная плата не везде одинакова. К примеру, в столице она гораздо больше, чем во Владимирской области. Что уж говорить о селе. Отток кадров очень большой, отрасль стала не престижной. Молодежь приходит с большой неохотой. Сейчас на предприятиях работает только 18% молодых кадров, тех, кому до 35 лет. Правда, раньше было и того меньше. И один из путей выхода из этого положения - привлечение частного бизнеса на наши предприятия. Во Владимире, Самаре, Новгороде, Питере и в Москве таких операторов уже немало.
- Как, на ваш взгляд, работает частный бизнес в отрасли, и как складываются отношения профсоюза и бизнеса?
- У нас не только с бизнесом отношения строятся, у нас и с прежними партнерами отношения сохранены. Но частный бизнес приходит известно для чего - прежде всего для извлечения прибыли. При этом некоторые частные компании (а сейчас на рынке ЖКХ около 20 операторов), забывают, что отрасль имеет четко выраженный социальный аспект. То есть, кроме извлечения прибыли надо думать о том, чтобы люди имели возможность пить нормальную воду, приходить в теплое и освещенное помещение. У бизнеса таких проблем пока нет, для них главное взять самые жирные куски, эксплуатируя то, что было создано при советской власти и работающих там людей.
А на счет взаимоотношений профсоюза и бизнеса... Там все непросто, но есть и положительные примеры. Вот, к примеру, работа со структурой “Российские коммунальные системы” (в ее руководство входят представители Чубайса, Миллера, Потанина). Мы долго объясняли, что для человека, работающего в России, очень важен социальный пакет и социальная защита и нужен профсоюз. И нам удалось убедить в этом руководство РКС. Мы заключили соглашение.
ЖИЛКОМХОЗ И ОБЩЕСТВО
- По стране прокатилась волна возмущений, связанных с повышением тарифов на ЖКУ...
- Люди протестуют справедливо. Потому что вся реформа ЖКХ свелась к тупому повышению тарифов. Реформа задумывалась прежде всего как модернизация отрасли. Чтобы вода текла по нормальным трубам, а не по ржавым и гнилым, чтобы вода в кране была чистая и ее можно было пить, чтобы было тепло. Чтобы в домах стояли приборы учета. Вот по общим расчетам вы потребляете 300 - 400 литров воды. А на самом деле эти показатели гораздо меньше. Около 30 - 40% этого количества - непроизводственные потери. Вода бежит по земле, по тротуарам - и вы за это платите.
Огромная проблема отрасли ЖКХ в том, что мы являемся заложниками политики. Выборы мэра или администрации - в этот период тарифы пересматривать нельзя - народ неправильно поймет. А состоялись выборы - и тарифы резко подскочили. Ведь пока они не пересматривались, продолжала расти стоимость электроэнергии, мазута, нефти... Теперь нужно платить 100% за услуги. Это очередной обман. Вот в 2005 году вы стали платить эти 100%, и считаете, что повышений больше не будет. Но на следующий год повышение будет! Потому что есть базовые отрасли, продающие нам, например, электроэнергию. Мы ее покупаем и продаем без накрутки. А вот ее продавец, в свою очередь, покупает энергию где-то, например, в Иркутской области, в два раза дешевле, потом накручивает и населению продает. Вот так. Теперь о льготниках. Вот вы, предположим, имеете право на льготы и должны платить 50% мне как коммунальщику. А откуда мне другие 50% взять, чтобы покрыть свои расходы?
- Мы много говорили о состоянии и проблемах отрасли. А каковы проблемы и достижения у профсоюза в столь непростой ситуации?
- В отрасли работает около 4,5 миллионов людей, и примерно 2 миллиона из них являются членами профсоюза. Но народ уходит. Статистика печальна: за последнее десятилетие мы потеряли 8 миллионов членов профсоюза. Прежде всего, это работники предприятий сферы бытового обслуживания. Это и предприятия местной промышленности, предприятия ВОС (всероссийского общества слепых) и ВОГ (Всероссийского общества глухих). Они стали частными и мелкими. Но, в принципе, отдельных, не отраслевых, а чисто профсоюзных проблем нет. Все взаимосвязано. Я уже говорил о том, что молодежь неохотно идет работать в систему ЖКХ. А значит, стареют и профсоюзные кадры. (Правда, за последний год к нам пришли 50 тысяч человек и среди них много молодежи.)
Кроме отраслевого тарифного соглашения мы заключили соглашение о социальном партнерстве: с частным бизнесом, с Министерством межрегионального развития, с Ассоциацией водопроводчиков России, с муниципальным энергетическим комплексом, и Союзом малых городов. В соглашении четко записаны обязанности сторон. Что это нам дало? Незначительный, но все-таки рост заработной платы, плюс контроль профсоюзов над соблюдением правил охраны труда. Вопросы, связанные с травматизмом, взяты под контроль. Кстати, здесь именно с частниками я быстрее нашел общий язык. В соглашении с ними записано: 0,15% средств направляется на охрану труда. Член профсоюза сегодня имеет право на разные виды помощи. И еще один серьезный раздел: культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия. В славные советские времена на это направлялись деньги, и сейчас частник тоже понял, что этим надо заниматься.
Есть и еще одна общая проблема - это подготовка кадров для системы ЖКХ. Придут новые технологии, новая техника, нужно будет работать со сложными программами, это ведь серьезный подход. Слесарь с гаечным ключом с этим не справится. А подготовкой кадров для новых технологий никто не занимается. Я недавно встречался с ректором Московского государственного университета сервиса, рассказал об этой проблеме и заинтересовал его. Теперь мы будем писать общий бизнес-план, со стороны отрасли этим занимается пока только профсоюз.
Ну и основная проблема, конечно, с заработной платой. Теперь уже все говорят, что минималка и прожиточный минимум должны быть равны. В Москве сейчас это уже происходит, в других регионах процесс идет очень сложно, но идет, и не без участия профсоюзов. Но мы могли бы добиться гораздо большего, если бы были едины.
ДОЛОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ СЕПАРАТИЗМ!
- Ну вот мы подошли и к проблемам профсоюзов в целом... В чем, по вашему мнению, они заключаются, и какими вы видите пути их решения?
- В нас сидит сепаратизм. То, что выгодно электропрофсоюзу, не выгодно нашему профсоюзу, и так далее. А ведь в принципе должны заключаться соглашения внутри профсоюзов, и там мы должны записывать основные вещи. Например: бензин подорожал на 20%, а потом тому же нефтянику будет плохо из-за подорожания коммунальных услуг, образования... Ведь все взаимосвязано. Но профсоюзы на сегодняшний день этого не понимают. Есть два пути решения - эволюционный и революционный. По первому пути идет весь нормальный мир, а мы все проблемы опять пытаемся решить путем революции.
Надо говорить о солидарности, о согласии и социальном партнерстве. Пока мы не объединим усилия вокруг своего штаба - ФНПР, и не станем действовать вместе не на словах, а на деле, ничего у нас не получится. Поодиночке, отстаивая только свои интересы, никто не выживет, а значит, нужны перемены. Во-первых, у нас много отраслевых профсоюзов и каждый считает себя главным (и я такой же). По-хорошему, надо было бы мой профсоюз объединить с каким-нибудь еще и сделать более мощным. Чтобы в Федерацию входило 10 - 12 межотраслевых профсоюзов. И во главе с нашим штабом участвовать прежде всего в законотворческой деятельности. Для этого нам нужно набрать хорошую команду специалистов, чтобы лоббировать в Думе те законы, которые нужны профсоюзам. С властью спорить надо не так, как мы сейчас, не на улице.
- В 2005 году ваш Общероссийский профсоюз отмечает свое шестидесятилетие. Что бы вы пожелали и членам профсоюза, и всем работникам отрасли?
- Я хочу высказать слова признательности тем людям, которые, несмотря на все тяготы и сложности, продолжают работать честно и добросовестно. И это продолжается уже 356 лет, со времен указа царя Алексея Михайловича. И люди, работающие в отраслях жизнеобеспечения, должны знать, что как бы их работу не критиковали, со временем отношение будет меняться к лучшему. С чем это связано? С тем, что отрасль обязательно пойдет по пути модернизации, а значит, улучшения. Потому что другого пути никто еще не придумал. И если по нему не идти, то Россия станет государством с непредсказуемым будущим. Хочу поздравить наших работников, пожелать им здоровья, терпения и скорого повышения заработной платы. Над последним мы обязательно будем работать.
Беседовала
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте