Председатель Карельской республиканской организации профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Виктор КОЧЕТОВ рассказал о стоящих перед профсоюзом проблемах и поделился новыми “секретами фирмы”.
- Какие проблемы были самыми тяжелыми в работе рескома за последние годы?
- В 2000 - 2005 годах и реском, и вся республиканская организация уделяли немало внимания заключению колдоговоров, повышению их качества. Если в целом по республике заключаются колдоговоры на 70% предприятий и организаций, где есть профорганизации, то в нашей отрасли - на 94%. Изучая опыт первичек и ситуацию на предприятиях, мы предлагаем первичкам включить в колдоговоры те позиции, которые помогали бы лучше защищать членов профсоюза.
Для примера. В отрасли из 120 предприятий 46 - в стадии предбанкротства. Особенно активно банкротит предприятия ЖКХ администрация Петрозаводска. И председатели профкомов по нашим рекомендациям вносят предложения в адрес администраций предприятий на предмет защиты работников. Ведь перед профсоюзом в случае банкротства сразу встает вопрос, как сохранить коллектив, сохранить профсоюзную организацию.
Есть проблемы, которые нам не под силу решить в одиночку. Взять проблему пенсионного страхования, по которой к нам обращались за помощью из пяти районов. Более 800 миллионов рублей предприятиям ЖКХ должны за услуги бюджеты и 400 миллионов - население, то есть - больше миллиарда.
Работодатели из-за этого не могут перечислять (и не перечисляют) средства во внебюджетные фонды, а работникам не начисляется страховой стаж за этот период. И касается это не только работников предпенсионного возраста, но и тридцатилетних. Мы взяли для примера райцентр Пряжу, помогли конкретным работникам подготовить исковые заявления в суд, подключили юристов - для нас важно было создать прецедент судебного разбирательства по этой проблеме. Прошли три суда районного уровня, затем Верховный суд республики, но решить эту проблему на уровне Карелии так и не удалось. Мы не успокоились, выступили в прессе, подготовили и отправили материалы в ЦК, а затем обратились в Верховный суд России, так как проблема - всероссийская. Но, увы, пока этим занимаются только наш реском и реском из Башкирии - на всю Россию...
Следующая пока “непробиваемая” проблема - дискриминация членов профсоюза. Они платят взносы, на которые, в сущности, и ведется защитная работа, а не члены профсоюза - не платят. А колдоговор распространяется на всех, то есть член профсоюза оплачивает защиту не члена профсоюза. Несправедливо! Мы выступили в “Солидарности”, уже года два идет дискуссия, а решение проблемы с места не сдвигается. Мы же на этом теряем членов профсоюза, профорганизации ослабляются. Юрист рескома подготовил предложения профкомам: им предлагается поработать над тем, чтобы колдоговор распространялся на членов профсоюза, а не члены профсоюза пусть за то же самое перечисляют средства. Удалось частично. В столичном троллейбусном управлении не члены профсоюза передали полномочия по их защите профкому, и это прописано в колдоговоре, но вот средства перечислять на счет профкома - этого пока добиться не удалось.
Эту правовую неувязку надо решать на уровне Госдумы, и инициативу тут должна проявить ФНПР. Тем самым можно было бы решить сразу две задачи: увеличить число членов профорганизации и укрепить ее финансовое положение.
Третья проблема - упомянутые банкротства. А суть нашего требования и поправок к закону о банкротстве такова: когда должники - бюджеты, не банкротить предприятия ЖКХ.
Следующая актуальная проблема - изменения к Трудовому кодексу. Отрадно, что люди используют законодательство и смелее обращаются в суды для защиты своих интересов. А вот протестные акции в связи с невыплатой зарплаты в срок нам по закону организовать сложно (у нас одно из обязательных условий - необходимый минимум работ, на одном этом можно подловить организатора забастовки). Словом, законодательство так написано, что бастовать - себе дороже подчас.
Вот основные проблемы, которые нам приходилось решать.
- Используете ли вы в своей работе какие-либо новые методы?
- Новации... Разработали два документа и рассмотрели их на пленуме в прошлом году - речь идет об идее заинтересовать председателей профкомов в росте рядов. Дело в том, что нормально колдоговорный процесс, как известно, можно вести, когда первичка объединяет более 50% работающих. В этом случае колдоговор заключается исключительно с профорганизацией. Мы проанализировали ситуацию и увидели, что во многих коллективах профчленство ниже 50%. И решили материально стимулировать председателей как пяти крупных профорганизаций, так и менее крупных, то есть неосвобожденных председателей. Кто добьется в 2004 году членства свыше 50%, тому материальное поощрение из средств рескома - от 300 до 1000 рублей. Предварительные результаты, конечно, не ошеломляющие, но есть. Эксперимент сработал, но поощрительную сумму надо увеличить. Второй эксперимент интересней. Приняли в реском опытного работника, и он полгода занимался одним делом - повышением членства. Плата, как говорится, по результату. За полгода создано семь первичек, что уже неплохо.
- А есть ли в республике “профсоюзные маяки” - те, на кого нужно равняться?
- “Маяки” у нас есть. Рост числа членов профсоюза в троллейбусном управлении, причем при большой текучести. Председателем профкома там Надежда Булатова. Роста добились некоторые начинающие профлидеры, как, например, Александр Тощев из ЖЭУ-14. Отлично поработала Александра Солоева из ЖЭУ-13. Начала с тридцати членов союза и за полгода в четыре раза увеличила членство. Очень активно работает в Суоярви Сергей Шатковский: там до этого долго вообще не было профорганизации, а сегодня - 165 членов союза. И Солоева, и Шатковский - неосвобожденные председатели. В Кондопоге недавно избрали Елену Горелову председателем профкома, думаю, из нее получится неплохой лидер.
Вот уже год занимается (по сути, без средств, без взносов - администрация всячески противится перечислению взносов через бухгалтерию) председатель профкома в Костомукше Виталий Филатов. Реском пять представлений выдал директору, который не признает профорганизацию, отключил телефон, не выделил помещения для работы. В такой осаде приходится работать председателю, но он не бросил дело. Ему и в 7 вечера позвони - он на месте, готовит вопрос на профком, решает какие-то другие проблемы. И люди за ним тянутся, верят ему.
Вот и нам всем надо заниматься не имитацией деятельности, а реальными делами в интересах тех, кто нас сюда поставил. Тогда и авторитета у профсоюзов прибавится, и имидж поднимется. Наш реском вместе с профкомами добился в Костомукше восстановления на работе нескольких человек на предприятии ЖКХ. Людям нашими стараниями выплачено в сумме 133 тысячи рублей за вынужденный прогул. Думаю, это убедительный аргумент в пользу профсоюза, реальное свидетельство защитной работы республиканского комитета.
Беседовал Аркадий РЕУТОВ
“А”-СПРАВКА
Первичные организации профсоюза жизнеобеспечения уже 8 лет как перешли на формулу 50х50 при перечислении профвзносов. В результате инициированных рескомом профсоюза судебных исков до 400 работников медвежьегорских предприятий ЖКХ получили возмещение от 6 до 20 тыс. руб. В помощь первичкам реском ежеквартально выпускает информационный бюллетень. В рамках молодежной программы рескома совместно с финским профсоюзом за три года обучено 40 молодых активистов.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте