Среди предприятий, на которых произошла реструктуризация, но удалось сохранить профсоюзную организацию, председатель ЦК профсоюза машиностроителей России Геннадий ТРУДОВ назвал объединенную первичку ОАО “Уралхиммаш” в Екатеринбурге. Мы связались председателем профкома Юрием БОЛЬШЕДВОРОВЫМ. Он рассказал, что ОАО “Уралхиммаш” состоит из головного предприятия и шести дочерних. А профсоюзная организация объединяет коллективы головного “Уралхиммаша” и трех “дочек” - ЗАО “ЖКХ Уралхиммаш”, ЗАО “Уралхиммаш-инжиниринг”, ООО “Инструментальное производство Уралхиммаш”. Большедворов поделился с нами опытом сохранения профорганизации в условиях разделения предприятия на отдельные “оаошки”.
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ СОБСТВЕННИКИ
- Юрий Валерьевич, когда на вашем предприятии начался процесс реструктуризации?
- До 2000 года было единое предприятие - ОАО “Уралхиммаш”. Собственник не вмешивался в делопроизводство, и предприятие работало более-менее стабильно. Но наступил 2000 год, и появился еще один акционер - Павел Федулев, фактически второй собственник. Все его действия и привели к незаконному переделу собственности с целью завладеть основным пакетом акций ОАО “Уралхиммаш” и в конечном счете - Федулев этого не скрывал - обанкротить его. Тогда на предприятие пришла команда Андрея Ахтямова (это промышленная группа “Уралинвестэнерго”, в нее входят около 10 заводов), с помощью которой удалось избавиться от “недобросовестного собственника”. Доходило и до криминала - мы пережили три вооруженных налета. Потом собственником стал Андрей Ахтямов, а наш завод вошел в промышленную группу “Уралинвестэнерго”. В отдельные предприятия выделились электродное и металлургическое производство, жилищно-коммунальное управление, строительный и инструментальный цеха.
За эти годы сменились четыре генеральных директора. В прошлом году прошли структурные изменения в “Уралинвестэнерго”, которые привели к смене собственника ОАО “Уралхиммаш”.
- Как обстояло дело с заключением колдоговора в условиях неоднократной смены владельцев предприятия?
- После вхождения в “Уралинвестэнерго” на предприятии был заключен единый коллективный договор, подписанный не только гендиректором, но и собственником. Директора на дочерних предприятиях постоянно менялись, и условия договора выполняли не все. Пришлось с каждым предприятием заключать отдельный колдоговор, это единственно верное решение. Потому что если придется, к примеру, обращаться в суд, то ответственность несет директор, чья подпись стоит под договором. Сейчас на ОАО “Уралхиммаш” генеральный директор Валерий Антониади - человек, прошедший классическую школу директоров крупных промышленных предприятий, человек понимающий. Но когда дело касается глобальных вопросов, то председателю профкома приходится их решать непосредственно с собственником.
- Но ведь попасть в кабинет собственника предприятия не так-то просто...
- К Андрею Ахтямову (одно время он был и гендиректором предприятия) попасть было непросто - два телохранителя, секретарь, два помощника. Я начинал работать с помощниками, но понял, что до генерального мои вопросы не доходят и что помощник решает их с заместителями директора, на которых я жалуюсь. И тогда я “в наглую” ворвался в кабинет генерального... А потом меня уже свободно пропускали. К следующим гендиректорам я, не обращая внимания на секретарш, просто заходил и представлялся. Выгонит - так выгонит.
О ПРОФОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДАХ УБЕЖДЕНИЯ
- Завод разделился на несколько предприятий. На всех ли удалось сохранить профсоюзную организацию?
- Не на всех. Сейчас колдоговоры действуют только на трех предприятиях, кроме головного, где действует наша профорганизация. Сейчас, при очередной реструктуризации, бывший инструментальный цех присоединяется к ОАО “Уралхиммаш”, и, я думаю, мы постараемся не потерять при переходе ни одного члена профсоюза.
Некоторое время профсоюзу удавалось охватывать металлургическое производство, но оно вышло. Там сменилось руководство, и в этом году нам не удалось заключить с ними колдоговор. Сейчас в профсоюзе состоят около 80% работников по всем предприятиям. Только в ОАО “Уралхиммаш” из 2200 работников - 1680 членов профсоюза. На трех дочерних предприятиях профорганизации нет. Значит, есть еще над чем работать.
- Поделитесь опытом, как добиться от работодателя, чтобы профсоюз оставался на новом предприятии?
- Когда только образуется дочернее предприятие, проходит собрание трудового коллектива с участием собственника. Мы приходим и заключаем с собственником двусторонний договор. Как правило, на этом собрании он со всем соглашается. Договор предусматривает, что для работников предприятия сохраняются все социальные льготы, записанные в колдоговоре головного предприятия, до заключения нового колдоговора. Есть пункт и о том, что собственник обязуется не препятствовать деятельности профсоюзной организации и с первого месяца работы перечислять профвзносы на счет профкома. Это необходимо делать потому, что новый колдоговор может заключаться годами. А что будет с людьми, что будет с социальными гарантиями?
- При возникновении нового предприятия людям зачастую приходится выходить из профсоюза и потом вновь вступать в организацию. Как правило, это приводит к значительному сокращению количества членов профсоюза. Вам удалось избежать таких последствий реструктуризации?
- Новый работодатель обязан подписать с каждым работником трудовой договор. При подписании трудового договора работник подписывает бланк заявления о вступлении в наш профсоюз и о перечислении взносов в головную профсоюзную организацию. А чтобы этот процесс прошел гладко, его отслеживают наши профсоюзные активисты. Второй экземпляр заявления о перечислении взносов я вручаю новому работодателю и напоминаю ему его обязательства по заключенному между профкомом и его предприятием договору, где он обязуется перечислять профвзносы.
- Договор договором, но работодатель попросту может отказаться от его выполнения?
- К сожалению, это правда. Мы так потеряли членов профсоюза на двух новых предприятиях. Администрация просто перестала перечислять профвзносы, да и на работников оказывала давление. Тогда, чтобы люди не пострадали, мы просто вернули им их заявления.
ПРОФСОЮЗ ДОЛЖЕН СТАТЬ НУЖНЫМ
- Я бы хотел вернуться к вопросу о методах убеждения. При подготовке проекта колдоговора на “Уралхиммаше” очередной гендиректор резко выступил против предлагаемого профкомом варианта, заявив, что требование сплошных льгот и гарантий противоречит его пониманию бизнес-процессов в производстве и что он создает альтернативную профсоюзу организацию.
Для сближения позиций сторон, для понимания стратегических планов администрации пришлось заниматься изучением новых управленческих технологий вместе с руководством предприятия. Пойти на компромисс и включить в колдоговор отдельным пунктом обязательство профкома довести до каждого члена профсоюза миссию предприятия, разработанную гендиректором и его командой. Только после этого был найден общий язык с администрацией и подписан колдоговор.
В новых управленческих технологиях большое место уделяется мотивации персонала, повышению стоимости компании за счет развития корпоративной культуры. Именно в области развития корпоративной культуры мы могли бы приложить свои знания и опыт. Я убежден, что сегодня эту работу должны взять на себя профсоюзы, используя опыт международных корпораций.
- Как я поняла, сейчас руководство ОАО “Уралхиммаш” сменилось в очередной раз. Удалось ли заключить новый колдоговор?
- Новая администрация, конечно же, разработала свою стратегию деятельности предприятия. Принципиально то же самое, но с особенностями. Если предыдущий руководитель в приоритетах ставил персонал на последнее место, то сегодняшний - на предпоследнее. И в его стратегии мы тоже нашли место для профсоюза. Но, повторяю, нужно постоянно учиться, чтобы это место найти. И если в этом вопросе профсоюзы отстанут, то они окажутся не нужны. Новый колдоговор мы не еще не заключали - пока действует прежний. Он соответствует стратегии нового руководства. Кроме того, когда мы начинаем переделывать колдоговор, как правило, теряем часть своих позиций. Так что пока работаем по прежнему договору.
О ЗАРПЛАТЕ И ОТС
- Работодатели предприятий машиностроения заключают с профсоюзом отраслевое тарифное соглашение. Насколько мне известно, в мае было зарегистрировано новое ОТС. Как вы думаете, присоединятся ли к нему ваши работодатели?
- В Свердловской области есть свое региональное отраслевое тарифное соглашение, заключенное между профсоюзом в лице Свердловского обкома машиностроителей РФ, правительством области и Союзом машиностроительных предприятий. И если бы оно соблюдалось работодателями на 100%, если бы колдоговор соответствовал этому соглашению, то было бы все отлично. Но некоторые работодатели к Союзу относятся “факультативно”. На встречах и совещаниях бывают, а положения соглашения не выполняют. А наши сегодняшние собственники вообще не участвуют в его подписании. Правительство области обязывает работодателей вступать в ОТС и в коллективных договорах отражать основные положения, но, к сожалению, не все работодатели это выполняют.
- А какие положения регионального отраслевого соглашения вы считаете наиболее важными?
- Самое главное в этом соглашении - заработная плата. Во-первых, там предусмотрена ее своевременная выдача, без задержек. (Кстати, по нашему предприятию, могу похвастаться, - у нас зарплату четко выплачивают два раза в месяц, 15 и 30 числа.) Второй момент - ОТС предусматривает минимальный размер зарплаты. Если бы эти обязательства поддерживались работодателем, коллективный договор заключать было бы легче.
- Каков уровень зарплат на вашем предприятии?
- Средняя - около 7800 рублей. Минимальная, если считать уборщиц, - 2000 рублей. А для работников основного производства (у нас нет никого с первым разрядом, все работают, начиная со второго) зарплата составляет 3000 - 4000. И наша главная задача при изменении системы оплаты труда - добиться, чтобы не понижался достигнутый средний уровень зарплаты.
Беседовала
Наталья КОЧЕМИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте