14 июня у магазина “Метро кэш энд кэрри” на Ленинградском шоссе прошел пикет, организованный горкомом профсоюза “Торговое единство” и международным профобъединением UNI. Пикетчики хотели привлечь внимание общественности к нарушению права работников на объединение в профсоюз в транснациональных и иностранных компаниях.
Общее мнение пикетчиков, среди которых были как работники “Метро”, так и представители профсоюза, - руководство гипермаркета нарушает Трудовой кодекс и право работников на объединение в профсоюз. В пикетировании участвовали около 50 человек, из них прямое отношение к “Метро” имели пятеро (двое уже уволились). Основные лозунги пикетчиков: “Требуем соблюдения прав работников!”, “Метро! Прекрати давление на профсоюз!”, “Социальное партнерство - гарант согласия!”. По словам работников “Метро”, которые пришли на пикет, в гипермаркете нет элементарных санитарно-гигиенических удобств, хрупкие девушки поднимают тяжелые ящики, и даже время пребывания в туалете вычитается из рабочего времени.
С появлением на российском рынке более 10 лет назад транснациональных корпораций вопрос защиты прав работников обострился, а защитить может только профсоюз. “В приходе этих компаний в Россию нет ничего плохого, - говорит председатель Московского горкома профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации Татьяна Крылова. - Это новые рабочие места, да и зарплата там в два раза выше, чем в российских компаниях”. Проблема одна - полное неприятие иностранцами российских профсоюзов.
По существу, антипрофсоюзная политика проводится и в гипермаркете “Метро кэш энд кэрри”. На словах руководство магазина не препятствует объединению работников. Как сообщила Крылова, официальная позиция совета директоров фирмы - “не мешать, но и не помогать”. Однако на деле руководители делают все для того, чтобы профсоюза в российском филиале корпорации не было.
Профсоюз в московском гипермаркете “Метро кэш энд кэрри” был создан около трех лет назад по инициативе кассиров. Однако до сих пор в организации нет ни коллективного договора, ни какого либо “социального партнерства”.
Председатель профкома Анна Афанасьева рассказывает, что ей невероятно сложно работать в условиях постоянного давления. С виду руководство соглашается с требованиями профсоюза - например, у профкома появился свой стенд. Висит он, однако, около кабинета директора, а при том что руководство постоянно отслеживает тех, кто вступил в профсоюз, работникам даже читать информацию небезопасно.
Кроме того, сотрудникам запрещается общаться на рабочих местах, что, естественно, мешает организации. В гипермаркете постоянно происходит смена персонала, поэтому число членов профсоюза колеблется. Из-за недостатка информации многих не удается привлечь в профсоюз. Кроме того, Анне Афанасьевой приходится скрывать численность организации и фамилии вступивших - за членство в профсоюзе руководство может лишить премии и не продвигать по служебной лестнице. Сама Афанасьева, которая работает в “Метро” почти со дня открытия, до сих пор рядовой продавец.
Татьяна Крылова также сообщила, что на Анну Афанасьеву не раз оказывали давление - для того, чтобы она распустила профсоюз. Поначалу профлидеру предложили деньги, а когда она от взятки отказалась, обвинили в хищении. “Администрация не хочет считаться с профсоюзом и прилагает все усилия для того, чтобы уничтожить организацию”, - рассказала Крылова.
Тем не менее, от помощи профсоюзных юристов руководство гипермаркета не отказывается; работодатели придерживаются позиции, что “все должно быть по закону”. Профсоюз добился внесения изменений в правила внутреннего трудового распорядка и трудовые договоры с работниками - теперь они “почти соответствуют” российскому Трудовому кодексу. Раньше, по словам главного правового инспектора московского горкома профсоюза Валентины Сериковой, все работники “Метро” назывались “сотрудниками”. В российском реестре таких должностей не существует, отчего у “сотрудников” возникали проблемы с оформлением больничных. С подачи юристов “сотрудники” превратились в “операторов торгового зала”. Однако до сих пор не решен вопрос с зарплатой - должность у всех одинаковая, а зарплата разная.
Татьяна Крылова не понимает, почему руководство “Метро” так негативно относится к профсоюзу. Профлидер предполагает, что иностранцы просто боятся забастовок.
Городской и центральный комитеты профсоюза торговли с 2003 года три раза пытались заключить соглашение о социальном партнерстве с “Метро кэш энд кэрри”. Однако, по словам Валентины Сериковой, иностранцы не понимают, зачем нужно такое соглашение: “Они говорят, что выполняют наши требования и соблюдают законы, поэтому лишние бумаги ни к чему”. Действительно, вопросы с теплой одеждой для сотрудников и питьевой водой в торговых залах были решены - хотя и не без борьбы.
“Впервые мы обращаемся непосредственно к руководству компании, пикетируя конкретное предприятие”, - сказала Татьяна Крылова. Однако какими будут результаты акции - неизвестно. Директор по персоналу “Метро кэш энд кэрри” Татьяна Кожевникова приняла делегацию профлидеров, но конкретного ответа пока нет. “Она сказала, что не уполномочена решать этот вопрос, и будет дожидаться приезда генерального директора “Метро” Андреа Мартинелли”, - сообщила об итоге переговоров Татьяна Крылова.
Елена ЕМЕЛЬЯНОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте