В начале июля закончились судебные слушания по делу о незаконном увольнении двух работников ОАО “СМЗ” (г. Кимры, Тверская область). Напомним, что каждый из них являлся заместителем председателя первичной профсоюзной организации “Савма”, изгнанной с предприятия в мае. Несмотря на решение суда о восстановлении на работе, администрация предприятия вынудила одного из работников написать заявление об увольнении по собственному желанию. Во втором случае стороны пришли к мировому соглашению. Предписанные судом денежные компенсации работникам выплачены.
О событиях на Савеловском машиностроительном заводе мы рассказывали в июне, в материале “Когда неугодна первичка” (“Солидарность” № 22). Напомним, что ОАО “СМЗ” было дочерней организацией ОАО “Савма”. Но когда началась процедура банкротства “Савмы”, большинство работников перешли на “СМЗ”. Вскоре у “дочки” появились и новые хозяева в лице группы компаний “Бородино”. Первичная профсоюзная организация, прежде обслуживавшая два предприятия, стала новым хозяевам неугодна. И ее устранили. Несколько членов профкома были уволены, но иски о восстановлении на работе подали только двое - Вячеслав Слезин и Лариса Скворцова.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШАНТАЖ
Вячеслав Слезин проработал на Савеловском машиностроительном 44 года, из них последние 30 лет - в ставшем родным цехе №15. Утром 28 февраля мастер Слезин получил уведомление о том, что его увольняют на время простоя. (Интересно, что его бригада продолжала работать, “в простой” отправили только мастера, заместителя председателя профкома.) Пропуск был отобран, и Слезин даже не смог забрать личные вещи с места работы. Стоит ли говорить, что и положенные в этом случае 2/3 зарплаты бывшему мастеру никто не выплачивал.
- Я не думал, что попаду под сокращение, - рассказывает Вячеслав. - Пользовался уважением в цеху и вообще на заводе. А по ночам мне все снился завод. Утром вскакивал, шел на работу, просил, был согласен на любую должность, лишь бы в своем цеху. По началу брали наладчиком щитов, электромонтером, но потом руководство распорядилось: “Чтобы Слезина и ноги на заводе не было!” И все.
Решающее заседание по иску Вячеслава Слезина состоялось 4 июля в городском суде города Кимры. Его интересы представлял начальник правового отдела ЦК Профавиа Борис Сафонов. Со стороны завода дело вел юрист ОАО “СМЗ” Юрий Капитонов. Ото всех обвинений в незаконном увольнении, изложенных в иске бывшего мастера, представитель “СМЗ” упорно отказывался.
- Как только они не старались меня опорочить, - вспоминает Вячеслав Васильевич. - Было даже так сказано: мол, мои рабочие написали заявление, что Слезин в цеху не нужен. Я потом разговаривал с этими людьми. Они рассказали, что их и в курс дела не ввели, сказали, что надо написать - справятся они с работой без меня или нет. Ну они и написали, что пока справляются. Вот ведь до чего людей довели. Да и куда им деваться? Если человек сказал что-то против руководства, приходится увольняться.
Но, несмотря на старания представителей “СМЗ”, судья Татьяна Ульянова приняла решение в пользу Слезина: восстановить на работе и выплатить все положенные компенсации, в том числе и за моральный ущерб. В итоге, деньги мастер получил, но работы все равно лишился.
- На следующий день, 5 июля, я пришел на работу, - рассказывает Вячеслав Васильевич. - Меня приняли в отделе кадров, выписали пропуск, разрешили пройти в цех. Начальник цеха был в отпуске, и я разговаривал с его заместителем. Он мне сказал, что раз меня восстанавливают, то под сокращение попадает другой мастер, Демченко, с которым бок о бок я проработал много лет. Ну не буду же я подставлять другого человека!
В отделе кадров, куда снова отправился Слезин, заместитель генерального директора Прозуменщиков заявил мастеру, что сокращают не конкретно его, и столько мастеров в цеху не нужно. Потом предложил написать заявление об увольнении по собственному желанию, мол, если его подпишет директор, то сразу и деньги можно получить, и неприятностей не будет. Директор подписал, и в тот же день Вячеслав Слезин получил всю присужденную ему сумму. После долгих поисков он нашел работу, правда, заработок там значительно, на 4 тысячи, меньше, чем на родном заводе.
- Я знал, что нормально смогу работать на “СМЗ” только в случае, если они меня сами восстановят, - говорит Слезин. - А если по решению суда, то попросту “съедят”. Так и вышло. Сейчас я уже начал успокаиваться. Мир не без добрых людей, и работу мне помогли найти. Но я прирос, душой и сердцем прирос к заводу, теперь придется как-то отлипать.
ВЫНУЖДЕННЫЙ МИР
Инженер Лариса Скворцова отдала заводу более тридцати лет своей жизни. Ее отправили “в простой” в один день со Слезиным. Помню, на встрече в Кимрах она рассказывала мне, что тогда под угрозой увольнения в первую очередь находились именно члены профсоюза работников авиационной промышленности. Об этом их предупреждали представители администрации.
- Это на суде подтвердила моя свидетельница Валентина Лобанова, - рассказывает Скворцова. - Она второй инженер моего отдела, ей я передала свой участок работы. Она честно рассказала, как заместитель гендиректора Прозуменщиков вызывал работников нашего отдела и “рекомендовал” им выйти из профсоюза. Как начальник отдела внутреннего контроля Евдокимов говорил, что члены профсоюза - первые кандидаты на увольнение. Кстати, Лобанова рассказывала это в присутствии вышеупомянутых лиц, приглашенных в суд. Но, конечно, они оба отказались от своих слов.
На последнем заседании, состоявшемся 12 июля, представитель истицы Борис Сафонов задал вопрос юристу “СМЗ” Капитонову о судьбе Вячеслава Слезина. После долгих препирательств юристов судья Ульянова приостановила заседание и выслушала ответ Капитонова. По словам Ларисы, судья была просто поражена. После чего предложила бывшему инженеру Скворцовой пойти на мировое соглашение - иначе, мол, администрация, скорее всего, будет действовать по тому же сценарию, что и в случае с Вячеславом Слезиным.
- Я представила, что Валентине Лобановой будет предложено увольнение вместо меня, и согласилась, - говорит Лариса Ивановна. - Забрала иск и не прошу восстановить меня на работе. Получила все компенсации, кроме июльских - за простой. Июльские деньги выдадут позже. Но я отлично понимаю, что руководство “СМЗ” ни за что бы не стало договариваться, если бы не было уверено, что суд восстановит меня, как и Вячеслава Васильевича. После суда моя коллега Лобанова слегла, теперь она на больничном. Думаю, что ее откровенность в суде не останется без внимания администрации, и нет гарантии, что ее тоже не уволят. А насчет моей дальнейшей работы - в Кимрах устроиться нереально. Придется ехать в Москву.
Наталья КОЧЕМИНА
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Когда я в июне работала над “первой серией” рассказа о событиях в Кимрах, то искренне надеялась, что справедливость на заводе будет восстановлена. Что удастся вернуть и работу людям, и профком на предприятие. Однако даже справедливое решение суда не помогло. Кстати, председатель ППО “Савма” Тамара Матюнина тоже сидит без работы. На завод ее не пускают. Хотя прокуратура города представила заводу постановление о том, чтобы Матюнину на территорию пропускали беспрепятственно, и предоставили профкому помещение. Однако, все остается по-прежнему. Администрация “СМЗ” ссылается на то, что никаких постановлений получено не было.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте