Что-то происходит в стране. Что-то происходит и в мире. Это несомненно. Но какого-то интереса к этому неведомому, симптомов “информационного голодания” среди участников автопробега не наблюдается. Наверное, потому что уже попривыкли люди вместо дивана и телевизора поболтать “за жизнь”, сложить в голове впечатления прожитого дня. А может быть, и пришло понимание того, что история совершается прямо здесь и сейчас, на трассе. Так сказать, “созрели”. И вовремя, потому что следующий участок дороги - самый сложный, без элементарных бытовых удобств, зато с сотнями километров откровенного бездорожья. Оставшуюся часть пути автопробег будет помогать “разгонять” лидер ФНПР Михаил ШМАКОВ, который пообещал “Солидарности”, что путь от Иркутска начнет за рулем одного из самых харизматичных наших авто - “УАЗа”, в народе - “козла”.
ДОГНАЛИ!
Очередной отрезок пути начался с пополнения экипажа автоколонны. Закончивший в этом году Петербургский электротехнический университет Петр Меркурьев и аспирант того же вуза Александр Уханов “огорошили”, в хорошем смысле слова, всех своим приездом. На “тройке” 1979 года выпуска 29 июля они выехали из Питера и через четыре дня нагнали “автопробеговцев”. Причем на руках они имели обращение университетского профкома с просьбой включить молодых людей в команду. Делать было нечего, и парни были приняты на полное довольствие. Однако едут они с нами лишь до Улан-Удэ, потому как главная их цель - увидеть Байкал. Скоро заканчивается отпуск, так что сопровождать автоколонну до Владивостока ребята не могут. Когда я на всякий случай спросил, что для них более важно в автопробеге - профсоюзная или приключенческая составляющая, то новые знакомцы были честны, признав приоритет последней. Но назвать их авантюристами или нахлебниками язык не повернется. Прежде всего, у обоих богатая профсоюзная биография: Петя - бывший профорг факультета компьютерных технологий и информатики, а Саша - главный по профработе среди аспирантов. Кроме того, оба сразу начали “отрабатывать паек”, взвалив на себя обязанности по распространению фирменной “пробеговской” атрибутики на митингах.
В ОДНОЙ СВЯЗКЕ
Но уж если упомянуты временные попутчики, то как-то неловко промолчать о главных персонажах всей “автопробеговской истории” - водителях. Тем более что пауза в репортажах была выдержана “гроссмейстерская”.
Команда “АвтоВАЗа” приковывает к себе большее внимание на встречах в городах, поэтому с нее и начнем. А почему, собственно, больше внимания “оттягивают” на себя волжане? Причин тому несколько. Интригующая россиян новинка - “Калина”. Это раз. Яркая фирменная символика - это два. Приятная в общении “доза” вальяжности, юмор, постоянная (видно, тренированная) готовность идти на контакт - три. Соответственно, три вопроса вазовской делегации.
Почти в каждом городе дилерами волжского гиганта устраивается тест-драйв “Калины”, желающие прокатиться на машине по городу могут сделать это и без профсоюзного билета. Помнится, у меня возникли сомнения в эффективности такой акции для повышения продаж завода. Например, женщины с челябинского металлургического завода признались честно, что прокатились ради удовольствия, покупать же машину не собираются, хотя отметили ее вместимость и легкость хода. С такими рассуждениями не согласен Виктор Зайцев, глава вазовской группы в автопробеге. По его сведениям, люди в оставленных позади городах активно интересуются у дилеров возможностью приобрести автомобиль. Сам Зайцев уже решил обзавестись “Калиной”. Только вот не во всем она его устраивает. Будучи мужчиной “заметных издали” размеров, он находит “Калину” несколько женственной. Впрочем, это его не пугает, и на косметические меры (замена колес на большие, установка спойлера и прочее) он пойти готов. На прямой вопрос, что он думает о перспективах нового авто в условиях, мягко скажем, ограниченного кредита доверия населения к отечественному автопрому, Виктор Николаевич с укоризной отметил низкое качество работы многих дилеров “АвтоВАЗа”. Там же, где дилеры относятся к бизнесу и машинам “по-семейному” (к примеру, в Тюмени), продажи растут и вазовская продукция конкурирует с иномарками, уверяет Зайцев.
Что касается нарядов с фирменной символикой, которые, в отличие от “пробеговских”, не белые, а синие, то их носить обязательно. Каждое утро вазовская группа решает, каким из трех вариантов униформы порадовать взгляды окружающих. Не обходится без капризов, но “мы с ними работаем”, - многозначительно улыбаясь, говорит Зайцев.
Но, переходя к третьему моменту, в целом, группа у “АвтоВАЗа” подобралась действительно готовая к серьезным испытаниям. По крайней мере, такое впечатление производит и сам Зайцев, и водители Владимир Колесник и Владимир Власов, начавшие автопробег от самого Калининграда. Вместе с ними едет еще тройка сопровождающих, которые менялись в Тольятти и Иркутске. Главным критерием при подборе водителей стал профессионализм. Оба Владимира имеют за плечами не одну тысячу километров самых разных дорог. Специальных тестов на психологическую устойчивость или совместимость не было. Однако все же кажется, что выбор, павший на любящего ценную в походе “соленую” шутку Колесника и добродушного Власова, был неслучаен. Главный же ответчик за микроклимат в коллективе - Зайцев, который, по его словам, выслушивая весь негатив от своих подопечных, оздоравливает атмосферу в коллективе.
Организацией автопробега Зайцев пока доволен. В этом отношении его оценка - экспертная, так как опыт проведения аналогичных мероприятий в России и Европе у него огромный. Минусов, разумеется, тоже хватает, но они неизбежны для новичка, каким и являются профсоюзы в организации автопробегов.
Команда АМО “ЗиЛ” так же совершенно особенная. Желая, как и любой журналист, найти какую-то зацепку для выстраивания структуры материала, я было хотел противопоставить “оптимистичных” вазовцев и “пессимистичных” зиловцев. И основания для этого вроде бы были, потому что москвичи, одетые в неброское “кто во что горазд” и вечно озабоченные состоянием своих машин и погрузкой-разгрузкой грузов в них, казались мрачными работягами, которым не то что некогда задуматься об имидже завода, но и сдобрить разговор шуткой сил не остается. Словом, намечался “групповой фотопортрет” в стиле “толстый и тонкий”. Но, понаблюдав за ребятами повнимательнее, поговорив с ними, от “выигрышного хода” я решил отказаться. Ну как “писать серым” едкого на язык трудоголика Николая Полякова или побывавшего во всех российских регионах (от Питера до Колымы) Анатолия Богатырева? А что делать с Игорем Лифановым, объехавшим весь свет на том же “ЗиЛе”, или Юрием Горячевым, который с его золотыми руками и стеснительной улыбкой будто пришел из романных небылиц эпохи модной на лакировку действительности? Только вот он-то не книжный, не картонный, а вполне живой и, может быть, даже храпит по ночам.
В отличие от коллег с Волги, зиловцы знали друг друга и до профсоюзной одиссеи. Так что привыкать друг к другу им не пришлось, все работают в одном цеху - экспериментальном. Им всем есть о чем рассказать, но когда возникает такая просьба, водители дружно кивают на Лифанова, в 2000 - 2001 годах участвовавшего в кругосветном пробеге трех “ЗиЛов”. Игорь, морща лоб, уже с трудом (вот она, насыщенная событиями жизнь кочевника за баранкой!) вспоминает хронику той поездки. С середины февраля по середину апреля их команда добиралась от Москвы до Уэлена - самого восточного пункта страны. Переждав теплое время года (люди в Москве, машины - на месте), искатели приключений перевезли машины в американский Сиэтл и, пройдя по Канаде до восточного побережья Америки, продефилировав по нью-йоркскому Бродвею, перебрались в Европу. А там было и до родной столицы рукой подать, обрывает разговор немногословный Лифанов.
“А вообще, как чувствуете себя? Психологически, физически устали?” - спрашиваю у всех. “Мы-то ничего, мы - люди, это вот железо ломается”. - “А что случилось, какая-то поломка серьезная?” Что называется, смех в зале: “Такая машина, как “ЗиЛ”, - не ломается!”
ПРО КЕНТАВРОВ
Когда ты сидишь в редакции и бойко печатаешь привычное словосочетание “профсоюзные проблемы”, то в голове мелькает нечто вроде образа кентавра из самых разных частей, где и низкая зарплата, и бестолковое законодательство, и недружественные слияния-поглощения компаний... Поездив по стране, понимаешь, что, несмотря на определенную и фундаментальную общность интересов, текущие проблемы разных профкомов и обкомов настолько разнятся, что именно сегодня и сейчас какая-то актуальная для профкома проблема может затмить все помыслы о “стратегии и тактике профсоюзного движения”.
К примеру, новосибирские автотранспортники, если верить их профлидерам, с нового года “света белого не видят”. А все дело в том самом ФЗ-122. По словам Владимира Мерзлякова, председателя профкома одного из пассажиро-транспортных предприятий, с февраля не выполняются многие пункты колдоговора, поскольку обычный проездной стоит 300 рублей, а установленная горадминистрацией стоимость проездного для пенсионеров - 90. Разницу бюджет города не покрывает. Средняя зарплата водителей - 7 тысяч...
Средняя же зарплата в ОАО “Сибгипрозолото” - около 30 тысяч, временами бывает и больше. “Как поработаем”, - говорит председатель профкома Татьяна Мичурина. Но времена как раз поменялись, бывшую госсобственность акционировали, а пару недель назад продали не слишком “дружелюбному” собственнику. Работники опасаются продажи здания в центре и коллапса работы компании...
Глава Новосибирского обкома работников оборонной промышленности Евгений Плахов сообщил, что на некоторых предприятиях области средняя зарплата - три тысячи рублей. А на относительно благополучном Красноярском алюминиевом заводе председателя профкома Александра Мусиенко беспокоит в первую очередь мотивация профчленства. Без распространения положений колдоговора исключительно на членов профсоюза он не видит особых мотивов для вступления в профсоюз. И второе. Колдоговор должен быть на предприятии обязательно. На более чем 20 “дочках” КрАЗа колдоговор есть только в 13 компаниях, и разница в уровне социальной защищенности работников компаний этих двух групп - весьма велика.
Словом, заботы у всех свои. Так что самое время вспомнить о профсоюзной солидарности, которая и делает профсоюзы по-настоящему сильными. Звучит как фраза с митинга? Так оно и есть. Эти слова были произнесены на встрече зампреда ФНПР Виталия Будько с профактивом ОАО “Саянскхимпласт”, градообразующим предприятием городка Саянска, лежащего на нашем пути. И не Будько их произнес, а женщины, работающие на вредном производстве, у которых, надо думать, и своих проблем хватает. Виталий Иванович попросил меня “запротоколировать” этот жест. Протокол передаю.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Куйбышев - Новосибирск - Кемерово -
Красноярск - Тайшет - Саянск - Иркутск
На фото: Экипаж автоколонны пополнили Петр Меркурьев и Александр Уханов из Петербургского электротехнического университета. 29 июля они выехали из Питера и через четыря дня догнали “автопробеговцев”, вручив им обращение университетского профкома с просьбой включить их в команду.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте