Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Транссибирский экспресс

Профсоюзный автопробег не сбавляет обороты

Корреспондент “Солидарности” сотоварищи (ответственный за связи с территориями Петр НАЗАРОВ, юрист Юрий ПЕЛЕШЕНКО, “переговорщик со СМИ” Сергей ГЕРАСИМЕНКО) временно отчислены из команды автопробега. Дело не в злостных нарушениях режима, но в элементарной нехватке транспорта – вместо двух мини-вэнов колонну пополнили два “УАЗа”. Признаемся себе, что медицина - более важная штука в тайге, чем информационное и правовое обеспечение. Пока же мы вчетвером пребываем в Хабаровске, наши коллеги и друзья спят под открытым небом и терпят всевозможные “лишения”. Но это – на правах шутки. Познавшие тяготы дороги вполне приличной, мы очень живо можем представить себе, как непросто даются версты так называемой “федеральной трассы”, от Читы до Биробиджана часто представляющей собой проселочную дорогу.

КРЕЩЕНИЕ БАЙКАЛОМ


Помнится, в далеком Питере, “благословляя” автопробег, Андрей Исаев называл среди целей акции и “пробуждение регионов от спячки”. Не берусь судить, удалось ли нам встряхнуть профсоюзную провинцию, но то, что самих участников встряхнула дорога, новые лица и встречи, – это уж точно. Во-первых, сдержавший обещание сесть за руль “УАЗика” Михаил Шмаков гонит колонну вперед с неплохой скоростью, так что начальнику автопробега Олегу Нетеребскому приходится по рации делать ему замечания во время проезда городских улиц. Во-вторых, сморенных постоянной жарой в последние дни перед встречей с Байкалом “пробеговцев” обильно полили забайкальские (дело было уже в Бурятии) ливни. Уже потом в туристическом буклете любопытствующие могли прочесть, что “батюшка Байкал” - единственное озеро, на котором наблюдаются морские явления – приливы и отливы, бури и штормы. Подобие последнего посчастливилось с берега наблюдать и нам.

Кутаясь в фирменную желтую ветровку участника автопробега, я с сожалением размышлял о невезучей доле - растаявших мечтах о “ритуальном” купании в “священном море”, как вдруг заприметил фигуру в уже ставших знакомыми плавках. Мгновением позже, наш доктор-жизнелюб Андрей Куренков, прозванный народом “идеальным обывателем” за верность умеренным земным удовольствиям, уже барахтался в покрытых рябью водах. Его энтузиазм разделила половина команды (лучшая половина, своевременно оговорюсь, потому как среди смельчаков оказалось и начальство).

Взбодрившись таким образом, мы подготовились к культурной программе последующих дней. А она была весьма насыщенной. Так, в тот же день мы посетили знаменитый Посольский монастырь, замечательный среди прочего и первым каменным храмом Забайкалья. Под моросящим дождем выслушали рассказ экскурсовода о драматической истории этого центра религиозной жизни православной Сибири. На следующий день встретились с забайкальскими старообрядцами, которых здесь называют “семейскими” из-за того, что переселялись они сюда в XVIII веке действительно немалыми “семейными ячейками”, человек по пятнадцать. Ну и, конечно, не обошлось без национальных бурятских песен и танцев. В Чите, на которую выпал день отдыха и день рождения Михаила Шмакова, желающие побывали в так называемой “Церкви декабристов” (музей декабристов), где венчались Иван Анненков и Полина Гебль, а также Дмитрий Завалишин и Апполинария Смольянинова. Сегодня это самое древнее здание Читы. Словом, “культурный голод” был несколько утолен. Радовала “скитальцев” и гастрономическая программа. Наконец-то многие попробовали “харизматическую” байкальскую рыбу – омуля. Впечатление, однако, оказалось неоднозначным: “Обыкновенная селедка…” - разочарованно вздыхали иные гурманы.

ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Может сложиться совершенно неправильное впечатление, что участники автопробега “вдосыть” кушают, вдоволь спят и лениво провожают взглядом убегающие за стеклом местные красоты. Это не так. Главное, конечно же, это встречи с профсоюзными активистами и работниками. С подключением к мероприятиям главы ФНПР официальная часть, не скрою, стала интереснее. Хотя “прозой” быть не перестала. К примеру, фотографируя во время акции в Улан-Удэ одну из главных достопримечательностей бурятской столицы – громадную голову Ленина (кстати, в лице явно угадывались специфические восточные черты), я услышал эмоциональные слова Шмакова: “Бесплатная работа развращает больше, чем сексуальные извращения!” Окруженный несколькими женщинами, он настойчиво призывал их не жалеть работодателя и задействовать юридические инстанции – прокуратуру, суд. Как мне позже рассказала председатель профкома ЗАО “Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура” Ольга Кашкевич, она и ее коллеги подошли к профсоюзному лидеру за советом.

Ситуация действительно сложная. Предприятие уже четыре месяца простаивает, “в пассиве” - огромная задолженность по зарплате, два года в пенсионный фонд не поступает положенных отчислений. По словам Кашкевич, возглавляющий с нового года компанию Магомед Сулейманов все это время обещает наладить дела, оправдывая текущие неудачи большой внешней задолженностью предприятия. Для успеха общего дела он даже перерегистрировал компанию, которая теперь формально находится в Дагестане. Только забыл предупредить об этом общественность и работников - такой “ход конем” открылся случайно. Не приблизила выход из кризиса и продажа детского лагеря. Удивление мое было соразмерно возмущению лидера ФНПР. Ситуация вроде бы как раз не сложная, а простая - как говорится, “все карты на руках”, суд – пустая формальность. Но “есть свои обстоятельства”. Сулейманов долгое время был надежным партнером мануфактуры, поставляя качественную дагестанскую шерсть. “Мы его жалели, ждали, верили”, - говорит Кашкевич. Сердобольность русского (как оказалось, и бурятского) народа общеизвестна. Не выдержав, однако, столь длительного прилива чувства жалости, с предприятия ушли более ста человек – ценных специалистов. Оставшиеся примерно 1100 также, вероятно, не намерены “стоять до конца”. Республиканские власти от решения проблемы известного на весь мир предприятия фактически самоустранились, несмотря на то, что в трудные времена (около пяти лет назад) налоговые поступления от суконщиков кормили тысячи бюджетников.

Так услышали ли женщины от Михаила Шмакова то, что хотели? Оказывается, да. И преисполнились решимости отсудить свои деньги. А теперь говорят, что и без того были готовы пойти на этот “решительный шаг”. Только вот в последнем утверждении нет уверенности. И странный осадок после беседы остался. Уж слишком ситуация напоминает классическую картину: приехал большой начальник и дал отмашку, а без нее никак. Хотя и права свои люди знают… Причем “дал добро” начальник самый главный, словно бы между председателем ФНПР и председателем профкома переживающего трудности предприятия нет никаких опосредствующих звеньев. А вот, например, Барнаула автопробег не коснулся, и как знать, сколько еще будут “дозревать” гипотетические проблемы тамошних работников, прежде чем “профсоюзная воля” окрепнет сама по себе, без московской санкции.

Это, в том числе, - своего рода проекция на реальную жизнь “проблемы слабого взаимодействия членских организаций”, о которой постоянно говорят, и которая стала центральной темой выступления Шмакова на встрече с профактивом Читинской области. Глава ФНПР напомнил о слабой организации первомайских мероприятий, которые были далеки от запланированной массовости: “Странно слышать ссылки на совпадение Первомая с Пасхой от людей, которые до сих пор не научились правильно креститься”. Это не те “объективные обстоятельства”, на которые уместны ссылки, заявил Шмаков. Массовость таких акций показывает уровень дисциплины организации, в конечном счете, ее силу, продолжил он. Все оппоненты и партнеры профсоюзов (работодатели и государство) укрепляют “вертикаль”, в то время как профсоюзы серьезно в этом плане отстали. Однако замена принципа выборности на принцип назначения не планируется, оговорился Шмаков, отвечая на вопросы встревоженных председателей обкомов. Более перспективным ему видится усиление профсоюзов через их укрупнение. Например, шесть профсоюзов в оборонной промышленности, по мнению Шмакова, - явный перебор. Но процессы объединения профсоюзов должны происходить организованно, “сверху”. Возможную практику самостоятельного объединения различных обкомов профлидер назвал неприемлемой, чреватой разрушением всей структуры профсоюзного движения.

Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Хабаровск

P.S. В некоторых регионах ко мне подходили профработники с жалобами на несвоевременное поступление газеты к читателям. Убедительная просьба – со всеми рекламациями обращаться по указанным в газете редакционным контактам. Иначе получается, как с вышеописанным случаем в Бурятии: пока человек из Москвы не приедет, проблема как бы “вызревает”.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2