В предыдущем номере “Солидарности” мы рассказывали о съезде профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания от лица председателя профсоюза и его коллег из стран ближнего зарубежья. Но во время съезда наш корреспондент Наталья КОЧЕМИНА беседовала еще и с лидерами региональных организаций профсоюза. Публикуем два интервью с профлидерами из Самарской и Саратовской областей. Речь шла об оценке работы профсоюза за отчетный период, о программе и новом уставе профсоюза.
ПРОФСОЮЗ - ЭТО ЗАЩИТА
Первой на вопросы нашего корреспондента отвечала Галина РАЗУМКИНА, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания.
- Галина Алексеевна, как вы оцениваете работу профсоюза за прошедшие пять лет?
- Моя оценка очень высокая. Прежде всего я считаю, что моральные и профессиональные качества руководства нашего профсоюза соответствуют истинным профсоюзным работникам. Это дает нам основания работать на местах не только творчески, но и с полной отдачей. Потому что мы знаем, что всегда найдем в руководстве поддержку нашим начинаниям, а если понадобится, то и защиту. Программа действий профсоюза была принята на прошлом съезде, и за пять лет она уже опробована. И сейчас, когда принималось решение о новых программных документах, я предложила сохранить уже действующую программу. Ведь на практике она дала реальные результаты.
- Какие направления в работе профсоюза вы считаете основными?
- Социально-экономическую и трудовую защиту членов профсоюза - правозащитную деятельность, а также охрану труда. Что касается защиты, то эта работа, как и прежде, будет основана на реализации Трудового кодекса. Что бы ни говорили - мол, в нем есть недоработки - это программный документ, который дает нам основания защищать членов профсоюза по всем позициям: и в трудовой деятельности, и в вопросах оплаты труда, а этот вопрос сейчас основной в нашей работе.
- Как эта работа ведется в вашем регионе?
- Первое, что мы делаем, - это проводим обучение членов профсоюза по этому же Трудовому кодексу. Со всеми нормативными документами, которые поступают к нам, мы знакомим не только профактив, но и членов профсоюза, чтобы они знали свои права и обязанности. Охрана труда - это тоже серьезный вопрос, особенно в нашем профсоюзе. Сейчас в Саратовской области мы выходим на конкретную аттестацию рабочих мест государственных служащих. Потому что иногда в новых офисах (а считается, что они очень цивилизованны, оборудованы, все сделано “под модерн”) обстановка совсем не такая благополучная. Это выясняется во время проверок.
Я считаю, что наш вновь избранный ЦК должен над этой проблемой серьезно думать. Потому что пока правительство РФ вопросам охраны труда - в плане финансирования мероприятий - не уделяет внимания, ссылаясь на то, что все можно перевести на места и там решить. Но на местах зачастую для этого нет денег. В нашей области мы стараемся, чтобы мероприятия по охране труда все же проводились, стараемся закладывать их в коллективный договор.
- А юридическая работа?
- Юридическая, правозащитная работа - это в основном консультации. В течение года у нас на приеме бывают свыше полутора тысяч членов профсоюза. Они чаще всего нуждаются просто в разъяснении некоторых вопросов трудового законодательства, юридических вопросов. И конечно, мы должны работать в упреждающем режиме: ездить в организации, выяснять, может ли там возникнуть проблемная ситуация, и принимать профилактические меры.
Сейчас этот вопрос очень актуален в связи с реформированием госучреждений. Когда распадаются целые структуры, мы защищаем и рядового члена профсоюза, и руководителя организации. И если нельзя изменить ситуацию, стараемся, чтобы с оставшимися без работы людьми поступили по закону. Это касается и постановки на учет в службу занятости, и выплаты пособий.
- Кстати, каковы последствия административной реформы?
- Ситуация уже нормализуется. В общероссийском масштабе. Я это знаю, потому что являюсь и председателем областной организации, и членом Центрального комитета профсоюза. Нас особенно волнует вопрос создания муниципальных образований в соответствии со 131-м законом. Работать сейчас сложно, мы не знаем, как все это будет. Есть решение правительства о том, что эту реформу надо провести, а за счет каких средств? А если будет создана новая система, то за счет каких средств она будет жить? Закон дает много свободы, но без средств к существованию, что грозит неразберихой на несколько лет. Нет четкой системы финансирования, нет ясной картины кадровой политики. У нас есть некоторые округа, где, может быть, даже и не смогут набрать состав этого выборного органа. Государственная дума правильно принимает решение продлить вступление в силу этого закона еще года на два, даже до 2009 года, но в нашей Саратовской области уже четко определен срок: 9 октября будут выборы. А для профсоюзных работников это сложно тем, что нам надо очень быстро перестроиться. То есть создать профсоюзную организацию в этом муниципальном образовании.
Эти, часто непродуманные, реформы на местах затрагивают каждого человека, просто режут по живому. Как 122-й закон. И наша задача - дойти до каждого члена профсоюза.
- Каково ваше мнение об изменениях в Уставе профсоюза?
- Есть спорный пункт - 4.2. Суть его в том, что руководитель вышестоящей организации может наказать нерадивого профлидера из организации нижестоящей, несмотря на выборность должности. Мне, как председателю областного комитета, не очень хочется, чтобы приехали представители ЦК и сказали: “Валентина, ты работаешь плохо, мы тебя освобождаем”. Потому что меня избрали люди, доверили работу, и я боюсь, что если этот пункт будет принят в такой редакции, то будут ущемлены права на выборность.
Нет возражений, что председателя рекомендуют вышестоящие органы. Вот они оценили мою работу по моим отчетам: это статистический раздел, это правозащитный, это по охране труда - мы по всем направлениям программных действий даем отчет. И решили, к примеру: что-то непонятно - профсоюз уменьшается, а она говорит, что хорошо работает. Так, поехали - посмотрели. Приехали и действительно убедились, что я все написала хорошо для Центрального комитета. Тогда меня должны заставить собрать заседание моего областного комитета и объяснить эту ситуацию людям. А не просто освободить от должности. А мои люди могут сказать: на каком основании председатель освобожден? Мы ее избрали, а вы ее освободили. Должен же быть какой-то паритет.
С другой стороны, мы должны всегда знать, что есть вышестоящий профсоюзный орган, который оценивает нашу работу. Причем орган, избранным нами самими на съезде. И мы должны уважать его решения.
ЗА СОПОДЧИНЕННОСТЬ И ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ
Следом за коллегой из Саратова мнение о новой программе и уставе профсоюза высказала председатель Самарской областной организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Наталия МОРОЗОВА.
- Наталия Федоровна, что нового и позитивного, на ваш взгляд, было привнесено в проект постановления и Устав?
- Съезд важен тем, что мы сделали очередной, хоть и скромный, шаг к ответственности. В редакционной комиссии шли баталии по вопросу о праве председателя профсоюза увольнять любое выборное лицо, которое не выполняет свои уставные функции. Это вызвало неодобрение, члены редакционной комиссии горячо спорили. Я - за. В Уставе эта статья заложена, есть решение Конституционного суда по этому вопросу, как нормальный собственник может решить судьбу нерадивого управленца. Прятаться за выборность нельзя. Дело другое, если там присутствуют личные мотивы или такой междусобойчик... Это неправильно, но мы же говорим, как должно быть правильно. А правильно, чтобы нерадивый профсоюзный функционер не прятался за выборность.
Сейчас вышестоящие профсоюзные органы, работая с профорганизацией, в основном имеют дело с профкомом, с председателем. Вот председатель профкома, он бывает на семинарах и различных встречах - и что? А то, что зачастую информационный поток на нем же и обрывается. Мы были потрясены, когда проводили социологическое исследование, года четыре назад. На вопрос, что вам мешает в успешной профсоюзной работе, довольно многие из председателей профорганизаций ответили: члены профсоюза, они несознательные, они ничего не хотят, они неактивные, они такие-сякие...
И мы пришли к выводу, что когда профсоюз работает на членов организации, он должен сам определять организационную структуру. И пусть в ней останутся только те, кто активно работает на членов профсоюза.
- А вот ваша коллега из Саратова отнеслась к этому пункту по-другому...
- Со мной заключен срочный договор. Я нормальный работник, у меня просто специфика назначения такая: прежде чем меня назначат, меня должны выбрать. Двойное, так сказать, назначение, как аттестация на профпригодность. Я - сторонник дисциплины, и я удивляюсь, почему Галина Алексеевна считает этот пункт лишним. Возможно, она не вникла в суть, или, может быть, какие-то другие мотивы, не знаю... Я - на стороне жесткой иерархии, потому что персональная ответственность, которую старается внедрить наш профсоюз, связана с механизмом реализации. Строгая иерархия профсоюзных органов, их соподчиненность и подконтрольность - это тот демократический централизм, который благополучно забыт. Это тот механизм, который позволит спросить с любого звена профструктуры.
На территории профсоюз признает, что среднее звено - это комитет областной организации. Но если нет конкретных рычагов воздействия на горкомы, объединенные комитеты, райкомы, профкомы - как же это так? Тогда профсоюз и с горкомом, и с райкомом, и с профкомом должен иметь отношения такие же, как со мной. Если ты выбираешь это среднее звено и даешь ему полномочия, то нужна и такая же мера ответственности, причем в обязательном порядке: чем больше полномочия, тем больше ответственности должно быть. По крайней мере - паритет.
Впервые в новом Уставе записано, что профсоюзные организации субъектов федерации руководят работой тех организаций, которые входят в структуру областной организации. Впервые дается понятие такой структуры - не было ее. Была только структура профсоюза. Поэтому “каждый суслик был агроном”: мол, меня выбрали - и все, никто мне не указ. А сейчас актуально, чтобы в профсоюзе была соподчиненность, подотчетность и строгая исполнительская дисциплина. Но это первые шаги. А прятаться за членов профсоюза, которых ты же собираешь на собрание или на конференцию, - это лукавство. Да если я плохо работаю, то я и не захочу их собирать, зачем это мне будет надо?
- С вашей стороны были ли какие-то предложения по изменениям Устава?
- Мы были одними из инициаторов того, чтобы записать в Устав положение о профвзносах - не менее одного процента. В нашей региональной организации сейчас уже о двух процентах речь идет. Кстати, это не ноу-хау и уже работает в Азербайджане. А я сама об этом узнала на международном совещании. Так вот, в Самарской области уже более пяти организаций, в которых профвзнос равен 2% от зарплаты. И сначала мы опробовали это на аппарате обкома профсоюза. Поступаем так: 1% из этих двух закладываем на помощь в оздоровлении членов профсоюза, это целевой взнос. С него не вычитается на содержание профсоюзных органов. Коллеги кричали: как это? Да никак, люди откликаются.
- Кстати, а как члены профсоюза отнеслись к этому нововведению?
- С людьми надо говорить, им надо объяснять. Вот почему мы более ста экземпляров вашей газеты выписываем? Ваша газета читаема, ее берут с удовольствием. Это информация. Мы членам профсоюза объясняли, что на государство сейчас нечего рассчитывать. Оно вовсе сейчас не социальное и вовсе не правовое. Но нам-то жить все равно надо, другой жизни не будет. Давайте решать сами, у нас есть выбор. И люди откликнулись.
- Что ж, с Уставом понятно. А как вы оцениваете программу деятельности профсоюза?
- В программе правозащитная работа все-таки немного принижена. Мы пока, на мой взгляд, не вышли на такой уровень отношений с министерствами и ведомствами, с администрацией регионов, чтобы профсоюз проводил общественную экспертизу законопроектов, непосредственно влияющих на наших членов профсоюза, на их гражданское самочувствие. Мы не удовлетворены простыми контрольными проверками. Почему мы всегда “стреляем” вслед уходящему поезду? С опережением работать надо!
Так что правозащитную работу профсоюзов надо совершенствовать. Чуть-чуть выше поднять уровень этого направления - и мы сразу эффект получим.
Ведь на правозащитной работе завязаны практически все направления деятельности профсоюза. К примеру, есть большая проблема, связанная с охраной труда. Вопрос в чем? В том, что для федеральных государственных служб из госбюджета не выделяются средства на мероприятия по охране труда. Над этим и бьемся.
- А что вы видите положительного в программе?
- В программу заложен набор конкретных целей и задач. Теперь и первичка знает, что надо делать, и горком, и райком, и областная организация, и профсоюз в целом. Мы выстраиваем концепцию, но она еще не сформулирована. Мы пока только выстраиваем стратегию и тактику.
VI Съезд Профсоюза работников государственных
учреждений и общественного обслуживания
Российской Федерации
ЗАЯВЛЕНИЕ
о позиции Профсоюза в связи с проводимой в России административной реформой
Делегаты и участники VI Съезда Профсоюза, объединяющего 1300 тысяч работников, государственных служащих федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций общественного обслуживания, выражают крайнюю озабоченность ситуацией, сложившейся в связи с проводимой в стране административной реформой, начатой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 824 от 23 июля 2003 года “О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах”.
Реформа органов исполнительной власти, начатая в марте 2004 года, до настоящего времени не завершена. Сотни тысяч федеральных госслужащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации более года находились “за штатами”. Для многих из них реформа завершилась перемещением в другие государственные структуры или прекращением государственной службы, при ее проведении были допущены многочисленные нарушения порядка переводов и изменения существенных условий службы.
В условиях столь масштабных преобразований государственных органов были нарушены сложившиеся в них отношения социального диалога и партнерства представителей нанимателя с представительными органами работников и госслужащих в лице соответствующих профсоюзных организаций.
Съезд Профсоюза, соглашаясь с объективной необходимостью проведения в стране административной реформы, считает, что методы, которыми она проводится, нарушают российское законодательство, наносят удар по авторитету высших органов власти и управления, подрывают доверие к самим принципам социального партнерства.
Делегаты VI Съезда профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации обращаются к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову с предложением принять исчерпывающие меры к недопущению нарушений трудового законодательства при проведении административной реформы и обеспечению достойного уровня оплаты труда работников бюджетной сферы.
Принято 17 августа 2005 года
г. Москва
VI Съезд Профсоюза работников государственных
учреждений и общественного обслуживания
Российской Федерации
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
ОБРАЩЕНИЕ
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, делегаты VI Съезда Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, обращаемся к Вам как к главе государства, гаранту Конституции, прав и свобод граждан России.
31 декабря 2004 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 902 “О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений”, в соответствии с которым с 1 января 2005 года в 1,2 раза повышены размеры тарифных ставок (окладов) указанным работникам.
Однако его действие не распространяется на работников, занятых в воинских частях и учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Избирательно исключив работников “силовых” федеральных органов исполнительной власти из перечня имеющих право на повышение тарифных ставок (окладов) с 1 января 2005 года, Правительство ущемило их законные права, материальные интересы, унизило их честь и достоинство низкой оценкой значимости выполняемого ими в интересах государства труда, что вызвало многочисленные жалобы в различные инстанции. Постановление Правительства грубо нарушило конституционные права работников, нормы международного и российского права, дискриминационно по сути.
Центральный комитет нашего Профсоюза трижды обращался к Вам с просьбой решить вопрос о распространении указанного постановления Правительства РФ на работников, занятых в воинских частях и в учреждениях, подведомственных “силовым ведомствам”, но никакой реакции не последовало.
Не решило проблему и заключение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина на постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 902, направленное Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову.
Съезд Профсоюза считает, что настало время безотлагательно употребить данные Вам Конституцией полномочия для восстановления нарушенных Правительством Российской Федерации прав граждан.
Принято 17 августа 2005 года
г. Москва
ОТ РЕДАКЦИИ
Поскольку пункт 4.2 Устава профсоюза вызвал расхождение во мнениях делегатов съезда, мы решили опубликовать два варианта: в новой редакции и прежней редакции. Но председатель профсоюза Владимир Савченко заявил на съезде, что, как он надеется, в реальной работе профсоюзу этот пункт не придется использовать.
В проекте устава: “4. Организационные принципы деятельности профсоюза.
4.1. Профсоюз, его организации и выборные органы в своей деятельности руководствуются демократическими принципами, что означает:
- периодическая отчетность профсоюзных органов перед своими организациями и вышестоящими профсоюзными органами;
- вышестоящий профорган вправе отменять решения нижестоящих руководящих или выборных органов, если они противоречат Федеральному закону “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, настоящему Уставу и решениям вышестоящих органов, а также вносить в соответствующие организации предложения об освобождении от занимаемой должности руководителей этих органов по перечисленным причинам”.
В окончательном варианте: “4. Организационные принципы деятельности профсоюза.
4.1. Профсоюз, его структурные подразделения и выборные органы в своей деятельности руководствуются демократическими принципами, что означает:
- периодическая отчетность профсоюзных органов, в том числе их руководителей перед своими организациями и вышестоящими профсоюзными органами;
4.2. Вышестоящий профорган вправе отменять решения нижестоящих руководящих выборных органов, если они противоречат Федеральному закону “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, настоящему Уставу и решениям вышестоящих органов, а также рекомендовать соответствующей организации Профсоюза освобождать от занимаемой должности руководителей этих органов по перечисленным причинам и вносить для избрания другие кандидатуры”.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте