Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Что мешает педагогу

В преддверии всероссийской акции протеста работников бюджетной сферы о трудностях и проблемах высшей школы мы решили узнать у московских преподавателей и студентов. На вопросы корреспондента “Солидарности” ответил Юрий ТЕРЕЩЕНКО, автор многочисленных учебников и учебных пособий по истории России ХХ века, кандидат исторических наук, доцент, профессор Международной славянской академии, доцент исторического факультета МГУ и профорг кафедры отечественной истории ХХ века.

- Юрий Яковлевич, каковы, на ваш взгляд, проблемы у вузов?

- Много их. Это и снижение качества образования, и низкая зарплата преподавателей государственных вузов, и большое количество частных заведений, и снижение статуса преподавателя, и отток профессиональных кадров...

- Что вы подразумеваете под снижением качества образования?

- Классический университет дает фундаментальные знания, а выпускник должен суметь перенести их на практику. А с начала 90-х годов в нашей стране многие институты вдруг стали университетами, но качество преподавания в них все равно низкое. В огромном количестве стали открываться частные вузы. Большинство же новоиспеченных вузов выпускают малоквалифицированных специалистов, часто - не владеющих элементарными теоретическими знаниями. Во многих коммерческих учреждениях цель - не знания дать, а заработать на студентах. И с каждым годом студентов набирают все больше и больше...

- А разве в государственных вузах нет погони за прибылью?

- Да, конечно, платное государственное образование - это тоже проблема. Но в нынешних условиях оно дает вузам возможность выстоять. Вот только на пользу ли это будет самому образованию? Думаю, нет. Но иначе как выжить?.. Некоторые университеты в погоне за прибылью создают сеть своих филиалов. Например, один из кавказских университетов имеет около двадцати филиалов. В то время как МГУ - только два: в Севастополе и Астане. Причем филиал в Астане финансируется правительством Казахстана. А в Черноморском филиале большинство мест платные.

- Хорошо, а что вы подразумеваете под снижением статуса преподавателя
в государственных вузах?

- Я говорю о том, что многие преподаватели из государственных высших школ переходят в частные, потому что там платят больше. Но все перейти не смогут, да многие и не хотят никуда переходить. Чем это не снижение статуса? Ведь чем ниже ставка, тем ниже статус. Разница в зарплате существенная. Если у нас молодой специалист, без звания, получает около пяти-шести тысяч, то в коммерческом университете он может получать в три раза больше.

- И сколько, по-вашему, университетский преподаватель должен получать, чтобы хватало на нормальную жизнь?

- Думаю, тысяч тридцать надо. Чтобы хватало на питание, транспорт, оплату жилья, а порой и книжку интересную купить.

- А как же тогда репетиторство, которым занимаются почти во всех вузах? Это ведь коррумпированная система?

- Репетиторство тоже есть. Коррумпированная система? Можно сказать и так. Но что вы хотите: преподаватель вынужден заниматься с абитуриентами, чтобы выжить. Каждый хочет есть и пить, потому и репетиторствуем. Система высшего образования толкает к такому способу заработка.

- Да это понятно, но ведь потом еще и своих учеников устраивают?

- Не без того. Но каждый родитель, приводя к репетитору свое чадо, хочет, чтобы оно обязательно поступило. А потом - никто не захочет отдавать ребенка преподавателю, который не пообещает своей помощи на его предмете.

- Как сотрудник истфака, какую бы вы проблему назвали специфической для гуманитарных факультетов?

- Наверное, это проблема библиотек. К сожалению, они не пополняются новой литературой. Прежде за счет госсредств в каждую крупную библиотеку поступали новые издания. А сейчас многие монографии печатаются небольшим тиражом, в частных изданиях, поступлений нет. Если только сам автор не подарит несколько экземпляров, но этого недостаточно. Приходится покупать. И еще - плохо с помещениями и техническим оснащением кабинетов. Порой нет элементарных карт... Наверное, этот вопрос острее стоит у медиков или химиков.

- Юрий Яковлевич, вы - профорг кафедры. Скажите, насколько сильна профсоюзная организация МГУ?

- Сегодня это практически беспомощная организация. На данный момент профсоюз может разве что оказать разовую материальную помощь в размере двух тысяч рублей - “на поддержку социально нуждающихся”.

Вот пример. В связи с 250-летием университета сотрудникам, проработавшим более 20 лет, были выданы нагрудные знаки. Было согласовано с главой социального ведомства Михаилом Зурабовым, что сотрудники, получившие такие знаки, приравнивались бы к ветеранам труда и получили бы льготы на транспорт и оплату коммунальных услуг. Но в социальных службах в этом отказывают. Профсоюз помочь здесь не в силах, этот вопрос обещал решить ректор...

- Министр образования и науки Андрей Фурсенко неоднократно говорил о необходимости сокращения числа вузов. Как бы вы это прокомментировали?

- Министр лишь отражает мысль президента, который в своем ежегодном послании сказал о такой необходимости. По их мнению, если сократить количество университетов, то больше денег будет для финансирования остальных. А снизив число работников, увеличат зарплаты оставшимся. Это опасный путь. Факультеты могут лишиться необходимых сотрудников, и что тогда - профессорам придется выполнять работу лаборантов? Но там тоже много своих тонкостей.

С другой стороны, сократить число коммерческих вузов указом правительство не решится. Соответственно, оно должно будет увеличить капиталовложения в государственные вузы, чтобы поднять их конкурентоспособность. Но решить тем самым проблему переизбытка вузов и низкого качества подготовки специалистов, думаю, не получится. К тому же наверняка появятся новые, не менее сложные проблемы.

Татьяна КИТОРАГА


ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ СТУДЕНТЫ?

О своем видении проблем высшего образования “Солидарности” рассказали студенты и аспиранты Московского государственного университета
им. М. В. Ломоносова.

Виктория ПЕТРОВА, исторический факультет:


- Меня, как студентку вечернего отделения, обижает дискредитация “вечерников”. Одно дело - стипендию не получать, но мы же полностью лишены всяких льгот! Нам не предоставляются ни студенческие транспортные карты, ни общежитие. Ребята не могут заниматься на военной кафедре. А ведь программа обучения у нас та же, что и на дневном отделении, только немного растянута. Думаю, это надо пересматривать.


Петр САМОЙЛОВ, биолого-химический факультет:

- Большая проблема - старение кадров университета и отсутствие достойных молодых специалистов. И техническая база кафедр сильно страдает. Раньше было больше возможностей: работы в лаборатории, поездки. Сейчас, несмотря на новые технологии, часто не хватает элементарных колб...


Дон Хи РИ (Южная Корея), аспирантка, исторический факультет:

- Бюрократия - главная проблема. В библиотеку записаться - нужна куча документов. А книгу взять? В каталоге найди, заполни бланк на получение, потом жди несколько часов, а то и только на следующий день получишь. В европейских странах как? Пришел в библиотеку, подошел к нужной полке - и берешь все интересующие тебя книги.


Евгения МЕНЬШОВА, филологический факультет:

- На мой взгляд, современной проблемой вузов является ЕГЭ, потому что пропадает объективность на вступительных экзаменах. Ее и так не хватает, потому как деньги и связи решают многое, а теперь еще и этот единый госэкзамен... Еще одна лазейка для блата.


Евгения БЕЛОВА, исторический факультет:

- Стипендия маленькая. Только на оплату транспортной карты, да пару раз в столовую сходить... Те повышения, которые были весной и осенью, - это еще на пару бутербродов с колбасой. Думаю, что студентам тоже стоило бы выйти на акцию протеста, присоединиться к учителям со своими требованиями.


Александра АЛЕКСЕЕВА, филологический факультет:

- В библиотеку нет поступлений. Нам вот список литературы дали к экзамену, а половина - новые издания. Нужно покупать. Обидно, ведь многие только к экзамену и нужны. Хоть бы деньги к стипендии доплачивали тем, кто книги покупает! Или библиотека потом перекупала бы их у нас дешевле...


Ольга ГЕРАСИМЕНКО, аспирантка, исторический факультет:

- Раньше по линии профсоюза были льготные путевки в летние лагеря и на турбазы. А теперь у МГУ остался только один лагерь, и лишь некоторые студенты могут получить льготную путевку - раз в пять лет.


Ольга КОРОЛЬКОВА, исторический факультет:

- Родители рассказывали о дружном студенческом коллективе, а я вот его не вижу. Студком - это кружок самодеятельности, где много слов и мало дела. Если кто-то из ребят организовывает что-то, то рассчитывать им приходится только на себя. Помощи ни от профсоюза, ни от деканата не увидишь.


Ксения ЯКОВЛЕВА, исторический факультет:

- В общежитии жить невозможно. Заходишь в здание - такое ощущение, что попал в Азию: корейцы, китайцы, вьетнамцы. Откуда их столько? На кухне готовят свои блюда, зайти невозможно из-за запаха... А наших ребят часто селят в дальние общежития. Но вообще у нас еще ничего. Есть и такие общаги, где в комнату, рассчитанную на троих, селят семерых. Столы выносят и ставят двухъярусные кровати.


Павел ЛЕВУШКИН, геологический факультет:

- Отсутствие специалистов на кафедре. Я выбрал себе тему, но кафедра не могла мне дать научного руководителя или консультанта, который помог бы сориентироваться в этой теме. И я был вынужден заняться другой. Теперь хочу пойти работать по специальности, но меня призывают в армию. Тоже проблема?!

Опрос подготовила Татьяна КИТОРАГА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2