То, что крестьяне живут в нашей стране плохо, ни для кого не секрет, но сами они постоянно пытаются привлечь к этому внимание. На очередном митинге, прошедшем 28 сентября в Москве, на Горбатом мосту у Белого дома, они решили напомнить о себе экстравагантным способом. И принесли с собой почти трехметровый гроб, уже поучаствовавший в “боевых” действиях - на митингах в Краснодаре и Ростове. Сначала агропромышленники говорили, что в этом гробу можно хоронить село и крестьянские надежды. А потом решили, что лучше оставят его для чиновников из Белого дома.
Организатором действа выступила Аграрная партия России. К ней присоединились Агропромсоюз, профсоюз работников АПК, Российский аграрный союз молодежи, “Яблоко” и ЛДПР. При таком соотношении политических сил митинг, на который пришли полторы тысячи человек, неизбежно должен был превратиться в политическое ристалище. Так и вышло.
Вокруг были лозунги типа “Вожди приходят и уходят, а кушать хочется всегда” или “Президент, хлеб дорогой, а крестьянин нищий, потому что зерно дешевое”. С трибун рекой лилась действительно удручающая статистика: за последнее время закрылось пять с половиной тысяч сельских школ, 13 тысяч населенных пунктов просто обезлюдели, из-за чего 13 млн. гектаров ранее обрабатываемых земель заросли бурьяном. Россия только на 30% обеспечивает себя продовольствием, и по этому показателю даже Бангладеш обходит нас в два раза...
Как всегда, особенно красноречив был Владимир Жириновский: “Вы думаете, крепостное право отменили? Оно еще сохраняется!” По мнению лидера ЛДПР, кризис сельского хозяйства - прямое следствие заключенных еще во времена Гайдара долгосрочных контрактов с зарубежными поставщиками. И расторгнуть их сейчас невозможно, правительство боится разориться на выплате неустоек. А вообще, считает Жириновский, во всех российских бедах виноваты министры. И депутаты, но только совсем немножко, ведь их, оказывается, “тоже обманывают”. Громогласный политик назвал главного врага и основного друга России. По его словам, наш главный враг - Запад, ведь “если дать денег крестьянам, то страна начнет обогащаться, а это невыгодно Западу”, а вот главный друг - Китай (видимо, ВВ вспомнил песню про “русский с китайцем братья навек...”). Ну а панацея - в запрете экспортирования российской нефти, считает он.
Занявший следом за ним трибуну Василий Крылов, председатель Московского городского отделения Аграрной партии России, был не менее горяч. Сначала он заявил, что согласен с Жириновским. Но не понимает одного: почему же его партия - ЛДПР - голосует за бюджет, в котором нет места расходам на сельское хозяйство? А закончилась речь аграрника заявлением, что в России есть только одна партия - Аграрная, и призывом ко всем остальным партиям присоединяться к ней.
Постепенно митинг превращался в политический междусобойчик. А между тем людям, которые приехали к Горбатому мосту из Вологды, Калуги, Тулы, Ростова, Краснодара, Рязани, Татарстана и Удмуртии, было не так важно, представитель какой партии находится на трибуне.
- Против чего протестуем? Да против жизни такой, - сказала мне Александра Птушкина, овощевод из совхоза им. Циолковского, расположенного в поселке Шопино Калужской области. - Удобрения дорожают, горючее тоже. Зарплата маленькая. Семена не на что уже купить. Мы не можем обработать землю. Хотим, но нам не дают. Выращиваем от овощей, капусты-морковки, до зерна. Вечно согнутые спины, а получаем от трех до шести тысяч в зависимости от сезона.
- И это еще ведущий совхоз, - перебивает ее Валентина Дрибная, главный специалист обкома профсоюзов АПК Калужской области. - Мы ездили по окраинам, там все развалилось полностью. Да и в этом совхозе... До перестройки там производили 30 тысяч тонн овощей и было 500 рабочих. Теперь производят только 8 тысяч, и работников осталось 140. Стали мало платить, и люди уехали в город. Наши шоферы водят цементовозы в Москве... А молодежь вообще не собирается оставаться в селе. Поэтому мы требуем не менее 6% из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства. А не 0,9% - на них только похоронить сельское хозяйство можно. Мы здесь часто бываем. Каждый год митингуем, но нас так и не слышат...
Такого же мнения придерживается и Константин Шаповалов, сын фермера из села Белая Глина Краснодарского края. Они с отцом не хотят денег от государства. Они хотят, чтобы снизили цены на ресурсы, на горюче-смазочные материалы и повысили цены на продукцию. Но вряд ли их кто услышит. Да и сами участники на это не надеются, но акции протеста продолжаются по всей России. А 29 ноября недовольные крестьяне со всех регионов России опять встретятся на Горбатом мосту. Надо было гроб там оставить. Пускай полежит.
Полина САМОЙЛОВА
Фото Николая ФЕДОРОВА
БИРЖУ - СЕЛУ! ТО ЕСТЬ ГОСУДАРСТВУ
Отечественные законодатели-аграрии предложили решить проблемы села. Для этого надо направить на поддержание сельхозпроизводителей не менее 10% расходной части бюджета. (Указывалось, что лучше, конечно, 40%, но и это не идеал.) Кроме того, следует упорядочить и централизовать торговлю в отрасли путем создания биржи. Причем желательно сделать эту агробиржу ГУПом (государственным унитарным предприятием)...
30 сентября в Совете федерации прошло заседание рабочей группы по вопросам АПК при председателе палаты Сергее Миронове. Обсуждали один из двух альтернативных проектов федерального закона об основах государственной аграрной политики. Один из них (“О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка”) с весны прошлого года дорабатывается группой депутатов Госдумы РФ во главе с председателем Комитета по аграрным вопросам Геннадием Куликом. Он предполагает регулирование федеральной агропродовольственной политики через некие “государственные программы”. Другой проект, сочиненный группой экс-депутатов Госдумы и видных агроруководителей, появился недавно. В нем предлагается создать огромную государственную агробиржу, работающую по сметному принципу. Его и обсуждали.
Открывая заседание, спикер Совфеда Сергей Миронов сообщил, что по данному законопроекту совет собирается уже второй раз за месяц. В прошлый раз была одобрена лишь концепция закона, а теперь обсуждаться будет его новая редакция, а далее - “не сдача готового продукта, а очередной рабочий этап”. То есть песня вообще-то долгая...
На заседании новый законопроект представлял руководитель рабочей группы, видный деятель Аграрной партии РФ Геннадий Чуркин. Он доложил, что “закон призван решить основополагающие вопросы и пробудить мотивацию к работе на земле”. Докладчик указал: “Рассказывать о том, как крестьяне живут, без кома в горле просто недопустимо!” Далее Чуркин уточнил: “Разве в таких условиях, как у нас, можно работать на селе? В стране более 30 млн. га земли не засевается! А ведь наши еще и пыжатся и как-то что-то делают!” Чуть успокоившись, аграрий кое-что рассказал и о самом проекте (в частности, о том, что он состоит из 12 глав и 61 статьи), но затем вновь перешел на перечисление бедствий: “Крупная промышленная переработка исчезла из села, перешли на мелкие хозяйства, а отсюда подход один: кровь - в канализацию, шкура - воронью, кости - собакам! В сельском хозяйстве никакого рынка нет, а есть перекупщики: взяли у крестьянина, порезали, кишки выбросили, увезли, продали!..” Скорее всего, имелись в виду забой скота, заготовка туш и торговля мясопродукцией. “То же и с зерном, - сказал Чуркин. - По бросовым ценам его у крестьян купили - и давай обеспечивать свое личное благополучие!”
О сути данного проекта в итоге стал рассказывать “конкурент” и тезка Чуркина, то есть Геннадий Кулик. Глава аграрного комитета тут же нашел в документе массу недостатков (прежде всего декларативность и расплывчатость формулировок), заявив в итоге: “Наша беда в том, что хотя ставятся правильные задачи, но предлагаются такие меры и способы решения проблем, которые не только не решаю стоящую перед селом задачу, а, наоборот, вредят ему - и не дай бог если будут реализованы... Вы меня простите, но такое нам предлагали еще полтора года назад!” Как указал Кулик, “пустого закона с советами домашним хозяйкам нам не нужно”, потому что “не надо забалтывать проблему - надо чтобы закон был насыщен конкретным содержанием”.
Впрочем, перед этим Кулик подробно разобрал чуркинский проект и предложил по отдельным полезным позициям работать совместно. Так, он отметил, что сама идея использования в сельском хозяйстве системы бирж “правильна, но предложение создать государственную биржу и наделить ее управленческими функциями - это... У нас все настолько монополизировано, что нет даже нефтяной биржи! Здесь надо ваши предложения привязать к реалиям жизни, к существующему законодательству и к мировой практике”. Кулик похвалил идею об обязательном выделении на сельское хозяйство не менее 10% расходной части бюджета: “Я поддерживаю ваше предложение о выделении гарантированной и достаточной части бюджета на поддержку сельского хозяйства, и, скорее всего, мы используем это положение в нашем законопроекте. Но по каждой расходной позиции должен быть четко прописанный норматив”. То есть на что конкретно и в каком порядке идут деньги.
Чуркина поддержал маститый аграрий Василий Стародубцев, лидер Аграрной партии. Он открыл, что “село находится в критическом положении”, а “из этих двух законов можно сделать один хороший”. Насчет бюджетных запросов Стародубцев был наиболее откровенен: “Даже если правительство и Госдума расщедрятся и дадут нам 40% - все равно этого будет мало, все пойдет на поддержку крестьян и решение социальных проблем села”. Тем не менее, “эти 10% надо четко прописать в законе, а уж как распределить и кому направить - на то есть Минсельхоз, правительство, Госдума, региональные власти. И я думаю, что никто не ошибется!” Только эта поддержка, указал аграрий, непременно должна быть адресной.
Самое дельное замечание в итоге сделал замгубернатора Ярославской области Михаил Боровицкий. Он посетовал на то, что правительство ставит перед собой краткосрочные цели, и предложил “прояснить, каким мы, собственно, хотим видеть российский агропром через 10 - 15 лет? Нам как стратегию строить - за счет своих производителей страну кормить, или же проще завезти это все сюда откуда-нибудь?” Ответа не последовало.
По итогам прений Миронов заявил о готовности поддержать проект, а в будущем, в зависимости от того, как пойдет дело, внести его от себя в порядке законодательной инициативы, либо перенести все ценное из этого документа в “думский” проект, предложив соответствующие поправки.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте